Кот и Солнце

Аглая Юрьева
Пьеса для театра кукол

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
СОЛНЦЕ
ВАСЬКА, кот
ФИЛЯ, тоже кот
ЛУШКА, кошка
ДЕВОЧКА
МАЛЬЧИК

Самый обыкновенный двор. Налево дом, направо дом. Через двор проходят Мальчик и Девочка. Ищут Кота. Зовут «Вась, Вась, Вась», «кис-кис-кис». Не найдя, уходят.

Из-за угла появляется серый кот Васька. Фыркает, оглядывается. Прислушивается.

Васька. Ушли. Эх, так вам и надо! Ищите-ищите! Ни за что больше не вернусь! Ни за что. Я и раньше-то возвращался только из уважения: чтобы продукты не испортились. Колбаска, рыбка…Чтоб молоко не прокисло… А теперь уж нет. Нашли дурачка! Чуть что – сразу Васька виноват. Сами воду прольют, а потом: кто в ботинки написал? Ах, это Васька! Ах, негодный кот. И носом, носом тычут… Нужны мне их ботинки!

Видит прыгающую по земле птичку. Готовится к прыжку. Прыгает. Птичка улетает.

А попугай ваш! Этот воробей раскрашенный! Целый день повторял «Петруша хороший, Петруша хороший». Я слушал-слушал, а потом решил проверить. Может у него внутри заело что. Пружинка какая-нибудь сломалась. Только я лапу в клетку просунул, он как заоорет: «Пожар! Пожа-а-ар!» Ну тут все прибежали и мне уши надрали.

Прислушивается. Слышно вдалеке «Вась-Вась-Вась, кис-кис-кис».

Зовите-зовите. Плохо вам без Василия?! А мне вот без вас очень даже хорошо! И не вернусь, не дождетесь.

Солнце заливает светом место, где сидит Васька.

Вот и солнышко выглянуло. Ах, как хорошо. (Разваливается, ворочается с боку на бок,мурлычет от удовольствия) Мы, коты, любим  солнышко. (Жмурится, потягивается).

Солнце. Тепло тебе, Васенька?
Васька (разнежась). Ой, тепло-о. (Встрепенулся.) А кто это говорит?
Солнце. Это я, Солнце, с тобой говорю.
Васька. А ты разве умеешь говорить?
Солнце.Ты умеешь, и я могу.
Васька. Я-то говорю по-кошачьи, а ты по-солнечному. Почему же мы понимаем друг друга?
Солнце. Люди говорят по-человечески, но ты же их понимаешь. Мы понимаем, когда любим другого.
Васька. Эх, я-то их понимаю, а они меня ни в какую. Говорил я им, что не портил тапки – не поверили. Сказал, что не хотел я съесть их попугая, а они меня веником, веником. Обидно. (Причитает) Вот жизнь моя несчастная, серая. Плохо быть серым. Мыши тоже серые. Их не любят. И люди серые бывают. Про них так и говорят:вот серость! А я не виноват, что серым уродился.
Солнце. А хочешь, я тебя из серого рыжим сделаю? Лучами своими перекрашу. Новая жизнь у тебя начнется!
Васька. Ой, хочу-хочу-хочу-у-у! Надоело быть серым. Крась меня, пожалуйста, скорее. (Раскидывает лапы) Долой серость!
Солнце. Ну, тогда держись, Василий! (Начинает лить солнечные лучи прямо на Ваську)
Васька (кричит). Ай-яй-яй. Как горячо! Я сейчас изжарюсь! Ай-яй-яй!!!
Солнце. Терпи, терпи. Вот еще задняя лапка осталась да хвостик…Ну, вот и все! Готово.

Лучи ослабевают и пропадают.

Васька. Все? (Осматривает себя – лапы, хвост). Рыжим стал! Стал рыжим! Вот здорово! А яркий-то какой! Спасибо тебе, Солнышко.

Слышны детские голоса. Васька хочет спрятаться.

Солнце. Не прячься. Они ищут серого кота.
Васька. Ха-ха! Точно! Ищут-ищут – не найдут!
 
Проходят Девочка и Мальчик, осматриваются по сторонам, ищут во всех углах. Васька сидит посередине двора, незаметно показывает им язык, корчит рожи, строит рожки. Дети уходят.

Васька. Эх, красота!

Солнце уходит.

Куда ты?

Солнца нет.

