Функционирование камня. Советское золото

Марина Николашвили
Функционирование камня. «Советское золото». Вставки

     ВСТАВКИ   в ювелирные изделия  в эпоху СССР делали из натуральных  камней,  искусственных   камней,  а имитацию бриллиантов -  из прозрачного бесцветного стекла.  Синтетические камни – синтетические рубины,  искусственные сапфиры и другие в большом количестве появились в 1970-х годах.  Заменители драгоценных камней  массово начали производить в СССР из различных материалов в те же годы. 
    В  послевоенные годы для ювелирных украшений использовали вставки  в основном из натуральных камней, которые находили на территории СССР, но   в 1970-80-е годы синтетические и искусственные камни «вошли  в моду», а их ассортимент расширился. Многие ювелирные изделия, которые мы сейчас называем «советское золото»,  имеют вставки не из натуральных камней.
     Обратила внимание, что в интернете указывают название камня, забывая сказать о его происхождении (натур, искусст., синт.), т.к. само название камня  – торговое название, маркетинговый ход или  просто обозначение цвета вставки. Так, синий камень часто  называют сапфир. Все логично, так как слово «сапфир» часто уже обозначает не название камня, а название цвета (ср.: аметист / рубин / изумруд и т.д.).
   Постараюсь дать характеристику натуральных камней с учетом информации, которая имелась в литературе того времени.
    Моя задача донести до читателей информацию о камнях  в духе того времени, поэтому  оставлю так, как  это было представлено в учебниках товароведения. Сразу обращаешь внимание на своеобразный подход при описании камней. Нет системности, а присутствует просто описательность: красивый камень за счет цвета, прозрачности-непрозрачности, размера и т.д.
 Это объясняется тем, что специалисты по драгоценным камням были редкостью. Хотя это было во все времена. Приходилось читать некоторые тонкости, которые использовали опытные ювелиры, но это очень напоминает заметки хозяйкам в наше время.
   Во многом такое описание камней, скорее – описательное, а не научное, способствовало тому, что в дальнейшем появились недоразумения  с реальной стоимостью ювелирного украшения. А стоимость эта определялась только стоимостью металла.
Это хорошо знают все, кто сдавал в скупку или на комиссию свои ювелирные изделия, выпущенные во времена СССР. На первых выставках, которые появились после Перестройки, оценивался камень (ведь появилась реальная возможность выбрать украшение именно из-за красоты камня). На этих выставках присутствовали эксперты - геммологи, которые могли определить даже происхождение камня, но не могли дать точной цены всего изделия.
У меня есть об этом материал и подход геммологов именно к этой теме. Но по большому счету, мы ,потенциальные покупатели, оплачиваем потребительскую стоимость ювелирного изделия:  если оно нам нравится, и у нас есть  возможность купить его. О меновой стоимости забываем, так как она представляет собой суммарную стоимость камня, металла,  работы мастера и издержек торговли.
 От автора: Все выписи ( слово некрасивое, но так говорят филологи, в идеале – курсив). На Прозе нет возможности выделить текст, поэтому буду использовать  кавычки.
Для вставок в ювелирные украшения использовали  натуральные камни.
« Драгоценные камни-самоцветы – минералы с высокой твёрдостью, красотой окраски, большой сопротивляемостью химическому воздействию, прозрачностью, сильной лучепреломляемостью, и светорассеиванием».
Сразу обращает на себя внимание эта обобщенность. Какой камень подходит под это описание в точности???
«Основной камень – алмаз.  Существует более 1000 различных классов, на которые сортируют добытые алмазы в зависимости от размеров, формы, прозрачности, окраски, наличия пороков и т.д.  Размер алмазов определяется весовыми единицами – каратами. Один карат равен 200 миллиграммам.
По весу бриллианты делят на 3 группы:
1. Мелкие («меле») – весом до полкарата;
2. Средние («меланж») – весом от полкарата до 1 карата;
3. Крупные – от 1 карата и выше.»
От себя добавлю, что  алмаз стал основным камнем по многим причинам, об этом напишу в статье, посвященной именно алмазу.
«Рубины и сапфиры – разновидности минерала корунда, чистые, прозрачные камни, без изъянов, окрашенные в огненно-красный или синий цвет, встречаются редко и ценятся высоко. Камни корунда, окрашенные в красный цвет, называются рубинами. Натуральные рубины называются восточными (ориенталь)».
Сразу замечу, что в данном примере « восточный» означает именно натуральность и примерное место добычи камня. Иногда  «восточный» имеет положительную коннотацию ( оценку). Например, в торговой классификации камней часто прил. восточный означает «камень более высокого качества», или указывает на натуральность камня.
 «На рубин (по цвету) похожи многие камни, их называют западными рубинами. Альмандин называют капским рубином; шпинель  –  рубином-балэ. Красный турмалин, топаз, окрашенные в красный цвет,  часто принимают за рубин.  Настоящий (восточный) сапфир бывает различных цветов от темно-синего до бледно-голубого. Встречаются сапфиры красновато-синие, желто-зелёные. По стоимости выше ценятся камни индиго-синего, васильково-синего густого и чистого цвета, ниже – светло-синие, серые и желтовато-зелёные камни».
