Хорошо быть умным

Анатолий Лайба
В начале 2000-х годов на Новой Земле геологи приручили на полевой базе песца. В этом нет особой хитрости, так как летом песцы сами идут к людям в надежде на мясную поживу. Они как будто знают прекрасно, что летом их вылинявшая серая шкурка особой ценности не представляет. А вот осенью, когда песец оденется в густую белую шубку, – в лагерь его ничем не заманишь.

Приручённый песец брал мясо из рук, а когда не давали, забегал в домик и садился против двери холодильника: знал, бродяжка, что именно там лежит угощение. Однажды провели эксперимент: сколько может съесть песец за один присест? Бросали ему обрезки оленьего мяса и жилок. Он все ел и ел, раздулся как шар, ножки уже подгибались, однако зверёк, даже из лежачего положения, продолжал тянуть мордочку к очередному мясному кусочку.

В другой раз добытого и разделанного оленя подвесили на вешалах, – двух столбах с перекладиной. Подбежал их домашний песец, покрутился у туши – не достать. Тогда он встал на задние лапы и стал отрывать мясо зубами. Геолог Каленич схватился за карабин, но Володя Ильин его придержал: «Зачем убивать? Давай подвесим оленя повыше». Подтянули тушу повыше. Покрутился песец, потанцевал на задних лапках – не достать. Тогда хитрый зверёк стал подпрыгивать с разбегу вверх, цепляться зубами в край туши и отрывать кусочки.
 
Подтянули оленя ещё повыше. Песец покрутился, попрыгал – нет, не достать. Но пару минут спустя этот небольшой, с обычную кошку, хищник нашел остроумный способ. Он разбегался издалека, взбегал по откосине столба вверх и уже оттуда прыгал к вожделённой цели. На лету вцеплялся зубами в мясо и, дрыгая ножками, под собственным весом отрывал кусочки.
– Вот такое умное животное – песец, – заключил свой рассказ Володя Ильин. – Не зря его люди к себе приручили.