Финская рапсодия

Александр Косульников
    Повезло, так повезло. И сразу дважды. Первое- поездка в Финляндию, а второе -поездку оплачивает фирма-поставщик тепловой изоляции «Изовер», которую я покупаю для своей организации. Короче говоря, халява, сэр.
    Обычные почти туристические хлопоты. Москва, дом, аэропорт, таможня, погранцы. Хельсинки в обратном порядке: аэропорт, погранцы, таможня, гостиница. Так как рейс ранним утром, по заселению завтрак, и, вперед, на завод по производству этого «Изовера». Мчась в микроавтобусе по неширокой, но очень приличной дороге, оглядывая красивейшие озера, леса, скалы, ловлю себя на мысли, а где финны берут столько прекрасного масла, колбасы «Салями», сыра. Среди этих озерных, лесных и скальных красот и полей-то нет, может где-то в шахтах добывают. Ладно, доведется побывать в этих краях еще раз, специально попытаюсь разобраться.
     А сейчас наша цель- завод. Вот и он. Типичный параллелепипед, лежащий на земле широкой стороной, труба с легким дымком над ней, ясно, газом топят, российским, конечно, железнодорожная ветка, аккуратные желтые горы готовой продукции на погрузочной площадке. В общем, все как везде. Сырье: фенол в цистернах, из России, конечно, пустые разнокалиберные стеклянные бутылки вагонами, тоже из России, в Финляндии столько не выпьют и разные технологические добавки, назначение которых для меня не особенно важно. Мне, строителю, подавайте готовый продукт с необходимыми качествами, а как вы их получили, это ваша прерогатива.
     Немного технологии. Расплавленную стеклянную массу из бутылок разбивают воздушной струей на мельчайшие стеклоиголки и осаживают их на специальную ленту, которая непрерывно движется вдоль цеха. Размеры цеха таковы, что обслуживающий персонал передвигается вдоль конвейера на велосипедах и самокатах. Моя просьба прокатиться от начала до конца процесса, была резко отвергнута. В определенной точке конвейер делится на две равноценные линии, и пока одна половина продолжает технологический процесс, другая, отработавшая определенное количество часов, проходит переоборудование, при этом меняются на новые абсолютно все  электродвигатели, а их несколько сотен. Через некоторое время вторая нитка готова к производству, и в нужное время происходит переключение. Простои минимальны.
     Зимний день, что воробьиный скок, да еще ранний утренний полет, поэтому вся команда дружно отправилась в гостиницу, ужинать и отдыхать. Ужин есть ужин, шведский стол, всего очень много и вкусно. А вот отдых! Я впервые ( вот такой я динозавр) увидел боулинг. Не люблю участвовать в игре, где много участников, один будет биться, не щадя живота своего, а другой может и сачкануть. Не люблю карты, где много зависит не от тебя, а от фортуны (карта не лошадь, к утру повезет), да и от раздающего тоже, вдруг он шулер. Но в единоборствах, где только от тебя зависит результат, это теннис, бильярд, стрельба, различные гонки, и, конечно, боулинг, где, чтобы победить, надо выложиться полностью. В тот вечер я и выложился, несколько часов швыряя тяжеленные шары, сбивая кегли, будто это мои личные враги, которым не сумел отомстить в жизни. А по утру они проснулись….Вся правая половина тела и правая нога чувствовали себя так, будто накануне их избивали с особой жестокостью. Только голова услужливо подсказывала: «Заставь дурака богу молиться, он лоб прошибет».
     Наскоро, почти не почувствовав вкуса, проглотил завтрак, и ежеминутно морщась от малейшего неловкого движения, я вместе со всей группой отправился на стройку, которая находилась почти в центре города. Что можно сказать о стройке. Финны работают так, как мне всю мою строительную жизнь хотелось бы. Ничего сверхестественного, просто строят так, как надо. Территория стройки чуть больше пятна застройки, ничего лишнего, никаких складских запасов, все, что необходимо, привезут точно по графику. Монтаж идет прямо с колес, рабочие, конечно, все в спецовках по сезону, через плечо сумки с набором необходимого инструмента, я уже не говорю об обязательных касках на головах. Все это мы можем и не хужефиннов и прочих шведов, но кому это нужно.
      Пока лазали по строительным лестницам, заглядывали в различные проемы я размялся и почувствовал себя заново родившимся., поэтому объявление, что можно после обеда побродить по городу, встретил с большим одобрением.
