Мой шахматный конь

Алексей Ратушный
Навстречу уроку шахмат для старшеклассников школы №2 в Урае


Ты мой шахматный конь!
Ты души моей огонь!
Ты скачи мой конь!
Ты скачи!

По полям деревянным
По избам безымянным
Городам освещая дорогу в ночи!

Сколько тысяч людей
На тебя посмотрело с любовью!
Сколько тысяч девчонок
Навеки влюбилось в тебя…

Алерат. Архангельск

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре введён Шахматный всеобуч.
Таким образом сбылась мечта многих поколений любителей шахматной игры в России!
О всеобщем обучении шахматам мечтали и первый русский шахматный мастер Петров, и первый русский претендент на мировую шахматную корону – Михаил Иванович Чигорин.
С целью продвижения этого проекта он за свой счёт выпускал первый в России шахматный журнал – «Шахматный листок».
Российская шахматная школа – самая сильная шахматная школа в мире.
Первым русским чемпионом мира по шахматам стал Александр Александрович Алёхин.
В дальнейшем славу России высоко несли Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Виктор Корчной, Анатолий Карпов.
По данным ФИДЕ во всём мире в шахматы играют полмиллиарда любителей.
Пятьсот миллионов!
Шахматы признаны во всем мире, как мощное средство воспитания и развития растущего человека.
На протяжении четырехсот лет шахматы были практически обязательным элементом образования военных.
Средневековый рыцарь обязан был уметь играть в шахматы!
Практически вся военная элита осваивает эту игру.

