5. Компартия в стране и на флоте

Альберт Иванович Храптович
               (Предыдущее см. http://www.proza.ru/2017/12/04/300)

       И еще одну сторону в нашей службе, мне кажется, надо отметить особо. 
В училище, особенно на последних курсах, перед выпуском некоторые из нас вступали в кандидаты и даже в члены КПСС. Не исключено, что кто-то и по идейным мотивам, но мы считали, что в основном так поступают по простым, житейским или карьеристским. Кому-то интересно о чем там на собраниях говорят, как критикуют начальство, обсуждают какие-то дела. Другим - быть поближе к нему, а там, смотришь, и на распределение как-то положительно повлияет. Для большинства из нас такой подход был неприемлем.

     Но вот мы на флоте. Практически все офицеры  подводной лодки члены партии, состоят в партийной организации корабля.  Как-то не очень хочется оставаться в стороне, вне коллектива. К тому же на партсобраниях действительно нередко поднимаются довольно интересные вопросы, иной раз можно даже покритиковать начальство, в партии ведь все равны. (Некоторые, правда, «равнее» других, но это само собой).

      И я тоже вступил сначала в кандидаты, а затем и в члены КПСС. Ни о каких сверхвысоких идеалах, о которых мы писали тогда в своих заявлениях при вступлении, мы не думали. Верили, конечно, в справедливость социалистического строя, в то, что он самый передовой, прогрессивный, готовы были защищать его не щадя сил, здоровья и самой жизни. Так что, вступали в партию, как наши отцы и деды на фронте.
      Однако, не буду скрывать, и меркантильные мотивы были тоже. Не будучи членом КПСС, стать председателем колхоза, да что там, директором школы, заведующим яслями или научной лабораторией было весьма и весьма затруднительно (исключения, только подтверждающие правило, конечно, были). А уж стать командиром корабля, подводной лодки, о чем, как минимум, мечтают все выпускники любого Военно-морского училища, практически, невозможно. Вот способные, умные люди и вступали в партию, в первую очередь для того, чтобы делать дело. Так что и мы в партию вступали, как и многие в то время, и по совести, и по практическим соображениям тоже. В семидесятые годы Политбюро ЦК КПСС даже пришлось ограничить количество вступающих в КПСС из числа служащих и интеллигенции, поскольку она из партии рабочих и крестьян постепенно превращалась в партию чиновников.
 
      В дальнейшем приходилось быть и членом партбюро, и членом парткомиссии, выбирали меня сослуживцы и секретарем парторганизации корабля. Большинству из нас такие обязанности были просто дополнительной нагрузкой, которую со временем охотно спихивали на кого-то другого. Тем более, что секретарь парторганизации или партбюро обязан был замещать заместителя командира по политчасти, например, когда тот бывал в отпуске или отсутствовал по каким-то другим причинам.  Тогда приходилось особенно туго, ведь твои собственные обязанности с тебя никто не снимал.
Так однажды, в дополнение к своим обязанностям (тогда я был уже командиром БЧ-3, капитан-лейтенантом на атомной подводной лодке "К-122") мне пришлось, оставшись за замполита, готовить и проводить в экипаже выборы в Верховный Совет СССР. Какие тогда были «выборы», мне кажется, для будущих поколений надо, хотя бы коротко, рассказать.

      В бюллетень вносился один (!) кандидат, как правило, из высокого начальства, но и о простых людях, тружениках и служивых, конечно, не забывали. Иначе, как может быть при народной советской власти какой-либо совет быть без трудового народа, рабочих, крестьян. Каждый кандидат, был заранее отобран и одобрен где-то там, наверху. Нам, «избирателям», оставалось всего лишь в день выборов опустить бюллетень с одним кандидатом в урну. Тем не менее, это действие называлось «проголосовать».
     Но!  Подготовить надо было всё так, чтобы выборы прошли без сучка и задоринки, чтобы к урнам пришли все, послушно опустили бюллетени, ни одного не испортив, не добавив туде что-то нецензурное, причем, придти надо было как можно раньше. Чтобы в первых рядах продемонстрировать преданность партии и правительству. Организовать всё это в воинских частях и на кораблях было первейшей обязанностью именно замполита и командира. Ну, командиру, естественно, не до того, так что вся нагрузка выпадает на замполита, в данном случае на меня.
        Пришлось оформлять соответствующую наглядную агитацию, стенды, витрины, агитпункт и т.д. Готовить и проводить партсобрание по подготовке к выборам. Разумеется, я обязан был выступить на нем с докладом. А на собрании у нас пообещал присутствовать сам начальник политотдела Иван Архипович Катченков. Очень крупный, строгий и требовательный мужик, его многие побаивались. Помню, взял я тогда передовицу из «Красной Звезды», чуть её переиначил, вставил примеры из своего экипажа и выступил с таким докладом на собрании.
 
        После того, как выборы прошли, как всегда, на высоте, Иван Архипович пригласил меня к себе в кабинет и говорит: «Альберт Иванович, я вот тут, пока вашего замполита не было, за вами наблюдал. Вы же прирожденный политработник! Давайте мы вас направим на годичные курсы, (были тогда такие в Ленинграде на Офицерских классах, там же, где и командирские).  После них будете два-три года замполитом на подводной лодке, дальше Военно-политическая академия, а потом – большие перспективы!»
        Я-то тогда уже понимал, что не прогадал бы, тем более, что такие примеры у нас уже были. Но при этом о мечте стать командиром подводной лодки пришлось бы, во всяком случае на длительное время, забыть. Потому ответил не раздумывая:
     -  Нет, спасибо. Я строевой офицер, а не политработник.
     -  А жаль,  - только и сказал Катченков.
Потом мы еще не раз встречались с ним по службе, но об этом позже.  В дальнейшем кое-что о партии и связанными с ней проблемами, а также как закончилось моё пребывание в ней тоже еще будет в нужном месте по ходу рассказа.


              Продолжение: http://www.proza.ru/2015/11/09/1276