Магия староверов-некрасовцев

Ирина Лежава
Директор Ставропольского музея изобразительных искусств Зоя Александровна Белая обсудила с журналистами итоги IV-й Международной научной конференции «Проблемы самоидентификации этноконфессиональных групп в современном мире. Их роль в сохранении уникальных и исчезающих культур». Этот завершающий юбилейный проект к 55-летию возвращения казаков-некрасовцев в Россию, который прошел в музее казаков-некрасовцев в посёлке Новокумском Левокумского района с 16 по 18 ноября.
Готовились к этому событию весь предыдущий год. Один из кураторов конференции - замначальника управления гуманитарных наук Российского гуманитарного научного фонда Н. Денисов. Совет по культуре при президенте России представлял Д. Трубочкин. В конференции приняли участие известные ученые по изучению, сохранению и актуализации нематериального культурного наследия исчезающих этносов из Москвы, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Эстонии, Румынии, Белоруссии, Палестины, Италии. Статус приглашенных специалистов по требованию Гуманитарного фонда был не ниже кандидатов и докторов наук с научными работами, которые нигде до этого не публиковались.
Работали три секции, доклады первой, философской, секции были в рамках темы «Роль внесистемных сообществ в прошлом и настоящем». Руководитель секции доктор философских наук, научный сотрудник Института философии РАН Михаил Громов представил доклад «Старообрядчество как уникальное явление русской истории». Доктор философских наук зав.кафедрой истории русской философии МГУ им. Ломоносова Мих. Маслин – «Раскол церкви и современность, новые концепции раскола». Впервые к старообрядчеству такой большой интерес на уровне научной конференции, собравшей в России ученых из разных стран. Наверное это стало возможным еще и потому, что на высшем уровне в Москве впервые за 350 лет после раскола в начале июля этого года президент В.Путин посетил старообрядческий Духовный центр и собор, побеседовал, а затем и принял в Кремле главу Русской Православной Старообрядческой церкви митрополита Корнилия. Об этой встрече Зоя Белая рассказала интересные детали. Оказывается, когда президент вошел в старообрядческий храм, то не перекрестился, но увидев старинные русские иконы, написанные до церковного раскола, в том числе икону Смоленской Божьей матери Одигитрии кисти Андрея Рублева, великолепный иконостас, все убранство собора, фрески, которые в нетронутом виде сохранилось с конца 17 столетия, получив в подарок намоленную старинную икону старообрядцев «Троцу», то не выдержал и перекрестился. Вслед за В. Путиным собор в Рогожской слободе посетил Собянин (который происходит из рода старообрядцев-киржаков, уральских казаков), затем - В.Никонов, В.Володин, В.Мединский. В общем, это была своего рода революция для верующих как РПЦ, так и старообрядцев. Как отметила Зоя Белая, к старообрядчеству в Москве в последнее время особое внимание, есть среди старообрядцев и богатые люди, которые помогают восстанавливать храмы, вкладывают деньги в строительство новых, в СМИ во время «Дней некрасовцев» из Ставрополя шли бесконечные сюжеты. Кстати, митрополит Корнилий особенно ценит некрасовцев за сохранение традиций. И уже идет обсуждение реформы Никона, которое многие священники из РПЦ не одобряют. Не случайно ведь и то, что открытый недавно музей некрасовцев в Ставрополе, мало посещаем. З.Белая привела такое наблюдение – во время открытия музея, она находилась на балконе и видела, как некий священник перед входом чуть ли не посылал проклятия, жестикулировал, «митинговал» против старообрядцев. Возможно этим объясняется то, что многие даже «продвинутые» батюшки не посещают этот музей, не говоря о пастве и простых людях.
Да и ставропольское казачье сообщество тоже без особых симпатий относится к некрасовцам, несмотря на то, что живут бок о бок с ними уже более полувека. Одни не хотят портить отношения с митрополитом, неприязнь других основывается на истории самих некрасовцев, предки которых когда-то бежали от царской службы Петру 1 в период Северной войны со шведами за Дон, а потом в Турцию и встали под турецкие стяги, присягнув султану. За это их порой называют «русскими турками». Донские казаки не забывают и о том, что некрасовцы когда-то уничтожали их предков. Известно, что во время походов на Дон казаки атамана Игната Heкрасова жестоко расправлялись с «домовитыми» и «старожилыми» казаками, как с изменниками булавинскому движению. П. Короленко в своем историческом очерке 1899 г. Некрасовские казаки: по печатным и архивным данным» объяснял расправу над донскими казаками так: «...Злоба и ненависть некрасовцев к донцам заключалась в повиновении донцов царским велениям и преследовании раскольников за веру».  Известно и то, что Некрасов посылал на Дон и в южные окраины России отряды лазутчиков по 200 человек, в результате их пропаганды целые станицы поднимались и уходили на Кубань. Начиная с 1719 по 1727 гг. из России бежало более 200 тысяч крепостных крестьян. А с 1727 по 1741 г. бежало еще 300 тысяч. Конечно, из этого числа беглых немало пришло и к некрасовцам. Чтобы пресечь брожение среди населения, Петр I издал указ, по которому лазутчики Некрасова карались смертной казнью, а с ними и те, кто их укрывал. Тех же, кто о них знал и не доносил, били кнутом, резали носы, уши и ссылали на вечное поселение в Сибирь. Только после 1737 г. походы Некрасова на Дон и южные окраины России прекратились, а после смерти мятежного атамана начался и распад некрасовской общины на Кубани, переселение на Дунай, а затем и в Турцию. Часть вернулась в Россию аж в ХХ веке, после свержения царя, а некрасовцы и дунаки (липоване) – в 1962 году. Им дали землю в Левокумском и Буденновском районах. 13 лет назад Музей изобразительных искусств открыл филиал в Левокумском районе, но, как считает З.Белая, люди до сих пор плохо знают о них. А может и не хотят знать…
