Калката

Людмила Дивуенко
КАЛКАТА
В своем письме от 25 сентября 1970 года
Шрила Прабхупада написал Гаргамуни Махарадже:
«Мы должны открыть по-настоящему великолепное отделение в Калькутте. Калькутта — место моего рождения, поэтому все вы, будучи моими учениками, сделайте что-то уникальное в Калькутте. Это будет подходящим служением вашему духовному учителю».
«КАЛКАТА, КАЛКАТА!»  с ударением на первом слоге иначе вас не поймут ни в Бангкоке, ни в самой Калькутте. Это было моё первое впечатление о месте рождения нашего ачарья-основателя ИСККОН Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Шрилы Прабхупады.
В Майапуре на первом же классе Шримад Бхагаватам раздался призыв поехать в этот замечательный город на санкиртану для того чтобы распространять книги нашего учителя Шрилы Прабхупады. Недолго думая я взяла необходимые контакты и в субботний день с группой преданных  отправилась на служение.
В шесть утра туман еще не развеялся над водами Ганги и его свежий запах бодрил сознание спящей души предчувствием необычного дня. Знакомство с преданными - это подарок Господа, поскольку Ему дороги эти искренние души и Он делиться с нами счастьем, которое приносит Ему общение с ними. В этой небольшой (около 20 человек) группе была представлена вся наша страна и даже, можно сказать весь мир. Здесь и Украина, и Израиль, и Казахстан и все в одной лодке под названием «Общество преданных».
Трудно себе представить, что происходит с нашим умом и телом, когда мы погружаемся в атмосферу Ганги. Что происходит с ребенком, когда мать нежно прижимает его, сидящего у нее на тёплых коленях? Он затихает, его голова склоняется к её груди и тогда любовь в виде молока втекает в его рот. Так и Ганга поит нас молоком любви. Продвигаясь сквозь туман, окутывающий её, вы можете ощутить вкус любви к Господу. Его милость коснулась вод Ганги, и она теперь несет её в каждой капельке своей живительной влаги и щедро раздает всем пришедшим к ней.
Ожидание на перроне небольшого полустанка было недолгим. Чисто, прибрано, никакой суеты. Раздался резкий гудок тепловоза и вагоны замелькали перед глазами. Поезд остановился и о чудо! Перед нами женский вагон! Кто может после этого  уверить меня, что Индия темная страна третьего мира! Культура этой страны заметна во всём! Женский вагон! Женский вагон, такого в России не увидишь. Джай!
Около трех часов мы будем созерцать виды и ландшафты, разворачивающиеся перед нашим взором. Солнце поднимается всё выше. Вагон заполняется толпами сельских жительниц. Зачастую они облачены в простые, застиранные сари и тянут за собой мешки с зеленью, длинным белым редисом или связками бананов. Достав из котомок свой нехитрый перекус, они тут же утраиваются завтракать, смеясь и переговариваясь. Дети, с любопытством поглядывая на «белых леди», жуют сладости. Торговцы всякой всячиной заходят в вагон на каждой станции и громко оповещают о своем товаре. Девушки студентки, одетые на современный, западный манер, достают свои мобильные телефоны. Смешение стилей, рас, эпох присутствует в пространстве этого вагона, отражая жизнь всех уголков земли. В этот момент четко осознаешь «Все под Богом ходим!» И стар и мдад, и белый и черный - для Бога всё Его любимые чада. У простых индийских женщин нет модных сумок и клатчей. Вы знаете где они хранят ключи и мелкие деньги? В узелке, завязанном на конце угла платка сари. И здесь всё как у всех. У одной женщины узелок маленький и неприметный, а у другой – тугонабитый, размером со среднюю картофелину. Они  завязывают его и забрасывают конец сари за спину. Так и деньги целы, и сари не сползает с плеча. В России мы носим сари, как театральный костюм, тщательно выверяя положение каждой складки, подбирая к нему цвет кофточки и браслетов и только проживя полгода в Индии, ты понимаешь, что сари-  это просто одежда. Когда носишь сари  с раннего утра до позднего вечера, то можно научиться  - мыть полы и при этом не снимать сари, готовить еду, прилечь отдохнуть, есть и пить. Одним словом - жить! Удобное и практичное сари  носится, как  повседневная одежда, а торчащее складками, как пачка у балерины или  тяжёлое, расшитое золотой вышивкой и множеством бусин – это  праздничная одежда.  Сари бывают разные - белые, желтые, красные...
Вокзал Калькутты – это огромное, шумное, абсолютно непонятное для неискушенного туриста место. Быстро покинув здание вокзала, мы рассаживаемся в такси и проезжая город едем в ISCKON temple.
Красивое, величественное здание, внутри  отделанное черным мрамором, с внутренним двориком и  рестораном «Govinda», таким мы увидели храм Кришны в Калькутте.
Именно там я хорошо осознала, что Шрила Прабхупада создал уникальное по своей практичности и живучести общество преданных. Попадая в храм ИСККОН, находящийся за тысячи километров от твоего привычного места обитания, за лесами, за долами, за высокими горами ты обнаруживаешь один для всех стран и континентов порядок проведения служб и лекции,  основанные на философии гаудия-вайшнавизма, дорогие сердцу Божества и самое главное в каждом центре и храме ИСККОН, всегда и везде очень явно и четко ощущается  присутствие Шрилы Прабхупады. Иной раз, кажется, что он выйдет сейчас из дверей своей комнаты, и коротко взглянув на тебя, пройдет в алтарную давать лекцию.
 Шрила Прабхупада, наш великий учитель, создавая ИСККОН, в первую очередь позаботился о нашем образовании. ИСККОН – это настоящая школа и как во всех школах, те, кто называет себя учениками, обязаны учиться. Мы можем много говорить, что нам необходимы фермы, общины, фестивали, однако без образования, основанного на философии, изложенной в книгах Шрилы Прабхупады - эти замечательные проекты рискуют превратиться в обычное, мирское времяпровождение.
Вот о чём я думала проходя по коридорам храма. Тем временем мы поднялись на второй этаж в алтарную на  класс  Шримад Бхагаватам. К моему удивлению лекция была для меня содержательной и интересной, даже без перевода с английского.  Деяния Господа и Его преданных на каком языке они бы не описывались, становятся понятны тем у кого уже есть опыт изучения  Шримад Бхагаватам, санскритские слова и известные имена героев истории дают канву по которой раскрывается весь смысл.
После замечательного обеда мы вышли на санкиртану на улицы Калькутты. Шрила Прабхупада однажды сказал, что результаты преданного служения в святом месте возрастают в 1000 раз, но в городе его рождения они увеличиваются в 10000 раз!!! Мы прошли около десяти километров, распространили 180 книг и раздали маха-прасад от Божеств Шри Шри Радха Мадхава  примерно пятистам  человек. Теперь умножьте все эти цифры на 10000. Много? Немного? Я не знаю, только возможно именно этот день, станет поворотным в моей судьбе и в судьбах многих людей.