Дарования

Владимир Бойко Дель Боске
Это была риэлтерская выставка. И она проходила не в Москве. Раз в год ее организовывали в Санкт Петербурге.
Директор проектного института почему-то очень следил за участием своих представителей во всяческих, подобных выставках. И на этот раз он так-же не пропустил ее. Поехали не нее главный архитектор института, Гуля Израилевна, руководители мастерских, Сергей и Наталья.
В их обязанности входило: стоять у стойки павильона проектного института, разговаривать с посетителями выставки, рассказывать о проектах. Работа, в общем, довольно-таки простая. Но, нужен был старший. И им естественно была назначена Гуля Израилевна, в первую очередь, конечно, как главный архитектор института, а уж потом, как человек организованный, творческий, креативный, умный и умеющий говорить, причем говорить долго, упрямо и ни о чем. И причиной этому служила простая истина – так как она не являлась таковой. То есть она старалась ею быть изо всех сил, порою тренируясь даже ночами перед зеркалом, заучивая тексты, отрабатывая мимику, но забыв о главном, о том, что во всем этом шоу нет смысла, нет глубины, логики, а главное нет никакого опыта.
Гуля Израилевна была похожа чем-то на торговку с Черкизона. Это сходство заключалось в том, что она, как и та, на кого она походила, считала, что человека знающего можно убедить буквально во всем, для этого нужно уметь лишь хорошо говорить, и тогда он твой. Но она ошибалась, имея дело с людьми несерьезными, понимающими то, что они творят, и главное хорошо осознающими для чего они все это делают. А с такими людьми мало того, что не просто, с ними порою и невозможно добиться того, что нужно тебе, ведь они и пришли, чтобы взять то, что надо им, а не вам.
Одним словом, человек Гуля была шумный, бестолковый, но разговорчивый.
Сергей и Наталья были примерно одного возраста, всю свою жизнь проработав проектировщиками, они легко разбирались в том, что происходит вокруг, и несмотря на свой возраст, который подступался к пятидесяти годам, имели колоссальный опыт общения с заказчиками, в отличие от двадцати семи летней Гули Израилевны, за плечами которой были десятки не построенных но очень современных, градостроительных концепций, в разработке которых она просто принимала участие, не являясь их автором. Но институт, к сожалению, не имел никакого отношения к таковым. Он занимался точечными объектами - за малым исключением. И если говорить честно, то она была навязанным, приведенным извне «специалистом».
Нельзя судить  человека по его одежде. Безусловно, это так, но как не сказать о том, что, когда тебе до тридцати лет, не стоит стараться выглядеть на пятьдесят. Как этого можно достичь? - спросите вы. Очень просто, для этого нужно купить то, что вам совершенно не идет, а если еще точнее, то всего лишь навсего подчеркнуть недостатки фигуры, а ведь они есть у каждого. Причем не просто подчеркнуть, а еще и ограничить все это всеми оттенками серого цвета, и только в исключительных случаях применить черный, а белый, же только по праздникам.
Сергей с Наталией, что называется, не боялись цвета, света, и формы, понимая смысл в том, как работает архитектура, они, в свою очередь применяли те же законы и в одежде, не зажимая себя в какие-то искусственно созданные рамки приличия.

Институтский павильон располагался, как раз слегка наискосок от того места, где, начиная с двенадцати часов дня и до самого закрытия, вечером, выступали стриптизерши, и это было чисто по питерски, с неким размахом, юмором и капелькой секса. Это придавало некий нюанс, какой-то интриги, или игры.
От этого выставка оказалась еще интересней. Даже сама парковка при комплексе выставочных зданий была необычна, так, как вместе с множеством припаркованных на ней машин, стояла и огромная, дизельная подводная лодка. Огромное количество людей ходили по павильонам. Помимо риелторов, среди толпы всевозможных производителей строительных, и отделочных материалов, депутатов, мэров и прочей шушеры, были и случайные городские сумасшедшие, которыми, как известно, славится не один только славный город на Неве.
- Добрый день. Скажите, пожалуйста, вы ведь проектируете еще и малоэтажные объекты с инфраструктурой к ним? – произнес подошедший к Сергею молодой человек, лет двадцати пяти, одетый в темный костюм с галстуком, при этом сжимая у себя в руках какой-то буклет.
Сергей в тот момент стоял за импровизированным ресепшеном вместе с Наталией, время от времени поглядывая за девушкой на шесте. И, к тому же они оба о чем-то оживленно говорили. Поэтому, будучи сильно занят делом, он и не сразу понял, о чем именно спросил их молодой человек.
