Новороссийск. Больница

Михаил Бортников
* Продолжение. Начало - http://www.proza.ru/2017/12/03/982

Первые три дня в больнице я усердно лечился и ни о чём больше не думал.  Три раз в день вызывали меня в процедурную, закапывали одно за другим лекарства в оба глаза. Читать я, конечно, не мог, да и нечего было. Радиоприёмника, телевизора  тоже не было. Оставалось только отсыпаться, лежать, мечтать о грядущем отпуске.

Неожиданно в палате появился Саша Максимов, третий механик, и тоже в качестве больного. Почти девять месяцев мы обходились без врача, а вот на берегу расклеились. Он разбирал сепаратор, топливо попало в ранку на руке, и у него сильно распухло предплечье. Определили его, конечно, в другое отделение, но он меня каждый день навещал.

Позвонить я не мог никому из друзей, записная книжка осталась на судне, и я решил съездить в Новороссийское пароходство, где в отделе автоматики работали три моих однокурсника.

На троллейбусе поездка моя заняла четверть часа, а вот результаты её... Коля Курносов сообщил мне горестную новость. Толика Парышева, с которым я всегда, будучи в Новороссийске, встречался, уже несколько лет не было в живых. Договорились мы на следующий день вместе с вдовой Толи  и Лёшей Ладыженским съездить на кладбище, расположенное в предгорье за городом.

Судно уже позвали к причалу, а фрахтователь каким-то образом узнал, что на судне остались всего два механика и потребовал доукомплектования экипажа. Так что к моменту моей выписки из больницы на борту уже ждал меня вновь назначенный старший механик, очень маленького роста, чрезвычайно самоуверенный мужичок, лет пятидесяти.

Отрекомендовался он оригинально, сказав про себя самого, что он "очень хороший механик, но работать с ним очень тяжело, так как он очень требовательный".  Ну, мне-то с ним ни работать вместе, ни детей крестить, не предстояло, а какой он механик, жизнь покажет. Поэтому я и приступил к привычному делу:  приёмо-сдаче, включив для начала компьютер. Но и туда сменщик мой успел залезть, сказал, что содержимое моего рабочего компьютера он уже изучил, и папки все мои переставил по своему, наведя в них соответствующий порядок.


А с компьютерами у меня отношения и в самом деле долго не складывались. Ретроград по натуре, новым гаджетам, как теперь их называют, я долго сопротивлялся. И до 2000 года отчёты я писал врукопашную.

Но начиная с 2000 года пришлось мне уже компьютер осваивать. Довольно быстро я научился составлять месячные отчёты, вставляя в заготовленные заранее формы новые данные,  по такому же принципу печатать заявки на снабжение, писать служебные характеристики. А больше компьютер мне ни для чего нужен не был. Я даже видеофильмы долго не смотрел, и музыку на нём не слушал.

Так что критику моего сменщика я посчитал заслуженной, только про себя подумал: "Дал бы ты мне спокойно уехать, а потом уже переставлял всё, как захочешь". Билеты мне компания взяла на самолёт из Анапы в Москву, а оттуда, после пересадки, в Киев. Время прилёта в Киев - одиннадцать вечера. Ни туда, ни сюда. Хорошо, сын у меня в Москве, попросил его взять билет на поезд из Москвы в Одессу. В поезде нормально выспался, домой приехал вечером, а на следующий день позвонил капитан и попросил  срочно вернуться на судно.

- Ваня, ну как я вернусь, ты подумай! У меня даже срок действия диплома кончился! И глаза до сих пор слезятся, в поликлинику сегодня поеду. Что там стряслось у вас за день?
- Ты не поверишь. Валоповоротку* угробили. Стармех главный двигатель запустил с включённой валоповороткой. На маховике дизеля несколько зубьев выломало, а валоповоротка просто в кусках.
- А второй механик где был?
- Второй не успел ещё в машину спуститься, как всё было кончено. Теперь в Грецию на ремонт пойдём.
- Ну, тебе другого стармеха пришлют, у меня диплом просрочен. Звони, если что.

*Здесь, пожалуй, следует разъяснить, что же именно угробил мой сменщик на второй день пребывания в должности. Валоповоротка, а правильнее сказать - валоповоротное устройство главного двигателя, или ВПУ, представляет собой электроприводной механизм, позволяющий медленно проворачивать главный двигатель посредством зубчатой передачи. Проворачивать дизель необходимо во время подготовки его к пуску, а также во время ремонтных работ.

О том, что валоповоротка находится в зацеплении, знали все вахтенные, об этом же сигнализировала красная лампочка на пульте управления.  Всё, что нужно было стармеху сделать, это дать команду готовить двигатель к пуску. И провернули бы вахтенные, и лубрикаторы прокачали, и из зацепления вывели. И всё было бы нормально, не прояви он ненужной инициативы.

Существовало, по правде говоря, и блокировочное устройство, предохраняющее нежелательный запуск двигателя при включённом ВПУ, оно почему-то не сработало, золотник, наверное, заел. Но это уже разбор полётов, как говорится. А факт оставался фактом, в дальний рейс идти пароход не мог.

* окончание - http://www.proza.ru/2017/12/08/1836.