178. Школа даосов о чистоте и морали

Владимир Фёдорович Власов
178.

О ЧИСТОТЕ И МОРАЛИ

Вечером во время игры в шашки «иго» в гостинице «рёкан» со стариком Накамура я спросил у него, почему он держит в своём кабинете портрет Конфуция, ведь сам старик вроде бы является даосом, на что он ответил: «Потому что Конфуцию нужно воздать должное, он всё же изложил в своём учении нормы поведения человека в обществе. Конфуций высказал очень много мудрых мыслей. Например, он говорил: «Человек может сделать великим учение, которое он исповедует, но учение не может сделать человека великим». Он также говорил: «Сначала был истинный человек и лишь потом было истинное знание». Он считал человека мерилом ценности всех вещей. Ведь от человека очень много зависит при поисках и определении Истины. Ещё буддийский монах Чжаочжоу в средние века сказал: «Когда искренний человек исповедует ложное учение, оно становится истинным, а когда неискренний человек исповедует истинное учение, оно становится ложным». От того, как человек поступает, зависит его будущее, от того как человек себя внутренне организует, зависит его жизнь. Ведь борьба между добром и злом ведётся не только во внешнем мире, но и внутри человека. Зло, творимое скрытно, рано или поздно карается Небом. Такова природа взаимного проникновения, зло всегда отзывается злом, а добро – добром. Это – как эхо, разносимое небесами. В доказательство правильности этого суждения, я могу привести этот текст.»

И Накамура, достав из книжного шкафа свиток, раскрыл его и положил передо мной текст. Вот как я его перевёл:   
 

ВОЗМЕЗДИЕ

В Наньпи жил врач, лечивший кожные заболеванья,
Талантлив был, но тайно яды применял в леченье.
И требовал с больных огромное вознагражденье,
Кто не платил, тот умирал. Он зло творил в деяньях.

И вот однажды его сына молнией убило,
Он рядом с сыном находился, но в живых остался.
Так Небо наказать его за все грехи решило,
С тех пор за помощью к нему никто не обращался.

- «Но почему же молния убила его сына?
Сгубил он многих, где ж расплата за свои деянья? -
Сказал кто-то, узнав об этом, - в чём скрыта причина?
Ведь так несправедливым будет это наказанье»!

В публичной каре так природа прибегает к чуду,
Где Небо как возмездье отца сыном покарало,
Благодаря чему всё общество о нём узнало,
Известным стало преступленье людям всем повсюду.

Зло если не имеет высшей меры наказанья,
И скрыто тайной, то до него никому нет дела,   
Но если зло уже достигло высшего предела,
Тогда возмездье небеса несут, как воздаянье.
 

После того, как я перевёл текст в стихах, старик Накамура сказал: «Конфуций впервые обратил внимание человека на его внутренний мир, он говорил: «Когда видишь мудреца, думай о том, как уподобиться ему; когда видишь глупого человека, подвергни себя внутреннему анализу». Человек, глубоко заглянувший в свой внутренний мир, способен увидеть своё будущее. Цзэн-цзы, ученик Конфуция, совершенствуя себя, говорил: «Я ежедневно трижды подвергаю себя самоанализу, вопрошая самого себя: «Был ли я до конца преданным в служении людям? Был ли я до конца верным во взаимоотношениях с друзьями? Всё ли исполнил из того, что было мне преподано учителями?» Такое заглядывание внутрь себя подобно яркому лучу солнца или факелу, способному осветить самые потаённые уголки в душе вплоть до подсознания и выявить самые сокровенные тайные помыслы, о которых сам человек может даже не догадываться. Когда у человека появляется смелость заглянуть в подсознание своего «я», увидеть завышенные притязания этого «я» и не бояться признаться в этом самому себе, у него появляется мужество исправить себя и стать настоящим человеком – «цзюньцзы», ибо под его пристальным и суровым взглядом, когда все его желания мысли и намерения видны ясно, «как рыба в прозрачной воде», прорисовывается Истина. Он может увидеть то, что должно произойти в будущем. Но и Истина ему может открыться только наполовину, если он не до конца был праведным. Небо как бы направляет нас, и даёт нам знать только то, что оно считает нужным. Вот ещё один текст, доказывающий это». И старик Накамура развернул свиток на другом месте и показал мне текст.   
 

ЗНАНИЕ БУДУЩЕГО
 
Ань Чжун-куань друзьям рассказывал о предсказаньях:
- «Был случай раз во временя измены У Сань-гуя (1),
Колдун жил, и искусным был в премудростях гаданья,
Который знал «Ицзина» суть, о будущем толкуя.

Хотел примкнуть он к У Сань-гую, чтобы отличиться,
Отправился в дорогу, где и встретил человека,
Решил к мятежникам тот также присоединиться,
Искали вместе по дороге места для ночлега.

- «Здесь не ложись, - сказал колдун, - здесь будет обрушенье,
Стена обвалится между второй и третьей стражей».
Тот рассмеялся, возразив: «Смешно предупрежденье,
Не очень овладели вы своим искусством даже,

Уж если она рухнет, то обрушится наружу,
Ведь это видно по конструкции самого зданья,
Так что, почтеннейший, так думая, вы сели в лужу,
Чтобы предвидеть всё, нужны строительные знанья».

Настала ночь, и вышло так, как и колдун предвидел,
Стена внутрь обвалилась, несмотря на возраженье,
Колдун, как видно, в самом деле, будущее видел,
Но как не знал он, что мятеж потерпит пораженье» ?!


Примечания

1. У Сань-гуй – китайский полководец (1612 – 1678), капитулировавший перед маньчжурскими захватчиками и выступивший в качестве их пособника. В рассказе речь идёт о том периоде жизни У Сань-гуя, когда он поднял мятеж против маньчжуров, кончившийся его поражением. Фраза «Стена обрушится наружу» содержит намёк на то, что после поражения У Сань- гую пришлось бежать.

2. Ицзин – «Книга перемен», используемая для гаданий.

И в заключении старик Накамура сказал мне, кивая на портрет Конфуция: «Я каждый день смотрю на Конфуция, имея его портрет перед глазами, как на зеркало, потому что он напоминает мне о важном. Конфуций говорил: «Не бойся исправлять свои ошибки». Исправляя свои ошибки, человек постепенно исправляет свою нравственную природу, приближаясь к идеальному образцу морального и культурного поведения – «цзюньцзы», благородного человека. Если же человек не находит в себе достаточно мужества признать свои ошибки и трезво оценить недостатки, то он не может управлять собой в соответствии с моральными принципами «цзюньцзы», поскольку злые помыслы будут с каждым днём всё расти и расти. Как сказал Конфуций: «Нужно помнить, что, при ошибке надо быстро исправиться, и не отступать перед трудным делом и кое-как мириться с тем, что есть».


(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович