Русская лайка Найда

Алексей Малышев Сказитель
               

                ЛОВЧАЯ  СОБАЧКА  НАЙДА.


Давным -  давно человек приручил для охоты лесную собаку.  Стала она помощницей охотника. За то, что помощница охотника, загнав белку на ель, громко лаяла, дали собачке звонкое имя-лайка.

Лайка хитра как лиса, сильна и быстра как волк. Она любит помогать хозяину и не боится ружейных выстрелов.
Случилось мне однажды познакомиться с такой собачкой и ее интересными повадками.
Произошло это жарким днем, недалеко от города. Возвращалась я с садового участка и почувствовала усталость. Казалось руки от слабости не поднимаются и ноги не идут.

Место безлюдное,  вокруг густой подлесок из березок и сосенок, между которыми петляет дорожка, заросшая зелеными травами и яркими цветами.
Путь мой проходил мимо домика охотника, когда я услышала плач. Вначале мне показалось, что плачет ребенок.
-Неужели маленький заблудился?
Подумала я.

Но вскоре плачь перешел в тихое жалобное  повизгивание.
Ускорив шаги, увидела я под кустом зверюшку. Оказалось, плачет щенок, уронив большую голову на передние лапки. Глазки его едва открылись, значит  ему несколько дней от роду. Мне стало жаль малыша и я подняла его с земли.  Я мечтала напоить его теплым молоком. Должен каждый человек заботиться о зверушках!

Пришлось пристроить  малыша за пазухой, под одеждой, да и поторопиться  на остановку автобуса.
Небо неожиданно покрылось тучами, погода изменилась.
Начал накрапывать дождь.
 
Чувствуя приятное тепло от вздыхающего во сне щенка, я  подумала:
 -Как приятно заботиться  о животных!
Щенок затих, прильнув к моей  старенькой майке.
В это время автобус привез меня к моему дому.
Мои сыновья очень обрадовались живому подарку.

Мальчики радостно восторгались красотою настоящего щенка и заботливо приносили ему необходимые вещи.
Постелили мягкую ткань в  большой картонной коробке, получилась кроватка. На маленькую бутылочку  с молоком одели резиновую соску и стали кормить голодного щеночка ужином.

Мальчишки не спеша рассмотрели щенка.
Черная,  как воронье крыло шерсть щенка, искрилась на солнце бликами. На груди мех образовывал яркий белый галстук до самого розового брюшка. Кончик хвоста украшала белая кисточка.

 Лапки были одеты в чистенькие белые носочки.
Дети любовались щенком, радовались и вслух мечтали, как будут учить щенка.
Потом стали искать кличку для щенка и вспомнили, что нашли собачку в лесу, потому и назвали Найдой.

Найда не любила оставаться подолгу одна.
Радостно общалась она со мною и сыновьями, охотно пила молоко.
Когда наша воспитанница научилась бегать и лаять, выяснилось, что Найда веселая и игривая.

Но характер у нее был нежный и обидчивый , как у ребенка. Если, увлекшись игрой с тапочками, она прогрызала их насквозь, я выговаривала ей за озорство.
Найда сразу обижалась. Прижавшись к полу, прикрыв двумя лапками мордочку, жалобно скулила и изредка поглядывала на хозяйку. Потом начинала плакать по-детски безутешно.

 Но стоило мне сменить оттенок голоса на добрый и всепрощающий, погладить ее, пощекотать за ушками, обиды исчезали. Вновь радостно терлась у моих ног преданная Найда!

Время шло. Моя помощница становилась высокой и красивой.
Заметил нас сосед-охотник и подошел, когда мы гуляли с ней во дворе. Охотник обратился ко мне с вопросом:
-Знаете ли вы, какая знаменитая порода у вашей воспитанницы Найды?

-Разумеется, нет, - отвечала я.
-Русская лайка – это лучшая охотничья порода! - твердо объявил бывалый таежник.
Моим сыновьям веселее стало жить с собачкой. Они выискивали по библиотекам города книги о дрессировке собак, стараясь применить к воспитанию Найды все, что там было написано.

Научили Найду различным командам, а потом придумали  игру в прятки.
Мальчики усаживали щенка в большую корзину и убегали. Кто-нибудь из ребятишек накрывал Найду платком.
Сколько восторгов ожидало детей, когда собачка успешно разыскивала спрятавшихся в разных укромных местах ребят.


Наступил сентябрь и ученики сели за уроки. Кроме того  ребята ходили в музыкальную школу, учились играть на баяне. Во время домашних занятий  играли на разных регистрах. Здесь всех ждало открытие. Найда громко подпевала баяну, смешно двигая челюстями, складывая губы дудочкой. Звуки, издаваемые собачкой, были не красивые, но в тон. Пока звучал инструмент, аккорды слышались вместе со звонким пением нашей Найды.

Рано утром раньше всех в доме вставала я. Мне приходилось подрабатывать дворником. Однажды моя лайка пошла со мной на работу. Честно признаться мне не хотелось брать собачку с собой. В раннее утро жители домов спят, а Найда могла громко залаять. Но увидев ее умные, просящие глаза, я рискнула.

 Когда мы с  ней спускались по лестнице нашей пятиэтажного дома и выходили во двор , я высказывала ей свои сомнения вслух. Найда слушала внимательно и смотрела на меня умными глазами, понимая мою речь.
Пришли на участок.

 Мне нужно было собрать крупный мусор с лужайки. Собачка сочувственно провожала взглядом каждое мое движение, даже мордочку поворачивала. Черные ушки встали торчком, спинка выгнулась.

В это время меня кто-то позвал, и я на миг забыла о своей собачке.
Вдруг позади послышался шум. Что такое?
Оглянулась и вижу. Найда мчится, крепко зажав в зубах ветку акации,  отломленную хулиганами от куста.

А возле мусорного бака уже сложены другие ветки, палки, газеты, также принесенные ею. Вот кто помогает мне!

Стремглав бегает Найда по лужайкам, быстро собирая брошенные предметы! Остановилась она потом внезапно, и замерла. Сделала стойку  возле контейнера и косит на меня веселым взглядом, словно говорит:
- Ну, что? Верно я сделала?

От радости я не знала, чем ее отблагодарить. Дала колбаски, рыбки и паштета. Кушай , умница!
Вместе с лайкой любую работу выполняли мы быстро, прежнюю уборку  делали всего за двадцать минут.
Найда становилась взрослой, способности ее развивались.
Пришлось участвовать ей в настоящей таежной охоте, ловить диких зверей.
Охотник сосед забрал ее для настоящего дела.

 Встречая его я с интересом слушала рассказы о таежной жизни моей Найды. Она выследила хитрую лисицу, поймала грозную рысь. Участвовала в медвежьей охоте.
Но бывали и неудачи. Однажды попала лапой в чужой капкан, долго плакала, пока ее не спасли.

Но всегда моя Найда была бесценной помощницей.