Полба

Вячеслав Горчаков Тула
Однажды увлекла меня полба, прародительница хлеба. По отпечаткам  её зёрен в орнаменте керамики считают, что полбе более шести тысяч лет. У Даля написано, что это «колосовое растенье между пшеницей и ячменем». Фасмер написал, что слово происходит от греческой  polfos – лапша. По поводу происхождения можно бы и поспорить.

В древнегреческом словаре слова «polfos» не нашлось. А в современном греческом есть «polfos» с переводом пульпа, целлюлоза.

Памятуя о частом чередовании звуков (б-в) более вероятно родство слов полба и полова (зерно и солома). Известно, что полба не поддавалась обмолоту. Поэтому её могли потреблять в виде нечищенного зерна, колосков, сечки, мякины. Похлёбка, каша и хлеб при этом получаются, а лапша – вряд ли.

Допускаю, что слова полба и полова были не только родственными, но и означали некогда одно и то же. Просто в одних говорах слово произносилось более звонко и кратко (полба), а в других -напевнее (полова).

Отрадно, что в Подмосковье появилось фермерское хозяйство с культивированием неприхотливой полбы на научной основе. Пользы оказалось так много, что теперь уже полба непременно входит в состав меню многих элитных российских и западных санаториев и курортов.