Конец контракта

Михаил Бортников
Продолжение. Начало - http://www.proza.ru/2016/11/04/2226.

Итак, в начале 2006 года мы вышли из Мапуту на Саванну - порт на атлантическом побережье США. По пути зашли в Дурбан за топливом. Неожиданно бункеровка оказалась сложной, и даже опасной из-за  необычно низкого удельного веса мазута  и высокой температуры принимаемого топлива - около пятидесяти градусов.

Пришлось даже остановить бункеровку, не добрав двадцать кубов, во избежание перелива. Вот когда загашник в танках  мешает! Но не будешь же это фрахтователю объяснять! Поэтому дали топливу отстояться в танках, и со сниженной производительностью своё всё же забрали.

Весь месячный переход в Штаты прошёл без особых приключений. Погода, помнится, нас баловала и свой час на палубе по вечерам я проводил ежедневно. Километра по четыре накручивал.

В Мапуту мы дважды подряд разбирали насос охлаждения забортной водой, и я очень за него опасался, но в итоге он не подвёл, работал весь переход нормально. Однажды пришлось остановиться для замены прогоревшего выхлопного клапана главного двигателя, но потерянное время мы легко наверстали. Неполадки опреснителя,  пожарного насоса, палубной гидравлики проблемами не назовёшь, обычная рутинная работа.

По приходу в Саванну нас ждало годичное освидетельствования судна инспекцией Регистра, подготовку начали заранее. Пришлось повозиться с аварийным компрессором пускового воздуха с дизельным приводом. Чудо это никогда не работает, но Регистр справедливо считает, что должен, как любой аварийный механизм. Провозились дней пять.

Перед заходом в порт встали на три дня на якорь. Всё было замечательно. Сделали уборку машинного отделения, прокрутили все аварийные механизмы, подготовились к приходу портнадзора. Как вдруг... Нам с якоря сниматься, а давление управляющего воздуха экстремально низкое, так и до аварии недалеко. После бестолковой пятиминутной беготни обнаружили сильную утечку воздуха по сальнику аккумулятора гидроусилителя регулятора числа оборотов. 

Менять Х образную фирменную резину было нечем, и во избежание потерь воздуха, мы решили просто заглушить трубопровод, а вместо него провели временный шланг от воздуха хозяйственных нужд, там тоже шесть атмосфер. Ничего,  месяц продержимся. а там пришлют фирменное уплотнение. 

После выгрузки узнали новый наш чартер, который мы приняли с радостью: сахар из Бразилии на Чёрное море. Погрузка в Ресифи и в Масейо. До Ресифи была неделя полного хода, но мы попали в такую зыбь, что и шторма не надо, валяло с борта на борт градусов по десять несколько дней подряд.

Когда остойчивость судна низкая, оно медленно переваливается с борта на борт, и в этом можно найти даже своеобразное удовольствие, расклинишься в постели, и качает тебя волна, словно в люлечке. Но у балкеров, идущих в балласте центр тяжести расположен очень низко, поэтому период качки короткий. Пароход был, как Ванька-встанька.

Так и мучились до Ресифи. А там три дня простояли под элеватором, груза не хватило, и в Масейо зашли догружаться. Гулять было некогда, ремонтировали трубы, делали моточистку цилиндра главного двигателя. Да что гулять, через месяц дома будем, душой я уже был в отпуске. А пароход домой всегда веселей бежит, сначала Гольфстрим помогает, потом другое какое-то течение, возле Северной Африки. Порт выгрузки к тому времени определился - Новороссийск.

Но сначала нас ждала Греция, где приехали представители судовладельца. В том числе и для решения кадровых вопросов. К приходу в Новороссийск срок моего контракта на "Оушен Стар" истекал. Но второй механик, Толя Мудрик, отработал уже десять месяцев, на два больше, чем я. И суперинтендант попросил меня на несколько недель задержаться - до первого удобного порта.

Я, собственно, этого ожидал, и даже примирился с неизбежным. Просьба начальства равносильна приказу. И заранее настроив себя на лишний месяц контракта, заявление на отпуск всё равно написал, специально, чтобы попросили. 

А Новороссийск в любом случае город не чужой. Телевидение на русском языке, газеты, журналы. Друзей у меня там много, трое однокурсников, трое - с первого контракта на "Си Маджике". Больше всего хотелось повидать Толика Парышева. И Марата, но тот с семьёй в Америку перебрался, вряд ли когда и увидимся.

Но в Новороссийске наш причал был занят, и судно поставили на несколько дней на якорь. Проснувшись утром на рейде, я вдруг почувствовал резь в обоих глазах, и резкое ухудшение зрения.

Поднялся на мостик, поплакаться капитану, о враче и не думал даже. Но Ваня мне посоветовал ехать на берег в поликлинику, раз уж мы всё равно в порту. Вызвал агента, а я тем временем переоделся, и деньги все, что были, взял с собой, больше ничего.

Осмотрев меня, врач выписал направление в больницу моряков.
- Доктор, какая больница, у меня судно на рейде!
- А вам что важнее, ваша работа, или ваше зрение?

И, конечно, я с ним согласился, поехали в больницу, я лишь попросил агента заскочить на рынок, купил предметы первой необходимости. Палату дали отдельную, маленькую, больных в отделении было не много, а по вечерам многие расходились по домам.

* Продолжение следует - http://proza.ru/2017/12/04/1924.