Спряталось за тучу. (Смотрит на лапы). Все равно рыжие! Ры-жие! Ры-жие!!! (Кувыркается)

Появляется черный кот Филя, друг серого Васьки. Увидев рыжего кота, выгибает спину, фыркает, урчит, готовится задать трепку незнакомцу.

Васька. Привет, Филя.
Филя. Ф-ф-ф-ф!
Васька. Ты чего это, Филя?  Молока прокисшего напился?
Филя. Ф-ф-ф-ф! (Нервно бьет хвостом и готов начать драку)
Васька. Э-э, ты потише! Нервы лечить надо. Валерьянкой.

Филя бросается на Ваську, завязывается драка.

Филя. Бей чужака! Вот тебе! Вот тебе по наглой рыжей морде! И еще за ухо кушу!
Васька. Ай, стой, Филька, стой!  Ах, ты так? Ну, тогда получай! (Колотят друг друга. Васька побеждает и Филя  с жалобным мяуканьем убегает.)
Фыр-фыр! (Отряхивается) Чего это с ним? Был кот как кот. Было с кем по крышам полазать и о мышах поговорить. Эх, Филька-Филька, не ценишь ты дружбу кошачью! Ну, тогда и проваливай! (Приводит себя в порядок, моется) Вот сейчас прихорошусь…лапочки какие стали красивые…. Жаль, мордочку свою не вижу….тоже, наверное, красивая. А то Филька: «по наглой рыжей морде!» Вот теперь ты долго будешь помнить эту морду. И не наглая она вовсе. Не наглая. Сейчас причешусь и навещу свою подружку – кошку Лушку. А уж она-то всегда меня красавцем считала.

Подходит к дому, садится под окном и начинает петь.

Ах, моя подруженька,
Кошка Лушка - Лушенька.
Рыбка ты моя золотая,
Мышка ты моя заводная.
Так я тебя обожаю,
Что даже сам этого не знаю.

На подоконнике показывается кошка Лушка.

Лушка. Кто здесь поет? Что вам угодно?
Васька  Лушка, Лушка, Лушечка,
Лапочки –подушечки.
Лушка. Не смейте так меня называть» Мы с вами не знакомы. Неприлично говорить незнакомым кошкам столь интимные вещи.
Васька (опешив). Лушка, да ты чего?  Не узнаешь меня?
Лушка. Вот наглость-то какая! Рыжая! Меня в детстве бабушка предупреждала, что рыжие коты  наглецы, но тут такое! Отойдите от окна. Иначе позову своего друга Василия, от вас пойдут клочки по закоулочкам.
Васька. Ха-ха-ха! Какого Василия? Василий – это же я, Ну и глупая же ты!
Лушка. Ах, вы еще смеяться! Вот вам! (Сталкивает ему на голову горшок с большим кактусом и задергивает занавески)
Васька (держась за голову). Ой-ей-ей, как больно! Ой, еще и колючки впились (Вытаскивает колючки). Ну-у, Лушка. Ну, Лушка!!! А говорила, что души не чает. Говорила, что век не забудет мою славную серую мордашку….Серую мордашку…Ох! Ой! Ой-ей-ей!  (Прислушивается). Еще кто-то урчит поблизости. Слышите? Ур-р-р-р, уррррр! Ах, это у меня в животе урчит…от голода. Что же теперь со мной будет, с рыжим горемыкой?

Обратно проходят Девочка и Мальчик, расстроенные неудачными поисками серого кота.

Девочка и Мальчик. Вась, Вась, Вась.  Кис-кис-кис.
Васька. Мяу!
Девочка. Ой, смотри, а этот котик так здесь и сидит. (Подходит к Ваське)
Васька. Мяу!
Девочка. Ты тоже, наверное, потерялся, бедненький (Гладит)
Мальчик. И тебя, наверное, тоже ищут.
Васька (отчаянно). Мяу! Мяу!
Девочка. Котик, ты не видел нашего Ваську? Он у нас был такой же красивый.
Мальчик. Только еще красивее. Наш был серый.
Васька (трется). Мурр, муррр!
Девочка. Какой ты ласковый. Как наш Вася.
Мальчик. Только наш ласковее.
Васька (обиженно). Мяу!
Девочка. Не горюй, котик. Тебя обязательно найдут. Обязательно-обязательно.
Мальчик. Конечно. Рыжего легко найти.Ты только здесь сиди и никуда не убегай.
Девочка. А мы пойдем искать своего Васеньку.  Уже темнеет. Искать трудно. Мама говорит, что ночью все кошки серы.