Почему?
Потому что именно игра в шахматы ставит человеку внутреннюю дисциплину мышления. Учит его мыслить строго, логично, точно.
В любом боевом искусстве самое главное – это владение своим собственным мышлением в условиях максимально высокого нервного напряжения, острейшего дефицита времени.
Шахматы воспитывают волю, устойчивость к поражениям и вырабатывают важнейшее умение анализировать свои собственные ошибки.
Такие важнейшие понятия, как концентрация, мобилизация, тяжелая счётная работа вырабатываются на шахматном материале.
Умение маскировать свои замыслы, скрытно проводить перегруппировку сил, определять направление главного удара, проводить отвлекающие или завлекающие манёвры – всё это реальный продукт шахматной игры.
Шахматы – это игра самыми высокими абстракциями третьего рода.
Именно умение оперировать абстрактными понятиями лежит в основе успешного познания математических, химических, биологических категорий.
Поэтому мы всем сердцем приветствуем введение шахматного всеобщего обучения в Югре – опорном крае России.
Сегодня мы в порядке первичного обзора шахматного искусства для старшеклассников второй школы Урая познакомим вас с аксиомами шахмат и особо остановимся на аксиоме хода конём.
В основе шахматной игры лежат четыре аксиомы.
Аксиома хода ладьёй.
Аксиома хода слоном.
Аксиома хода королём.
Аксиома хода конём.
Ладья ходит по вертикали или горизонтали на любое число полей, по выбору играющего.
Слон ходит по диагонали в любую сторону на любое число полей по выбору играющего.
Король ходит так, как слон или ладья, но только на одно поле в любую сторону по выбору играющего.
Конь ходит не так как слон и не так как ладья на любое ближайшее поле по выбору играющего.
Вообще аксиомы шахмат лежат за пределами собственно шахматной игры, и точно также обстоит дело с любой наукой. Основания любой научной теории не принадлежат самой этой теории и являются предметом совершенно иных наук. Математическими аксиомами занимаются логика и метаматематика, философия и психолингвистика множество других научных дисциплин.
Как и в геометрии, в шахматах иногда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Поэтому сейчас мы с помощью программы «Динозавры учат шахматам» посмотрим на четыре аксиомы шахмат.
(Демонстрация избранных фрагментов программы «Учимся» по темам «Ладья», «Слон», «Король», «Конь»)
Теперь давайте присмотримся к этим аксиомам на матрице размером 5 на 5.
(Демонстрация папки «Матрица 55»)
Примечание для интернет-аудитории: на ресурсе «Проза.ру» в подборке «Шахматный урок» каждой упоминаемой здесь «папке» соответствует отдельный материал с таким же точно названием, поскольку ресурс не разрешает публиковать более одной иллюстрации и потому в иллюстрации отражается видеоматериал папки а в статье даются развёрнутые комментарии к нему.
Здесь важно разобраться с общей идеей «хода» в шахматах.
За один ход любая фигура перемещается с одного поля на другое.
То есть она исчезает с той клетки, на которой стояла, и возникает на той клетке, на которую она «пошла». То есть это не «линия», не «траектория» а исчезновение в одной точке пространства и возникновение в другой его точке.
Сама же «траектория» не является «сплошной», а представляет собой некоторый набор «точек вероятного возникновения».
Интуитивно очевидное перемещение ладьи очень «удобно» для глаза играющего, но мозг освоившего игру чётко различает эту траекторию от конечного результата «перемещения».
Ладья с поля а1 может встать либо на поле а2, либо на поле а3 и так далее, но она не может оказаться, к примеру, между клетками а2 и а3. Она исчезает с а1 и возникает в центре другой клетки по вертикали «а» или первой горизонтали. На пустой шахматной доске, поставленная на а1 ладья «видит» ровно 14 «точек вероятного возникновения»!
Это же можно сказать и о «ходах» других шахматных фигур.
При этом очевидно, что «ходит» не сама фигура, а играющий ею игрок.
Человек, или коллектив, или игрок.
Подробнее с этой темой вы можете в дальнейшем самостоятельно.
Важно, чтобы с самого начала вы понимали, что любая шахматная фигурка – только символ! Символ «точки отсчёта», символ «формулы хода» и символ знака.
Знаков в классических шахматах ровно два: «белые» и «чёрные».
Ходят по очереди – на каждый ход «белых» следует ответный ход «чёрных».
Таким образом фигуры пребывают в двух состояниях: 
В состоянии «хода» или в состоянии «ожидания ответа».
И цвет фигур как раз указывает – в каком состоянии они в данный момент пребывают.
При этом сам цвет фигур не отображает состояния.
Просто состояния меняются с каждым сделанным ходом и это состояние известно именно играющим!
Если вы случайно подойдёте к  доске, за которой задумались над позицией два шахматиста, вы без внешних указателей вряд ли сможете точно определить, чей сейчас ход, и понять состояние белых или черных фигур.
Хороший подсказчик здесь – часы, если они применяются.
По шахматным часам сразу видно, чей сейчас ход, если, разумеется, играющий не забыл их переключить.
Формула хода – это вероятные точки возникновения фигуры, пребывающей в состоянии «хода».
Посмотрим на нашей матрице, как на доске «пять на пять» развёртывается по формуле хода состояние той или иной фигуры.
(Демонстрация состояний «хода» и «ожидания хода» ладьи, слона, короля и коня в папке «Ходы» вложенной в папку «Матрица 55»)
Точка отсчета – та клетка, на которой в данный момент на шахматной доске находится фигура. Клетки обозначаются, как в игре в «морской бой» - буквами по вертикали и цифрами по горизонтали.
Подробнее шахматную нотацию вы освоите сами.
Какова цель шахматной игры?
Она проста: уничтожить короля противника.
Тот, у кого съели короля – проиграл!
Что такое «шах»?
Фигура «смотрит» на короля противника и как бы «говорит» ему:
- Я тебя вижу, и я тебя съем!
Если король может спастись – убежать, закрыться или другой своей фигурой уничтожить нападающую на него фигуру, игра продолжается. Но если «спасения» ему нет – это положение называется «мат». На нём игра заканчивается.
Рассмотрим для примера классическую схему «детского мата», который рано или поздно получают практически все, начинающие играть в шахматы.
Меня – пятилетнего - за несколько минут научил передвигать фигурки по доске девятилетний мальчик – главный драчун нашего двора.
После чего мы приступили к игре.
Двадцать раз подряд я делал самые разные ходы «по правилам», а он беспощадно ставил мне этот самый «детский» мат!
Наконец я сделал маленькое открытие – один маленький ход, одной маленькой пешкой и этот мат у него уже не получался!
Так, проиграв двадцать раз кряду, я самостоятельно нашёл первую в своей жизни защиту от ужасного нападения!
Рассмотрим эту классическую атаку по белым полям!
(Демонстрация по папке «Детмат»)

