Глазами истолога. Не геометр да не войдет!

Сэр Джик
  Второе предложение в названии этой статьи принадлежит Платону. Вход в его Академию был заказан тем юношам, которые не владели знаниями геометрии. Спрашивается - почему? Ответ на этот вопрос в современной философии мало исследован, но представляется очевидным, что Платон следовал в русле древней традиции, заложенной еще Пифагором - великим геометром, математиком и философом. Эйнштейн, кстати, считал геометрию самой красивой наукой, так как в ней на основе нескольких постулатов выстроено совершенное здание всей науки. Разумеется, об этом знал и Платон и, вероятно, думал, что философия, как наука, должна быть выстроена подобно геометрии.


   Все это так. Платон создал свою философию подобно геометрии, но, не вдаваясь здесь в суть его философии, мне бы хотелось обратить Ваше внимание на другую сторону геометрии, быть может, не столь и красивую, зато практичную: в геометрических образах возможно наглядно отобразить нечто важное. Эта традиция значительно древнее времен даже и Пифагора. В сущности и сама геометрия возникла на базе именно этой миссии изобразительного искусства.


   Попытки изобразить или отобразить нечто важное для человека уходят корнями в самую глубокую древность. Они зафиксированы уже и в наскальных рисунках, и во всей живописи разных веков и народов, но из всего многообразия художественного творчества, я выделю здесь знаменитый "Черный квадрат" Малевича. Выделю по двум причинам: во-первых, хотел того или не хотел сам Казимир, но изображено на картине единство противоположностей - белого и черного; во-вторых, художественное мастерство на этой картине свелось по сути к геометрическим образам. Многие говорят, что квадрат на картине совсем как бы и не квадрат, что черное - как бы и не черное, да и сама картина - как бы и не картина. На эту тему существует множество противоречивых суждений, но факт остается фактом: это, пожалуй, самая знаменитая картина. Для меня же эта картина символизирует тот древний рывок, когда от наскального рисунка человечество изобрело геометрию, когда чисто художественное мировосприятие дополнилось научным его постижением.

   В настоящее время существует великое множество разного рода геометрических символов - образах той или иной сущности, но существуют ли геометрические образы, отображающие нечто важное для самой философии? На первый взгляд - да, существуют. К примеру, достаточно хорошо известен геометрический образ закона отрицания отрицания в форме спирали. Широко известны изображения таких противоположностей, как Инь и Ян, т.е. женского и мужского начала. Важны ли эти и другие геометрические образы для самой философии? В какой-то мере да - важны. Они помогают нам как бы увидеть то или иное философское представление, но, увы, этого для истолога мало.

  Задача, которая стоит передо мной, состоит в том, чтобы отобразить в геометрическом образе самый общий закон - закон единства и борьбы противоположностей. Изобразить его так, чтобы мы не только увидели этот закон, но смогли бы увидеть и его следствия.

  Итак, задача сформулирована, можно приступать к делу. Закон единства и борьбы говорит нам о сосуществовании в его рамках двух противоположностей. Возникает вопрос: можно ли отобразить каждую из противоположностей в форме геометрической точки? Нет, нельзя, потому что каждая из противоположностей существует в рамках закона в двух состояниях: единства и борьбы, следовательно, необходимо для каждой противоположности по паре точек, соединенных внутренней связью, т.е. пара геометрических отрезков. На рисунке, помещенном выше, вы видите пару отрезков: AB и CD. Условимся, например, понимать,что в точках A и D наши отрезки находятся в состоянии борьбы; соответственно, в точках B и C - в состояниях единства. Теперь остается соединить все точки на рисунке некими связями и мы получим геометрический образ основного  закона диалектики, учения о всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений.

  Простота рисунка не должна вводить вас в заблуждение, все гораздо сложнее. Например, количество внешних связей равно  четырем: BC, BD, AC и AD. Это значит, что необходимо и достаточно четырехмерной системы связей для функционирования и описания всей системы. Для физиков четырехмерное пространство-время -  не новость. Физики - замечательные геометры, чего не скажешь о философах, поэтому для них выявленная четырехмерность взаимосвязей в системе взаимодействующих противоположностей - новость. Если же учесть еще и пару внутренних взаимосвязей в отрезках AB и CD, то интерпретация этого рисунка легко превращается в головоломку, причем многомерную.

  Кстати, выше я писал, что Платон создал свою философскую систему так, как создана была геометрия: исходя из небольшого числа постулатов. Это так и есть, но геометрия, как наука, совершенна, совершенна ли философия Платона - вопрос, как показала история, спорный. Не углубляясь здесь в суть разногласий других философов с Платоном и его системой, отмечу, что геометрия в своем развитии пользовалась геометрическими образами, а вот Платон, как и его апологеты, и ниспровергатели, таких образов не создали. Другими словами, и Платон, и все его последователи, пройдя его Академию, признавая формально необходимость быть геометрами, так и не создали ни одного достойного внимания геометрического образа в рамках своих философий. Если уж быть совсем категоричным, скажу так: современная философия, без опоры на геометрические образы, остается в ряду изобразительного искусства в качестве одной из его разновидностей. Финальную точку этому периоду саморазвития философии поставил, пожалуй, Малевич. Споры вокруг "Черного квадрата" не утихают столетие, но воз и ноне там: современная философия, увы, не наука в полном смысле этого слова.  Точнее, философия, как и религия, по сути - учения-поучения неких авторов.

  В академии истологии, над ее вратами, мало будет написать: не геометр да не войдет. Сам вход в эту академию требует осмысления геометрического образа, изображенного выше. Присмотритесь к рисунку, он чем-то напоминает калитку. Те, кто прочитал мой рассказ "Истоки" поймут о чем я сказал.


  Возвращаясь к предыдущей статье и замечательному образу воина Света, я хочу сказать, что Истолог, как воин этого Света, пойдет в мир не только с цветком, но и с геометрическим образом. А тянет ли созданный рисунок, на тот образ, о котором я говорю? Ответ отрицательный. Он тянет лишь на образ калитки, пропуска в академию Истолога. Об этом подробнее я буду писать в другой статье.