Начало, 2009

Алексей Заводнов
Это первая статья о божьем суде, которую я посылал тогдашнему президенту  России Медведеву Д.А. Ответа не получил, кануло как в воду.

Начало

Отсутствие суда -  главное условие коррупции

    Президент объявил войну коррупции. Это его первый и самый серьёзный шаг во внутренней  политике. Фактически он сказал: « Я хочу навести порядок в стране». И это правильно, этому надо аплодировать, с этого начинали почти все руководители страны, начиная с Петра, а может быть и раньше. Если не считать коммунистов, которые сами не брали и другим не давали (И. Сталин  умер, имея всего лишь свою любимую армейскую шинель), то после этих слов борьба  с коррупцией на этом  заканчивалась. Такая же картина наблюдается  во всех без исключения странах мира.

   Возможно всё это происходит так по той причине, что нигде, ни в одной стране мира, нет прогресса в самой технологии борьбы с коррупцией. Всё происходит также как и в древности. Одни воруют, другие ловят их. Не пойман не вор. Но с развитием цивилизации в вечной борьбе добра и зла, зло получило весомые козыри в виде судопроизводства и законотворчества.  Законотворчества здесь я не буду касаться.

   Суд же  везде является субъективным и пристрастным. Правда, в разных странах в различной степени,  в одних странах больше в других меньше. Но в ныне существующем  виде суд не может быть беспристрастным, так как судья  это живой человек  со своим собственным мнением, с установившимися взглядами на жизнь, на людей, со своими пороками и добродетелями, с определённой культурой и сложившимся окружением. Перед ним  всегда стоит выбор: судить  честно и объективно, или нечестно, необъективно в угоду себе, жене, подруге, детям, соседям, газетчикам, властям и т. д.  Как видим, подавляющее число факторов даёт основание судить нечестно.

    Широко рекламируется западноевропейский суд как честный, объективный и независимый. Но посмотрите на факты. Во Франции сажают в тюрьмы (приюты) малолетних детей при живых родителях за то, что они являются не французам и а русскими, китайцами, мусульманами. В Гаагском суде, сажают в тюрьму сербов, за то, что они сербы, имели и отстаивали собственное мнение,  Так осудили спикера парламента, который не участвовал в военных действиях. Дикость, которую заретушировать рекламой невозможно. 

   В конце восьмидесятых годов у меня  возникла идея об объективной оценке работы руководящих кадров и подборе кадров руководящих работников. Частью этой идеи была объективная оценка труда педагогов и обучаемых. Суть идеи заключается в двух словах: учат одни люди, а проверяют знания обучаемых, а также, фактически проверяют качество работы своих коллег, другие люди или компьютеры.

     Идея объективной оценки обучаемых в урезанном виде (ЕГЭ – единый государственный экзамен) сейчас внедряется. Некоторые люди против внедрения ЕГЭ, но это естественно. На свете много людей, имеющих завышенную самооценку. Таким людям очень неприятно знать истинную цену своих знаний, истинную цену знаний их детей. Особенно активны родители тех детей, у которых дети тупицы. они всеми силами вредят новому методу обучения. Воруют билеты, разрешают учителям подсказывать, решать задачи за учеников, а самые любвеобильные родители требуют отменить или изменить  процедуру  проведения ЕГЭ.

   Теперь о новой идее. Коррупция у нас на каждом шагу. Любой из нас жертва коррупции и одновременно в той или иной мере коррупционер. Каждый из нас, из тех, кто участвует в той или иной мере в экономической жизни, живёт двойной жизнью. Но степень деяний каждого зависит от положения человека в обществе.  Сравнивать того, мелкого, копеечного коррупционера, с теми, кто обворовывает людей своего предприятия, своего района, своей страны или как США крадёт у людей всего мира, нет смысла, но нужно понимать, что коррупция всеобщее явление и с ним нужно бороться. 

   Первым и самым весомым звеном   в этой борьбе является суд и судьи. Нужно сделать так, чтобы суд был реально, физически независимым судом. Чтобы никто даже в мыслях не мог усомниться в честности суда. а самый нечестный судья, даже если он будет стараться со всех сил не сможет воплотить свои грязные помыслы в реальность. Сущность моей идеи следующая: одни люди готовят суд, а другие люди или компьютеры принимают решения, то есть эта идея полного анонимного принятия решений 

   Как видим, что  идея очень простая, является фактически переделанной идеей объективной оценки обучаемых. Понятие «обучаемые» заменяется на понятие «участники судебного процесса». Естественно, те, кто принимает решения, не должны быть знакомы друг с другом, не должны знать участников процесса и вообще всё должно быть строго законспирировано и анонимно. Анонимность главное условие нового судопроизводства.

   Мне представляется всё следующим образом.   Предположим, гражданин А. подаёт в суд на гражданина Б.  Обычным способом, также как и сейчас, идёт суд. Однако, первичному   судье нет никакого смысла кому-то подсуживать, так как  он знает, что во-первых, не он принимает решения, во-вторых его работу, то есть, как он рассмотрел все обстоятельства дела, все ли доказательства стороны предоставили, оценят вторичные судьи.