Уходят.

Васька (в отчаянии, вслед) Мяу-у! Мяу-у-у-у!

Продолжает жалобно плакать. Становится совсем темно. Васька съеживается в комочек, свертывается в клубочек и плача засыпает.

Утро. Проснувшийся Васька ежится от холода и голода. Выглядывает Солнце.

Солнце. Доброе утро, кот Василий!
Васька (еле слышно). Мяу!
Солнце. А что это, Васенька, ты говоришь непонятно? И вроде не рад мне, как прежде?
Васька (плачет) Мяу-у. Каким я был глупым котом! Зачем я стал рыжим?
Солнце. Ты стал солнечным и ярким.
Васька. Зачем? Меня никто теперь не узнаёт.
Солнце. У тебя такой окрас, что на тебя все обращают внимание.
Васька. Обраща-а-а-ют. Только никто дружить не хочет. Никому я не нужен.
Солнце. А ты шипи на всех. Ты самый красивый кот на свете!
Васька. Не хочу шипеть! Не хочу быть самым красивым. Хочу быть серым.
Солнце. Серый цвет мрачный и скучный.
Васька. Ну и пусть!
Солнце.Это цвет дождя. Ты ведь  не любишь дождь, Василий?
Васька. Не-ет.
Солнце. Но это единственный способ вернуть тебе твой цвет. У меня ведь нет серой краски.. Но дождь, серый, холодный дождь, - это очень-очень неприятно. Ты можешь простудиться и заболеть.
Васька. Ну и пусть! Хочу снова стать серым. Хочу домой.
Солнце. Подумай. Кто мне говорил, что не вернется туда, где его обижают зря?
Васька. А….я…буду себя хорошо вести. И обувь не буду портить, и попугая не буду трогать. Пусть себе болтает сколько угодно. А я буду лежать на хозяйской кровати…нет…на лежаке…нет…на полу у двери…и смотреть на него…Помоги мне, Солнышко! Помоги, пожалуйста!
Солнце. Ну, что ж, Василий! Ухожу я. Не дружу я с дождем, но попросить его о небольшой услуге могу. Вернет тебе дождь твой серый цвет.
Васька. Спасибо, Солнышко. До свиданья!
Солнце. До свиданья, серый кот! Смотри, не простудись!

Солнце скрывается за наплывшую темную тучу. Идет сильный серый дождь. А Васька смирно сидит под проливным дождем. Не шевелится, только головой потряхивает, чтобы вода в уши не попал. А дождь знай его поливает от ушей до хвоста.
Но вот прошел дождь - и Васька снова стал серым. Только сильно мокрый. Отряхивается, дрожит от холода.

Васька. У-у. Как холодно. Как мокро.(Осматривает себя) Серый! Серый! Я снова серый! (Энергично отряхивается) Мур-мур- ура! (Начинает причесываться, вылизываться)

Слышно детское «Кис-кис-кис». Выходят плачущие Девочка и Мальчик.

Девочка. Все дворы обошли.
Мальчик. А некоторые – по три раза.
Девочка. Два дня искали.
Мальчик. Пропал наш Васька.
Девочка . Где же ты, Васенька?
Васька. Мяу!
Девочка и Мальчик. Васька! Нашелся!
Васька (трется). Мурр-мурр!
Девочка. Ой, ты же весь мокрый! Почему? Дождя ведь не было.
Васька. Мурр.
Мальчик. А что это у него рыжее на хвосте?
Васька (испуганно). Мяу!
Девочка. А, это листик просто засохший пристал. Васенька, как же хорошо, что ты нашелся!
Мальчик. Где же ты столько времени пропадал?

Васька мурлычет, ласкается к детям. Девочка берет Ваську на руки.

Девочка (Мальчику). Кого ты еще ищешь?
Мальчик. Кота рыжего. Ну, того, что вчера видели. Вась, а Вась, тут вчера кот рыжий сидел. Тоже, наверное, потерялся. Не видел?
Васька. Мурр!
Девочка. Раз нет, значит, его уже нашли. Обязательно нашли. Правда, котик?
Васька. Мурр! Мурр! Мурр!

КОНЕЦ

Ноябрь 2017