Стоит обратить внимание, что при характеристике сапфира идет указание именно на цвет. Кроме того, прилагательные «настоящий», «восточный» часто встречаются в литературе тех лет, обозначают натуральность камня.
«Камни фиолетового цвета (аметистового цвета) называются восточными аметистами или аметист - сапфирами. По стоимости они ниже синего сапфира, но дороже обычного аметиста (кварцевого аметиста)».
 «Изумруд – драгоценный камень – самоцвет первого порядка. По цвету различают густо - зелёные, бархатистые, нормального зелёного цвета, средне-зелёного цвета, светлые. Чем гуще окрашен изумруд, тем он ценнее. Светло-зелёные изумруды считаются малоценными камнями.
 «Хризоберилл (александрит) – ценится из-за способности менять цвет: при дневном цвете – изумрудно-зелёный, при искусственном – фиолетово-красный. Ценятся камни александрита чистые, прозрачные, без изъянов, хорошо ограненные бриллиантовой или ступенчатой огранкой».
Трудно сказать,   описание синтетического или натурального камня имеют в виду, так как указаны и видовое,  и родовое  названия.  Стоит заметить, что натуральные камни  (александрит) хорошего ювелирного качества были редкостью ещё в конце 19 века. В 20 веке был достаточно популярен синтетический александрит для вставок в ювелирные  украшения.
«Топаз – камень разнообразной окраски: светло- жёлтой, фиолетовой, синевато-зелёной; синий или бесцветный.
В торговле золотистый кварц, дымчатый кварц называют золотистым топазом / дымчатым топазом.  Но настоящий топаз тяжелее и твёрже кварца. Сине-зелёный топаз по цвету похож на аквамарин, но тяжелее по удельному весу аквамарина. Уральское название топаза - тяжеловес.»
«Шпинель – прозрачные, чистого красного цвета кристаллы. По цвету шпинели бывают от ярко-красных до розовых, с лёгким фиолетовым оттенком. Шпинель часто называют рубином: тёмно-красные камни – рубиновая шпинель, бледно-красные – рубин-балэ. Красно-фиолетовые шпинели называют альмандиновой (цвет граната альмандина). Голубые шпинели – редко встречающийся вид, очень дорогой».
«Аквамарин входит в группу берилла; цвет камня от почти бесцветного, светлых желтовато-зелёных, голубовато-зелёных и синевато-зелёных до совершенно синих – цвет морской воды».
«Турмалин  ценится за красивую окраску. Наиболее ценны – турмалины малинового цвета, наиболее распространены – розовые, зелёные и сине-зелёные турмалины. По цвету зелёный турмалин похож на изумруд –  бразильский изумруд, синий турмалин называют  индиголитом, или бразильским сапфиром. На Урале встречается турмалин красного цвета (похож на рубин) – сибирский рубин или рубеллит».
«Аметист –  фиолетовый  камень из группы кварца. По цвету бывает от светло-фиолетового до густо-фиолетового с красноватым оттенком. Чем гуще окрашен аметист, тем он дороже.
Уральские аметисты при вечернем освещении не теряют свою окраску: не становятся серо-фиолетовыми, а, наоборот, приобретают кроваво-красные отблески.»
Восточный аметист – на самом деле сапфир фиолетовой окраски.
«Хризолит (перидот) – прозрачный, со стекловидным блеском кристалл желтовато-зелёного цвета. Различают обычные хризолиты и восточный хризолит – хризоберилл (александрит) зелёной окраски. На Урале хризолитом называют зелёный гранат-демантоид».
«Гранат – название целой группы минералов. Ювелиры гранатом  называют одну разновидность граната – пироп. Пироп – камень кроваво-красного цвета, по месту добычи (Чехословакия, Богемия)  его называют богемским гранатом. Пиропы использовали для вставок и с просверленными насквозь отверстиями – для ожерелий.
Гранат – альмандин по цвету бывает  красновато- коричневым, синевато-красным и фиолетовым. Камни синеватого цвета называются настоящими альмандинами, или восточными  гранатами.»
«Нефрит – камень с большой вязкостью используется для вставок и для камнерезных изделий. Похож на нефрит  ( по цвету) камень жадеит, но он имеет более высокий удельный вес.»
«Группа кварцевых камней представлена: горный хрусталь, опал, дымчатый хрусталь агат, яшма, аметист, кошачий глаз, сердолик, хризопраз (роговик), авантюрин.»
«Дымчатый хрусталь/дымчатый  кварц неправильно называли дымчатым топазом. Золотистый топаз – неправильное название прозрачного кварца, окрашенного в лимонно-жёлтый, померанцево-жёлтый и  светло-жёлтый цвет.»
«Роговик – кварц плотного строения, окрашенный в серый или желтоватый цвет. Края такого камня просвечивают наподобие рогового вещества. Роговик, окрашенный в зелёный цвет, называют хризопразом.»