- Простите, что вы сказали? – спросил Сергей.
- Я говорю, что у вас на мониторе крутится ролик с рекламой ваших объектов. И на нем есть проекты детских садов, школ, жилых многоэтажных домов, застроек, но нет коттеджей, или хотя бы малоэтажных жилых комплексов, - повторил, несколько дополнив свой вопрос, молодой человек.
- Нет, малоэтажных нет, - ответил Сергей.
- Но мы проектный институт. И соответственно можем запроектировать все, что угодно, - тут же поправила его Наталия.
Она хорошо запомнила инструктаж перед поездкой на выставку.
- Нужно всеми силами отхватить хоть какой-нибудь заказ. Все равно, что. Запомните, мы - проектный институт и можем проектировать все что угодно. И если на демонстрационном материале не присутствует что-то, то это вовсе не значит, что мы этого не делали, и не умеем, - инструктировал их перед отъездом директор института.
Молодой человек, который уже думал уходить, замялся и, видимо принял решение остаться для серьезного разговора.
- Вы знаете, это очень хорошо, что вы можете проектировать все, что угодно. Это-то мне и нужно, - обрадовался по-детски он.
- А какие у вас проблемы? – спросил Сергей.
- Да у меня собственно и нет никаких проблем.
- Тогда какими судьбами вас занесло в наши края? – спросила Наталия, покосившись в сторону Гули Израилевны, которая сидела обособленно в комнате – аквариуме созданной из сплошных витражей, и от этого полностью просматриваемой. У нее был гость. Они о чем-то беседовали.
В этом непроизвольном взгляде скрывалась какая-то жалость о содеянном.
- Понимает ли, у меня есть проект, да собственно вот он, - молодой человек положил на ресепшен свой буклет и раскрыл его.
- Простите, как нам вас называть? – спросила Наталья.
- Алексей. Зовите меня просто Алексей.
- А скажите, пожалуйста, кто вы по профессии? – спросил Сергей.
- Я занимаюсь системами отопления, но закончил литературный институт, - сказал Алексей.
- Надо же, как интересно! – заинтересовался Сергей.
- Так вы писатель? – поинтересовалась Наталья.
- Нет. Это все не имеет никакого отношения к тому, что я хотел бы сейчас с вами обсудить.
- Ну, что ж. Интересно. Интересно. Весьма интересно, - произнес еще более заинтересованно Сергей.
- У меня тут так называемый город будущего. Точнее это мое видение его, - торопясь и даже несколько заикаясь от этого, начал скороговоркой Алексей.
- То есть это ваше личное видение данного вопроса. И в чем же оно отличается от, так сказать, общепризнанных решений? – произнес Сергей.
- Я предлагаю совершенно другой подход к заселенности населенных мест. Дело в том, что нельзя, не допустимо, когда люди живут на головах друг у друга. Это по меньшей степени неправильно. Нужно не сосредотачивать население, а наоборот, как только возможно равномерно распределять всех по земле. Я придумал клеверную застройку. Как листочки клевера, - сказал Алексей и раскрыл свой буклет, где все было очень подробно, с помощью компьютерной графики, показано.
В нем были и картинки сверху, чуть ли не из космоса, и красивые виды на уровне человеческих глаз и какие-то схемы с таблицами полными расчетов. Иными словами, работа была проведена колоссальная. Но в этом буклете не было только плоских фасадов и планировок самих зданий, а также подробного генплана с пожарными проездами. Буклет представлял собой набор красивых, пусть и слегка подкрепленных примитивными расчетами, но всего лишь на всего картинок.
- А почему именно клевер? – спросила Наталия, начиная понимать, что дальше будет тяжелее.
- Потому, что все должно быть натурально. Дело в том, что в наших краях этот цветок очень распространен, и только поэтому я выбрал его.
- Но у нас есть помимо его еще много, много других цветов и растений. Например, колокольчик, или одуванчик, - сказала Наталия.
- Нет, понимаете ли, это все не то. У них совершенно не тот рисунок листика. И они из-за этого совершенно не подходят под мою концепцию
- А в чем же состоит ваша концепция? – спросил Сергей.
- В том, что множество распределенных радиусом, по форме листа Клевера таунхаусов, в сочетании с отдельно стоящими домами, имеют внутри себя всю инфраструктуру. И школы, и сады, и парикмахерские, магазины, кинотеатры. Все они не более трех листочков, городских формирований, сидят на одном стебле-дороге, соединяющем между собой их. И так бесконечно долго. Ровно столько, сколько нужно для того, чтобы расселить всех нуждающихся в жилье, - выпалил Алексей.