      Посмотреть в Хельсинки есть на что, но я не буду уподобляться путеводителю, тем более, потыкав в клавиши компьютера, можно увидеть все глазами профессионального фотографа. Просто расскажу, чем закончился для меня этот променад по городу.
     Иду я по знаменитому проспекту знаменитого российско-финского или наоборот финско- российского маршала Маннергейма, осматриваю достопримечательности, в основном с профессиональной точки зрения. Вижу, как тщательно борются эксплуатационные службы с заклятым врагом всех фасадов-водой. В основном медные подоконные отливы тщательно заведены в откосы, даже мельчайшие трещины на фасадах тщательно заделаны и ждут ремонта по весне. Красота! И тут замечаю, что навстречу движется невысокая финская женщина. На голове у нее вязаная шапочка с помпоном,а на протянутой вперед ладони, одетой в красивую разноцветную, тоже вязаную варежку лежат несколько монеток. Я иногда бросаю небольшую купюру уличным музыкантам, работают ведь люди, а всяким якобы беременным, собирающим на билеты домой, на операцию практически никогда не подаю. И не потому, что я такой уж жлоб, а потому, что, во-первых, всем хорошо известно, что это передовой отряд мафии, во-вторых деньги у меня все до копейки лежат в кошельке, кошелек в левом кармане брюк, в левой руке портфель. Чтобы достать монету, надо: перехватить портфель в правую руку, достать кошелек, раскрыть уже двумя руками, убедиться, что в нем имеется соответствующая монета, достать ее правой рукой, предварительно вернув портфель в левую, и только тогда протянуть ее адресату. Пока я буду это проделывать, япройду метров пятнадцать, далеко оставив позади того, кому эта монета предназначалась. А здесь русские деньги как всегда в кошельке, а «еврики», вот они в правом кармане куртки позвякивают. И тут черт меня дернул. Я зачерпнул из правого кармана несколько монет и высыпал на красивую варежку. Четыре с половиной «евро», ого, почти сто сорок рублей по тому курсу. Мне бы кто-нибудь так подал!
На особо яркую благодарность, я не рассчитывал, но простое человеческое спасибо, честно говоря, ожидал. Действительность превзошла все мои ожидания. Я уже прошел мимо этой женщины, как сзади раздался, нет, не крик, а дикий вопль. В первый момент я подумал, что сзади произошло что-то страшное. Может ДТП, развернулся я через плечо. Не тут-то было!  Эта, которую я посчитал нищенкой, размахивая своей, так понравившейся мне цветной рукавицей, вопила, явно обращаясь ко мне.  Сделав вид, что я не я, и хата не моя, чуть ускорив шаг, я пошел дальше по тротуару. Не тут-то было, эта фурия припустилась за мной, беспрерывно вопя, словно иерихонская труба. На обоих сторонах тротуара начал останавливаться народ, подозрительно поглядывая в мою сторону. Я еще ускорил шаг. Теперь эта местная ведьма уже бежала за мной, не переставая оглашать окрестности своим визгом. Я представил, как это выглядело со стороны: за мужчиной, явно иностранного вида, безуспешно пытаясь его догнать, бежит несчастная финская женщина. Пора вызывать полицию. Этого мне только не хватало!
     На мое счастье справа высветилась витрина, а за ней дверь какого-то, явно богатого бутика. Я, нарочито не спеша, вошел в эту дверь, а эту местную бабу Ягу охрана, не раздумывая, выдворила наружу. Та еще минут двадцать бесновалась у входа, а потом куда-то исчезла. А я эти двадцать минут под недоуменными взглядами продавщиц и охраны внимательно рассматривал продаваемые в этом магазине товары. А продавалось в нем, кто бы мог подумать. Женское белье! И я, с ученым видом знатока, разглядывал  различные изделия. Стринги, которые, на мой взгляд призваны не прикрывать, а совсем наоборот, выставлять на всеобщее обозрение то, что, по идее должны прикрывать. Сдвоенные тюбетейки, размером от большого наперстка до половинок футбольного, нет, баскетбольного (разве такие бывают) мяча. Наконец, убедившись, что опасность миновала, я, огорченно хмыкнув, не спеша вышел из бутика. Оглядевшись, словно шпион, я быстро перешел на другую сторону проспекта и, чуть-ли не бегом, ретировался в гостиницу. Мораль сего случая давно всем известна: не лезь со своим уставом в чужой монастырь!

                Александр Косульников04.12.2017