Логическая формула урока:
Пешка, слон, ферзь, мат!
Пешка с белой клетки на белую клетку!
Е два – е четыре!!
Слон строго по белым клеткам с эф один на це четыре!
Ферзь – снова по белым клеткам с дэ один на аш пять!
Теперь ферзь и слон опять строго по белым клеткам оба смотрят на пешку эф семь с разных сторон!
Завершает эту белоклеточную, а точнее – белопольную – атаку страшный удар ферзём с аш пять на эф семь.
И чёрный король расположенный на белой клетке е восемь гибнет!
Ему просто некуда бежать – мешают свои собственные фигуры и в первую очередь – свой личный визирь!
А убить ферзя он не может, поскольку ферзя белых защищает белый слон!


Е семь – е шесть! И «детский мат» отложен!
Точнее – он конкретно отражён!
Он в этом положеньи невозможен!
Без дела остаётся наглый слон!

Так вот в чём соль! Французская защита!
Так начинал и сам Наполеон!
На поле он! Идея не убита!
Несокрушима! В землю не зарыта!
Она жива доселе! Не забыта!
Я ею с детства раннего пленён!
Какая прелесть! Ход – и ты закрыта!
Слон устранён! Точнее – отстранён!
Ход милой пешки – и Король спасён!
Свет потрясён! И торжествует свита!

Случилось так, что шахматный конь стал символом моей жизни.
Уже более четверти века он отмечает все мои произведения, как мой основной логотип. У меня есть ещё один символ жизни – Тигр.
Но о нём мы сегодня не будем.
А вот о Коне поговорим подробнее.
Дело в том, что шахматы – это огромный прекрасный волшебный чудесный фантастический невероятный мир образов, картин, книг, красок.
Шахматный мир – это целая Вселенная игр!
Шахматных игр так много и они настолько разнообразны и интересны, что и миллиона жизней не хватит, чтобы узнать их все.
И сегодня я хотел бы познакомить вас только с одной невероятно глубокой и захватывающей игрой.
Игрой шахматного коня!
Ведь в шахматы можно играть и одному!
С самим собой!
Достаточно одной единственной фигурки и пустой доски, чтобы играть в одну эту только игру всю жизнь!
В неё играли с огромным удовольствием величайшие математики мира!
Например Леонард Эйлер!
Достаточно тетрадного листочка в клеточку и карандашика, чтобы часами развлекать себя вариациями этой удивительной игры!
Человечество уже три столетия играет в эту игру и всё ещё ничего о ней толком не знает!
Она неисчерпаема!
И если вы сейчас, сегодня, здесь научитесь в неё играть, значит прекрасный шахматный мир уже открыл вам свою маленькую зелёную дверь и вы уже вошли в этот волшебный сад и прикоснулись к одной из его величайших тайн!
Задание было самое простое: обойти конём всю шахматную доску.
При этом на каждой из шестидесяти четырёх клеточек надо побывать только один раз!
Чтобы не путаться, будем отмечать те клеточки. На которые наш конь уже попадал.
(Демонстрация темы в папке «Обходим 2»)
Как видим – это непростая задача.
И хотя маршрутов такого обхода открыто уже немало, но ведь интересно открыть свой собственный, никому пока не известный!
Интересна эта задача для самых разных размеров доски!
Например доска «три на три»!
Оказывается, на центральную клетку коня можно поставить, но потом у него не будет ни одного хода! А другим путём на неё попасть нельзя!
Как это похоже на некоторые «центральные» места в нашей жизни!
Куда конечно тебя могут поставить, но откуда уже ничего нельзя сделать!
А вот если встать на любой квадратик с краю, у коня здесь ровно восемь ходов, и заканчивается маршрут точно там же, где и начинается.
Посмотрите сами:
(Демонстрация темы по папке «Конём 3 на 3»)
Удивительна попытка обойти конём всю доску размером 4 на 4
(Демонстрация темы по папке «16 horse»)