Сочинение

Татьяна Пороскова
Скрипели перья в тишине класса.
Русые головы склонились над тетрадными листками. Молоденькая учительница сидела за столом и что-то писала в классном журнале.

Шёл урок русского языка. Сегодня семиклассники пришли  после каникул, ещё разгорячённые свободой.
Но минули праздники. Пора и за учёбу. Пусть вспомнят, как провели каникулы.
Что можно увидеть, когда каждый день одна и та же деревня?

У всех во дворах стоит по корове и тёлёнку, а то и лошадь.
Одна забава у ребят: покататься на санках, покидать снежки, прыгать с сарая в сугроб или сходить на рыбалку.

Трещит мороз по стенам деревянной сельской школы.
Но техничка Вера уже натопила печи и закрыла трубы.

На  предпоследней парте сидит маленькая и крепкая, как гриб боровичок, девочка с лучистыми зелёными глазами. Её тёмно-русая коса легла вдоль склоненной спины.
А рука старательно выводит буквы. Иногда она задумчиво смотрит куда-то поверх голов одноклассников, потом снова пишет.

…Матушка с утра запрягла колхозную карюю кобылу. Мы положили вилы в дровни и поехали в лес. Там на небольшой лесной полянке летом накосили на стожок. Обычно косили для себя или в Великой чище, или на БревЕннице.

Великая чищь была за деревней, как только кончалась улицА, огороженная вдоль прогона жердями, как только закрывались большие ворота, и   начиналась  чищь.

Ровное, чистое от леса место тянулось до самого Горского болота. Это были общие покосы.

Когда наступала пора сенокоса, чищь делили на участки. Чертил это всё бригадир на бумаге, как на карте. У каждого участка был свой номер. А потом, чтобы никому  не было обидно, чтобы не было лишних пересудов, бумажки скручивали и кидали в шапку. Мужики или бабы доставали бумажку и уже знали, что тут им и косить. Шли полосами, рядами, всей семьёй, кроме самых малых и старых.

- А нам достался покос ближе к лесу, - писала девочка.

Поставили его братья с матушкой, а я подгребала. Осенью братья уехали в город на учёбу. А мы с матушкой остались одни на хозяйстве.
Лошадь шла медленно.
Падал пушистый снег.
Скрипели полозья. 
Матушка сидела впереди и понужала лошадь.
А я сидела за ней и смотрела на санный след, на ёлочки. Они убегали от нас.
Лес встретил нас торжественно.
Строгие сосны нарядились в белые пушистые шубы.
Берёзки кланялись нам вдоль дороги.
А старый пень надел  белую шапку.
И наш стожок дожидался на полянке.
Матушка бросила вожжи.
Воткнула вилы в сено. Я встала на них и подтянулась за ветки, которые были накинуты на остожье сверху. Подтянулась и встала на самой вершине.

 Мы распечатали стог. Сняли с него первые потемневшие пласты сена. Я кидала их матушке. А она клала их на дровни.

И вдруг в лицо мне пахнуло летом, медуницей и зверобоем, земляникой. Каждая травинка сберегла свои запахи. А на морозе они были особенно вкусны.

В конце урока на стол учителя легли подписанные ребятами тетрадные листочки в линейку.

И только одно из них прочтёт завтра учительница в классе.
Поставит оценки. Четыре по русскому языку, потому что не было одной запятой. И пять за развитие речи.

фото автора