   После рассмотрения дела оно зашифровывается, всем участникам процесса в том числе и судье, компьютером с помощью определённой программы присваиваются номера.

    Вторичные судьи имеют тоже номера.  Компьютер случайным образом выбирает из состава  вторичных судей  России  как минимум троих,  лучше четверых или больше  судей, присылает им копии дела и те принимают решения. При этом вторичные судьи, во-первых принимают решение по делу или отправляют его на доработку, во-вторых оценивают работу первичных судей. Решение считается принятым, если  подавляющее большинство судей примут аналогичное решение или близкое к нему. Тот судья, который принял решение,  не совпадающее с большинством решений судей, получает штрафной балл. При достижении, например 5-ти штрафных баллов компьютер автоматически переводит этого судью в менее престижный и менее оплачиваемый первичный состав судей. Наоборот, те из первичных судей, которые имеют минимальное количество плохо подготовленных дел,  переводятся в престижный и высокооплачиваемый состав вторичных судей.

    Вторичными судьями компьютер должен выбирать  тех судей, которые находятся в разных городах, чем дальше они расположены,  тем лучше. На первых порах в качестве вторичных судей можно использовать  судей областных судов. Во главе таких судейских образований должен стоять администратор, не имеющий никакой реальной власти.  Он не имеет права вмешиваться в работу судей, Его дело вести табель выхода на работу, обеспечивать помещением, компьютерами и т. д. Сейчас эту должность именуют завхозом. Впрочем, конкретные детали организации этой работы могут быть самыми разнообразными.

 Удаление должности председателя областного суда  является  одним из весомых достоинств нового судопроизводства. Фактически из процесса судопроизводства удаляется администратор,  лицо, которое принимает судью на работу, платит ему и увольняет его, то есть из процесса судопроизводства удаляется хозяин судьи (его рабовладелец). В нынешних условиях, когда председатель суда обладает полнейшей и абсолютной властью, суд не может быть независимым и объективным. Мало того, что сами судьи тоже люди со своими эмоциями и переживаниями, достоинствами и недостатками, но они ещё полностью зависят от председателя суда. Для них он царь и бог

   Во многих областях России председатель областного (краевого) суда декларирует: «Я и есть закон», то есть он подменяет собой и конституцию, и всё законодательство России, хотя сам полностью зависит от вышестоящих чиновников и представителей власти. Фактически судебная система у нас отсутствует. Жить в таких условиях крайне тяжело,  поэтому многие граждане стремятся выехать из страны, а страны входящие в СССР разбежались кто куда, когда им позволено было сделать это.

   Но в других странах судебная система тоже мало, чем отличается от нашей системы.  Судопроизводство в других странах, тоже является зависимым от властей и несовершенным. Я не юрист, точно не  знаю, но, по-моему, в западных странах отсутствует должность надсмотрщика над судьями (председателя областного суда) со стороны государства. Хотя бы официально нет должности, контролирующей работу судей, чтобы они, не дай бог, не сделали что-то против властей, в том числе против местных, ну а с простыми смертными им разрешено делать всё, что им вздумается. Не исключено применение и законов, и конституции, но лучше применять их для своих врагов и для тех, кто неугоден тебе или твоим хозяевам.

   Первобытной является система назначения судей на должности. Заглянул на сайт Верховного суда и ужаснулся: оказывается,  назначение районных судей у нас производится указом президента. Бедный наш президент. В стране около ста тысяч судей. Если в стране годовая  ротация 10% судейского корпуса, то в день нужно поставить около 80 подписей под указами президента о назначении судей. И эти подписи под указами реально были на сайте.  Сотни подписей под указами о назначении прокуроров, военных, чиновников правительства, дипломатов и т. д. В день президент расписывается   тысячи раз. Это действительно каторжная работа. Кстати, о своей каторжной работе говорил В. Путин на последней пресс конференции в должности президента страны. Может быть, это он имел в виду.

   Но самое интересное заключается в том, что подписание этих указов является совершенно напрасной тратой времени. Президент у нас не кадровик,  и даже не директор крупного предприятия. Его задача решать системные вопросы. Он физически не в состоянии  повлиять на то, что он подписывает, кого он ставит на пьедестал, кого свергает с него. Невозможно ежедневно хотя бы вскользь знакомиться с сотнями и тысячами дел и решений.  Понятно, что подписание указа это лишь формальная сторона дела. В конечном счете, готовит указ всё тот же председатель областного суда. При отсутствии каких-то правил и запретов принцип подбора кадров один – лояльность председателю суда.  В результате судьями становятся все, но только не настоящие специалисты.

   В новой системе судопроизводства  начальный подбор кадров должен осуществляться путем сдачи  экзамена и конкурса. Претендент должен пройти своего рода ЕГЭ. В состав комиссии экзаменаторов должны быть включены лучшие судьи  и преподаватели вузов. Опять же должна соблюдаться  полная конспирация и анонимность. Тебе поручают оценить правильность ответов экзаменуемого, но ты не знаешь личность экзаменуемого, в каком городе он находится, кто твои коллеги-экзаменаторы и где они находятся.