- Понятно. Понятно, - произнес Сергей и покосился, сначала на Наталию, а потом в сторону Гули Израилевны, которая в данный момент о чем-то оживленно разговаривала с очередным своим гостем, пойманным при вылазке наружу из стеклянной клетки.
Наталья, взглядом дала понять, что пора заканчивать с этим градостроителем. Сергей и сам уже понял все про Алексея, но не знал с чего начать.
- Алексей, скажите, пожалуйста, а чего бы вы хотели от нас? – начал свою защиту при помощи нападения, Сергей.
- Мне нужны проектировщики. Я сам не умею проектировать. Я буду являться лишь автором концепции и все. Мне не надо славы автора архитектурных решений. Я претендую только на авторство градостроительного, планировочного плана.
- А как же насчет архитектурно-строительных норм? – спросила Наталия, пытаясь как-то помочь Сергею.
- Ничего страшного, я не собираюсь их нарушать.
- Но, если вам сильно повезет, и вы найдете инвестора, то он заставит вас увеличить этажность хотя бы этажей на двадцать, как минимум и тогда вся ваша идея из-за инсоляции летит к чертовой матери, - коварно завернул Сергей.
- Не может быть. Никто не сможет меня переубедить в количестве этажей в моем проекте.
- Понимаете ли уважаемый Алексей, это все деньги. А их платит инвестор. Это его деньги, не ваши, - сказала Наталья.
- Ну, хорошо, а как же тогда искусство убеждения? Я умею убеждать. Я могу убедить кого угодно, - уже с некоторой дрожью в голосе, произнес Алексей.
Сергей посмотрел с какой-то тоской во взгляде в сторону аквариума. В нем завершалась беседа с клиентом и тот, видимо в скором времени собирался выходить на волю. Надо было ловить момент. Наталия, каким-то шестым чувством понимала, чего хочет предпринять Сергей, и пыталась при первом же случае подыграть ему в его начинании.
- Вы знаете Алексей, среди нас сегодня, как раз присутствует специалист высокого класса, как раз то, что вам нужно - градостроитель. Это наш главный архитектор института Гуля Израилевна. Она обладает колоссальным опытом проектирования планировок городских образований, - втянулась в спасение от беглого шизофреника Наталья.
- И у нее огромнейший опыт проектирования градостроительных планировок. Ей приходилось сотрудничать и с многими европейскими архитекторами, - подыграл Сергей.
- А где же она? – спросил Алексей.
У него вновь загорелись глаза. Ведь он стоял на грани разрешения всех своих градостроительных проблем.
- Вы знаете, она как раз находится здесь, среди нас, вон в том стеклянном помещение и сейчас, как только она освободится она в вашем распоряжении, - произнес Сергей.
- А может, не будем беспокоить ее? – спросила Наталия Сергея.
- Нет, я думаю, что ради такого серьезного начинания, стоит ее потревожить, - ответил Сергей.
В этот момент присутствующие в стеклянной комнате, поднялись из-за стола. Сергей попытался, поймав взгляд Гули, передать ей своим выражением лица, то, что у них появился очень серьезный и значимый для института клиент.
Наконец стеклянная дверь открылась и из нее вышли оба.
- Очень приятно было с вами пообщаться, - сказал мужчина в костюме, выходящий из комнаты.
- Аналогично. Ждем с вашими проектами в Москве у нас в институте, - произнесла Гуля Израилевна.
- До свидания, - протягивая руку Гуле, сказал мужчина.
- До встречи, - с надеждой в голосе, сказала главный архитектор.
И тут же спросила Сергея:
- Что тут у вас такое происходит?
- Ой, Гуля Израилевна, понимаете, у нас как раз ваш клиент, - произнес Сергей.
- Да. У него как раз градостроительные проблемы. Это то, с чем вам больше всего приходится сталкиваться, - добила своей непосредственностью, Наталия.
- Вы проектировщик? – спросила Гуля Алексея.
- Нет. То есть да. Точнее я автор идеи, - наконец сформулировал Алексей.
-Какой идеи? – спросила его Гуля.
И с этими словами они скрылись за стеклянной дверью переговорной - аквариума.
-Наташ, кажись, избавились, - с облегчением сказал Сергей.
