Протоиерей Илия Гумилевский

Вячеслав Иванович Марченко
Протоиерей Илия Гумилевский.

День памяти:
24.11/7.12 – день кончины (1963 г.)

Протоиерей Илия (Гумилевский Илья Васильевич) родился 20 июля 1881 года в станице Новониколаевской Черкасского округа Донской области в семье казака.

В 1897 году окончил Новочеркасское Духовное училище.
В 1900 году – Донскую Духовную семинарию.
В 1903 году – Московскую Духовную семинарию.
В 1907 году – Московскую Духовную академию со степенью кандидата Богословия.

В 1907 году в Московской Духовной семинарии рукоположен во иерея.
С 1907-го по 1912 год – преподаватель Московской Духовной семинарии.

С 1912-го по 1919 год – преподаватель литургики, экстраординарный профессор Московской Духовной академии. Ректором академии до мая 1917 года был епископ Феодор (Поздеевский).
С 1913 года – магистр Богословия. Его магистерская диссертация была написана на тему "Учение апостола Павла о душевном и духовном человеке".

В 1914-22 годах – священник храма Христа Спасителя в Москве.
Служил до захвата храма обновленцами.

В 1922-28 годах – протоиерей храма Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище в Москве.

Был духовником профессорской общины, существовавшей в Даниловском монастыре, в котором некоторое время продолжалась традиция Духовной академии под руководством настоятеля епископа Феодора (Поздеевского).

Из воспоминаний О.И. Подобедовой: "Я попала в Москву. Здесь очень тяжело болела всю зиму и, наконец, ранней весной, постом, попала в церковь на Лазаревском кладбище. Попала "на буднях". В среду вечером, после вечерни, отец Илия Гумилевский вел беседы, разъясняя таинства.
Он же организовал там сестринскую общину, которая имела своеобразный устав, и сестры которой, пройдя некоторый искус, повторяли обещание покаяния, то есть обеты крещения. На обязанности этих сестер было не только петь с народным хором, убирать храм, дежурить "на буднях" у подсвечников, у панихидного столика, а также убирать храм цветами к праздникам, а, главное, посещать больных и недужных и просто бедных, которым помогала сестринская община. От ящика нельзя было организовать помощь, но сестры могли это сделать вскладчину: они готовили пищу, они и просто помогали деньгами, по-разному разным семьям. Определенные сестры были определены к отдельным улицам Марьиной Рощи, где жили бедные, которые были на их попечении...
Я стала сестрой в общине и получила "косынку".
Отец Илия Гумилевский вел беседы каждое воскресенье после вечерни. Сначала он разъяснял церковные службы, сущность таинств, затем был цикл проповедей, которые можно назвать так: "Покайтесь, близ есть, при дверях!" Тема покаяния пронизывала все его проповеди: проповеди после вечерни и утром – за ранней обедней, когда он объяснял дневное Евангелие. Этот призыв к покаянию был настолько силен и его проповеди были так вдохновенны, что присутствовавшие там пожилые мужчины, закоренелые пьяницы, матерщинники, припадали к батюшкиным ногам и говорили: "Помолитесь, отныне не буду пить, не буду браниться!"
Приходили к нему на исповедь ежевоскресно, причащались Святых Таин ежевоскресно в поддержание вот этой новой для многих духовной жизни.
Проповеди начались в 1925 году и продолжались до 1928 года, когда отца Илию перевели к Николе Явленному...
Я пропустила такой момент. У Батюшки отца Илии была большая семья. Они очень голодали. А Батюшка за написание службы св. Ермогену получил наперсный крест с частью Животворного древа. Однажды Матушка принесла творог, и все были ужасно счастливы, что сейчас детки покушают. Они начали есть этот творог, а творог был горький, как хина, – попробовали и отложили. А Батюшка взял свой крест и положил на творог. Матушка убрала творог, потому что есть его было совершенно невозможно. Но когда через два дня совсем уже ничего не оказалось в доме, она подала этот творог на стол, а он оказался прекрасный, сладкий и свежий. "Ты что, новый творог получила?" – Спросили дети Матушку. – "Да нет, это вот тот, который я отложила".

В 1928 году протоиерей Илия служил в храме Флора и Лавра на Зацепе и в храме Николы Явленного в Москве.
Из воспоминаний О.И. Подобедовой: "В церкви Николы Явленного он прослужил меньше полугода и был арестован. Его взяли на поруки его родные, потому что он стал слепнуть, и, к сожалению, дали за него подписку о неслужении".

20 декабря 1928 года он был вновь арестован.
22 февраля 1929 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ осужден за "контрреволюционную агитацию".
Приговор: 3 года ссылки в Сибирь.

Вернувшись из ссылки, на несколько лет уехал на родину.
Затем жил в Москве, пребывая в почти полном уединении.
Нового курса митрополита Сергия (Страгородского) не принял и примкнул к Истинно Православной Церкви.
По некоторым данным, принял монашество с именем Сергий и был возведен в сан игумена. Своего отношения к Московской Патриархии не изменил и в 1960-е годы.

7 декабря 1963 года скончался в Москве.
Отпевали его дома.
Место захоронения: Москва, Востряковское кладбище.

Литература:
1. Голубцов С.А., протодиак. Мученики и исповедники из корпорации Московской Духовной академии начала ХХ века, пострадавшие от безбожной власти в 1920-1930-х годах. Архив ПСТБИ. Машинопись.
2. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917 г. Пг., 1917. С.24.
3. Архив священника Павла Александровича Флоренского. Вып. 2. Переписка с М.А. Новоселовым. Томск: Водолей, 1998. 288 с. С. 44.
4. Голубцов С.А., протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С. 89-90.
5. http://pstbi.ru