Лучшей в те годы считалась бирюза, окрашенная в небесно-голубые тона, зеленоватые и бледно-окрашенные камни считались малопригодными для ювелирных украшений. Рекомендации по уходу за камнями тех лет: « Для частичного восстановления натурального цвета прожировавшуюся  бирюзу кладут в горячую мыльную воду, а затем прополаскивают и протирают суконкой» [  Безпалый, 1951, 32   ]. Огранивали бирюзу для вставок только кабошоном.
Малахит ценился за красивый рисунок. Различали малахит ленто- струистых и радиально- лучистых сортов.
Лазурит (ляпис-лазурь) – лазуревый камень применяют в шлифованном виде для вставок в ювелирные изделия, для изготовления бус, для каменных изделий, для  мозаичных работ.
Орлец (родонит) применялся для вставок , для брошей, бус.
Селенит, алебастр, ангидрит представляют собой мягкие камни, легко поддающиеся обработке для дешевых камнерезных изделий: пепельницы, письменные приборы, туалетные приборы, вазочки, статуэтки, малые скульптурные произведения.
Жемчуг по происхождению бывает морской (восточный ориенталь) и речной.»
При производстве ювелирных изделий использовали  янтарь и кораллы.


Заменители драгоценных камней  изготавливали из различных материалов.    Из пластмассы Акрилат делали бусы, по внешнему виду (прозрачности), напоминающую горный хрусталь. Пластмасса  Резит по цвету напоминает янтарь, использовалась для мундштуков, бус, пуговиц. В некоторые ювелирные  изделия, например, в кольца,  вставляли  маленькие ограненные кусочки из полированной нержавеющей стали или другого металла. Вместо натуральной бирюзы в ювелирные изделия вставляли цветную эмаль, кости животных. Искусственный  жемчуг изготавливали из шариков стекла, покрывая их нитролаком. Вместо натурального, розового,  коралла очень искусно изготавливали различные сплавы, которые в практике называют мастиками.
 И напоследок, чтобы обобщить знания о камнях приведу классификацию камней  по материалам диссертации экономиста, много написавшего по истории, экономике, особенностям производства ювелирных украшений/ ювелирных товаров (Селиванкин 1951, 60)
1. Драгоценные и цветные камни
Алмаз, рубин, сапфир, топаз («тяжеловес»), шпинель, александрит, изумруд, аквамарин, берилл, фенакит, гранат, гиацинт, турмалин.
Разновидности крупнокристаллического кварца - горный хрусталь, аметист, дымчатый кварц («топаз») и др. хризолит, халцедон, нефрит, бирюза, лунный камень, опал, лазурит, жемчуг, янтарь и т.д.
2. Искусственные камни
2.1. Имитация
2.1.1. Естественная имитация - один из видов подделки: за алмаз выдают горный хрусталь, белый сапфир, белый топаз; за бирюзу - лазурит; за изумруд-хризолит, демантоид, турмалин.
2.1.2. Искусственная имитация - окрашивание самоцветов и подбор стеклянных сплавов. Советские учёные разработали способ окраски бесцветного халцедона в чёрный цвет при помощи фенола и углеводородов. Бирюза подкрашивается анилиновыми красителями, прокаливанием. Аметисты превращаются в «золотистые топазы», а светлый сапфир полностью обесцвечивается. При применении лучей радия (иррадиация) желтые алмазы обесцвечиваются, бесцветные становятся зелёными.
2.2. Стеклянные сплавы - более или менее искусные подделки самоцветных камней от чрезвычайно грубой до очень хорошей.  В качестве красителей стекла применяли золото, медь, селен (придают красную окраску, окись кобальта (синюю), окись меди (зелёную), окись урана (жёлтую), перекись марганца (фиолетовую).
 От себя добавлю, что синтез самоцветов  в те годы еще малоприменимый опыт. Синтезом камней – производством синтетических камней начали активно заниматься в  конце 1970-х годов.
   Рубины и сапфиры гранили в те годы   в форме плоского бриллианта правильной круглой или вытянутой формы, в форме ступенчатой (лестничной) огранки. Верхнюю плоскость камня стремились сделать максимально большой, так как при такой огранке лучше виден цвет.
Для  звёздчатых сапфиров применяли шлифовку кабошоном, чтобы выявить бархатистость поверхности камня и световые блики  в виде шестилучевой звезды .
Изумруды часто гранили ступенчатой огранкой (изумрудной огранкой), так как изумруды не обладают сильной цветовой игрой, то бриллиантовая огранка для них менее подходящая.
Изумруды, отшлифованные и отполированные кабошоном, ценились  ниже изумрудов, имеющих ступенчатую огранку или другую форму огранки.
 Кабошоном гранили , а точнее  шлифовали  т. н. звездчатые камни, это самые дорогие камни из-за своей редкости. Хотя в 1980-е годы научились производить синтетические камни с эти эффектом.