- Да. Теперь часа два можем жить спокойно. Но за последствия я не отвечаю, - сказала Наталия.
- Ничего страшного. Она должна выговориться. И тогда вечер у нас будет спокойным, - заключил Сергей.
Первые минут сорок Сергей и Наталия наблюдали мирную беседу, но, начиная где-то с сорок первой минуты, они то и дело, стали ловить на себе злобный взгляд Гули Израилевны. Когда же пошел второй час, стало видно уже не вооруженным взглядом, что главный архитектор начала применять запрещенные приемы по удалению собеседника из поля зрения. Это были попытки закрыть его буклет, лежащий перед ней на столе, невольное движение руки по имитации стряхивания невидимого мусора с юбки, явно с целью изобразить желание экстренно подняться. Но противоположная сторона, будто ничего и не видела. Нет, не не хотела ничего замечать, а именно не видела абсолютно ничего.
Наконец, Гуля не выдержала и встала. По движению ее губ, можно было прочитать следующее:
- Ну, все, я больше не могу вам выделить ни минуты. Все мое время, к сожалению, закончилось, - примерно так, или как-то еще, по-другому. Но это уже не имело никакого значения.
Встал за ней и Алексей. Она, мягко, и совершенно ненавязчиво, наступая на него, медленно, шаг за шагом, пыталась продвинуть молодое дарование все ближе и ближе к выходу. Но ее же ненавязчивость выходила ей боком, так как практически не приводила ни к какому результату. И вскоре Сергей поймал ее, молящий о помощи взгляд.
- Наташ, я пойду спасать Гулю. А то совсем ей тяжело видимо приходится с гениальными людьми, - констатировал Сергей.
- С Богом, - поддержала его, Наталия.
Сергей подошел к витражной двери и резко открыл ее со словами:
- Гуля Израилевна, вам уже надо идти на симпозиум в конференц-зал. Я надеюсь, что вы не забыли? – выпалил Сергей.
- И я вам настоятельно советую изучить градостроительные нормы, - все-таки закончила начатую фразу, Гуля.
Она, высвободившись из плена, вырвалась на свободное пространство, вздохнув полной грудью, пошла куда-то вдаль и боком, схватив на ресепшене стопку из каких-то бумаг, явно не ее.
- Гуля Израилевна, - крикнул ей вдогонку Сергей.
- Что? – на ходу спросила она.
- Конференц-зал не в той стороне, - крикнул ей Сергей.
- А. Ну да, - сказала она, на лету резко меняя направление.
Алексей стоял на месте задумчиво. В правой руке у него был раскрытый примерно на середине буклет. Взгляд его полностью отсутствовал. Наконец он справился с собой и произнес:
- А скажите, пожалуйста, дело в том, что я не успел спросить Гулю Израилевну, как мне быть дальше?
- Как же так? Вы не спросили самого главного, - наигранно возмутилась Наталия.
- Я теперь и не знаю, что вам делать, - добил Сергей.
- А вы бы мне что посоветовали?
- Я? Я бы посоветовал вам поступать в архитектурный институт.
- Вы знаете, и я тоже об этом думал. Но, как-то все не до этого было.
- Но, теперь, я думаю, у вас появилось желание? – спросила Наталия.
- Да. Гуля Израилевна мне очень помогла. Передайте ей огромное спасибо.
– Обязательно передадим. Я думаю, что ей будет очень приятно.
- До свидания, - опять погрузившись в задумчивость, произнес Алексей, но, уже на этот раз, сделав первый шаг в сторону от павильона.
У Сергей зазвонил телефон. Он снял трубку.
- Этот шизофреник ушел?
- Да ушел, а что у вас там случилось? Что-то не так? – спросил Гулю Сергей.
- Спасибо вам конечно огромное за такой сюрприз. Я готова убить кого-нибудь сегодня.
- А я, если честно, подумал, что вы с ним нашли общий язык. Все-таки в одном направление специалисты, - как можно вежливее, предположил Сергей.
- Да он несет какую-то чушь! Бред какой-то! Он шизофреник! – возмущенно продолжала Гуля Израилевна.
- А что случилось? Такой симпатичный молодой человек. Неужели он болен? – продолжил убийство Сергей.
- Да это полная шиза. Где вы его взяли? Неужели сразу не видно было, что он полный улет?
- Нет, мы ничего и не заметили. Такой у него замечательный проект был. А о чем ты так долго с ним говорила?
- Сволочи! Чтоб у вас заказчики всегда только такие и были!