    Отпадёт необходимость в Верховном суде. Он не нужен будет, так как недовольная сторона всегда может обратиться  повторно в суд, предоставив новые доказательства, и оплатив соответствующую пошлину. При этом вторая сторона может и не участвовать в повторном процессе, если у неё нет новых доказательств.  Впрочем, на первых порах, пока государство не приучится соблюдать законы, можно оставить суд, разрешающий конфликты между государством и гражданами. Но формирование его должно производиться по новой системе судопроизводства.

    Нынешний Верховный суд является посмешищем для простых граждан и неким оправданием властей перед своими гражданами. Вот, дескать, если с Вами поступили несправедливо, то у Вас есть надежда, что эту несправедливость Верховный суд исправит. Увы, надежды эти в 99% случаев напрасны.

    Вот схема ответа на жалобу. «Ваша жалоба по поводу того-то и того-то….. поступила в Верховный  суд. Следующий абзац: в соответствии с такими-то законами  Вашу жалобу  можно удовлетворить (направить куда либо).И последнее: основания для удовлетворения Вашей жалобы нет» Естественно сразу напрашивается вывод, что жалобу никто не читал, ответ никто не писал, просто подставили Вашу фамилию в штамп и ответ готов. А ведь это одни из самых высокооплачиваемых чиновников. И их немалое количество. Сколько миллиардов рублей тратится понапрасну.

   Достоинства новой системы судопроизводства очевидны. Самое главное это, наконец то, впервые в мире  появится независимый, справедливый суд. Другим странам надо будет поучиться у нас. В других странах хотя и менее чем у нас, но суд является также  несвободным, а зависимым в первую очередь от собственного мнения, а оно формируется государством. Мы вечно догоняем Запад. Теперь  пусть они догоняют нас. Вторым большим  достоинством будет резкое уменьшение затрат на судопроизводство. Не нужны будут областные суды, председатели областных судов с их заместителями, верховный суд и т. д.

    Есть один существенный «недостаток» предлагаемой системы судопроизводства. Многие  влиятельные ныне особы пострадают. Пострадает в первую очередь судейский корпус, который лишится, коррупционной составляющей. Очень пострадают председатели областных судов и судьи верховного суда, которых уволят за ненадобностью. Пострадают чиновники, как на местах, так и в столице. Они лишаются права командовать судом в своих личных интересах и воздействовать на него.

   Мощная армия пострадавших гласно и негласно будет против нового судопроизводства. Но, если мы хотим выжить, в условиях жесточайшей конкуренции с внешним миром, то мы должны это делать. И это будет борьба без кровопролития и значительно менее затратная   по сравнению с борьбой  со странами и людьми не выдержавшими неправды, несправедливости и переметнувшимися к конкурентам. Выжить, то есть победить, можно только лучшими условиями жизни, более свободной и справедливой системой взаимоотношений. Для этого нужен свободный от любых влияний, независимый суд.

   Перейти сразу на независимую, справедливую систему судопроизводства, видимо, будет невозможно. В таком случае следует делать это следует постепенно  Для начала можно учредить независимый вторичный  суд. Старый верховный суд с председателем, с взводом заместителей, областные суды во главе с председателями следует разогнать, а вместо них образовать в каждом областном центре группу из нескольких высококвалифицированных юристов, работающих анонимно. Имеется в виду высококвалифицированных, не по мнению чиновника, пусть даже высокого ранга, например, президента, а отобранного в результате жесточайшего, тоже анонимного конкурса.  Всё остальное  можно оставить по старой, ныне существующей схеме.

   Тогда на конечном этапе судопроизводства  у нас будет действительно независимый,  орган, генерирующий справедливые решения. 

   Острой стала потребность в   независимых международных судах. Ярким примером зависимого, пристрастного  суда является Гаагский суд. Судят побежденных, причем все решения заранее известны и приняты правительством США. Применение разных стандартов, зависящих от личных интересов делает такой суд просто прикрытием для расправы над побеждёнными.

   Мы возмущаемся, критикуем, а что предлагаем? Да ничего не предлагаем. Мы можем заменить Гаагский суд точно таким же, а может быть похуже своим судом. Другого суда, работающего по справедливым принципам, у нас нет, его не придумали.. Я предлагаю в каждой стране, желающей участвовать международных судебных делах, произвести объективный конкурсный отбор специалистов международного права. Поделить их на первичных и вторичных судей. Компьютерная программа  назначает для каждого дела разных судей, Естественно работают они анонимно. Тогда ни один президент, даже при очень большом желании, не сможет повлиять на принимаемые решения.

 Мы живём в мире жесточайшей конкуренции. Выживут те страны и народы, где экономика работает лучше, где страна обладает ресурсами, где жизнь людей лучше, чем в других странах. В конечном счёте, выживут только разумные люди.

   

А. Л. Заводнов       28.08.09