«Что-то в крае не сложилось в отношении некрасовцев, - с грустью поделилась она своими соображениями, - все время что-то тормозится, это сложная историческая задача: принять певческую культуру, одежду, истоки и традиции. За 55 лет не сложилось донести, в отличие от Ростова-на-Дону. Проблема еще и в том, что среди ученых не было тех, кто брался за эту тему, за исключением профессора А. Рабчевской. А благодаря тому, что мы познакомили Н. Денисова с В. Грязновой (профессором кафедры русского языка СКФУ) в 2016 г. вышла ее уникальная монография «Говор казаков-некрасовцев Ставропольского края». В книге есть также приложение: кухня некрасовцев, записи на их говоре, воспоминания о жизни общины в Турции». В монографии не случайно описан островной говор некрасовцев-старообрядцев, потому что переселившись в Турцию они занимались исключительно рыболовством, тому способствовало и место проживания, выделенное им турками – на озере Майнос. «Островность» сказалась и в деталях их одежды – в украшениях на девичьем головном уборе до сих пор используются обереги из бисера - рыбки или маленькие ракушки. Еще одна деталь женского костюма, который не встречается у донских или терских казаков – это кичка-шапочка с рогами, которую шили из подкладочного материала, проваривая его в сахаре или крахмале. Рожки делали высотой до 15 см и набивали ватой. Носили эту шапочку с рожками только замужние казачки и только по праздникам. Костюм некрасовских казачек от донских отличается и цветовой гаммой, она яркая, эпатажная, желто-красно-зеленая. У мужчин длинный бешмет и шаровары, напоминающие турецкие.
Иными словами, пока носители этой культуры еще живы, считает З.Белая, необходимо провести музеефикацию, этнографичекую, научную, а это требует огромного количества научных работ, при этом следует отсекать все, что не относится к некрасовцам Ставрополья. Кроме того, никто не знает, как представлять нематериальное наследие. Но еще более важно исследовать современную жизнь некрасовцев, потому что если ученые имеют представление о том, как эта этногруппа сохранила себя в чуждой им турецкой среде, то сохранение этой культуры на родной земле – большой вопрос, ведь старики умирают, из тысячи человек осталось около 400-300, и как говорят, исчезает преемственность. После переезда в край, некрасовцам помогли создать танцевальные фольклорные коллективы, они часто выезжали с концертами по стране. И, к примеру, Павел Варунин, председатель Союза старообрядческих общин Эстонии из Таллина, считает, что они «пропели» будущее, не создав преемства в своей среде, им некому передавать традиции, в отличие от молокан, а этнодеревня только окончательно испортит дело. При этом в Эстонии к старообрядцам власть относится бережнее, им построили 12 деревень вдоль Чудского озера, существуют русские программы, по одной из них помогли возродить старообрядческий светский лубок - иллюстрации к духовным стихам, рукописным старообрядческим азбукам.
Интересные доклады были и на секции «Богослужебно-певческой культуры…», которую возглявлял Николай Денисов, профессор Московской консерватории, а принимали участие протоиререй Михаил Фортунато, проф. Православного богословского института им. Сергия Радонежского в Париже, его коллега - отец Александр Кедров, организатор русских хоров и регент парижского Кафедрального собора А.Невского; проф.-искусствовед Лариса Густова-Рунцо  из Минска, Аль-Ашкар Басем – музыкант и переводчик ФГУП «Международное информагентство «Россия сегодня» из Палестины, отец Бернард Савицкий, координатор папского института в Западной Европе и др. Замдиректора Ставропольского музея изо по научной работе Ольга Бендюк объяснила почему целая секция занималась певческой культурой староверов – церковное пение помогло им наряду с обрядами выжить в годы изгнания, сохранить идентификацию, как это было и с румынами. Духовные ценности, традиции формировали менталитет и спасли от ассимиляции, от рассеяния, сберегли русскость казаков на чужбине – это именно то, что изучается и представляет интерес. Кстати, старинная нотная грамота староверов необычна – это так называемые «крюки», но некрасовцы ее утратили. А певческие книги, по которым некрасовцы раньше молились и пели, остались в Турции. Поэтому книги, по которым поют на клиросе ; российского происхождения (гуслицкие или печатные, Калашниковские, Морозовские). Зато только они из всех старообрядческих общин сохраняют традицию устного церковного пения. Сохранили они и многогласие. Подобных архаизмов нет ни в одной поповской общине. Многогласие постоянно на всенощном богослужении некрасовцев, оно присутствует как отступление от унисона. Словом, эта певческая традиция интересна своей историчностью, ведь Древняя христианская Русь основывается на старообрядческой культуре, о богослужениях во времена Грозного или Ярослава Мудрого мы можем узнать только отсюда. Поэтому следующий вопрос, который занимает музейщиков – привлечь художников, драматургов, которые бы знакомили с ней публику, не давая ей исчезнуть. И как всегда цена вопроса – финансирование. Нужен заказ или, как в той же Эстонии, программа, иначе дело не сдвинется с места. 
Проживая на протяжении столетий на территории мусульманского государства, некрасовцы смогли сохранить многие особенности древнерусской культуры. Главную причину такого явления сами некрасовцы объясняют тем, что у них всегда была Церковь. Оказавшись же на родине, в атеистическом государстве, древняя церковная культура стала угасать. Некрасовский микроэтнос находится на грани своего исчезновения. Вот почему так важны научные работы, изучающие его непосредственно от живущих пока носителей, помнящих жизнь в изгнании.