Забид выбирает Россию

Валентина Судакова
  КАК НА ЛУГУ ЦВЕТОВ

      Немного на свете стран с этнически однородным населением. Огромную
Россию просто невозможно представить однолико русской. Так было испокон
веков. И будет всегда, потому что многонациональность - естественное сос -
тояние человечества.
 В доперестроечные времена национальный вопрос нас вроде бы не тревожил и
не напрягал. Знали, что прежние советские республики - одна из главных забот
государства, пусть даже порой в ущерб Российской. Мирились, признавали это, 
как  данность... Потом всё переменилось. Национальный вопрос вылез своими
острыми шипами на арену новой российской жизни. И пошло...И поехало...

     И всё- таки, мы по - прежнему живём бок о бок : русские, армяне, ка-
захи, грузины, поволжские немцы, да все, кто угодно. А потому мир в общест-
ве можно соблюсти , только следуя правилу : ценить самого человека по его
делам и поступкам, а не его национальную принадлежность.
В Волгоградской области национальностей, как цветов на лугу. Что ищут в
России покинувшие свою родину грузины, армяне, чеченцы, дагестанцы,
узбеки, таджики ? Список длинный.   Защиту ? Надежду на благополучие ?
Работу ? Разные намерения и планы у мигрантов, разные причины,  что в
конце концов становятся они нашими земляками, а нередко и родственниками.

     РУССКИЕ ДЕВУШКИ ЕМУ НРАВЯТСЯ

     Забид Занкаринов  - совсем молодой лакец ( лаки - одна из многочис -
ленных народностей Дагестана ) . Отслужил своё в наших местах. На сослу-
живцев и командиров не обижался, приобрёл  друзей и среди русских, пригля-
дывался к порядкам здешним и правилам нашего быта и общественной жизни,
к девушкам, сравнивал с тем, как и по каким правилам живут на его родине.
     Не всё принимал умом и сердцем,но решил остаться здесь. Зачем ? Ра-
боту найти . На родине, тем более в его родном селении,  с этим очень трудно.
Забид имеет степень бакалавра юриспруденции, с детства мечтал стать 
следователем, но пока, по жизненным обстоятельствам,  подступ к мечте 
ещё далёк. Будет устраиваться, где получится. Жить определился в посёлке, 
где уже обосновались его земляки. Намерения у него добрые. Не исключено,
что и семьёй здесь обзаведётся. Русские девушки ему нравятся. Очень красивые- считает он.

     Да и сам Забид заметный : сильный, спортивный, с ярко - рыжими во-
лосами и светлыми глазами. Далеко в глубину веков идут его кавказские корни,
ещё во времена дотюркские, " окрасившие " , как считается, древние светлово -
лосые и светлоглазые народы Кавказа в чёрный цвет. Но придётся его избраннице, если окажется русской, внести немалые поправки в свои понятия
о правилах семейной жизни.  У дагестанцев многое в этом не так, как привычно нам.

     У НАС ОДИН МИР

     Из- за подсознательного страха раствориться, затеряться в большом
народе - лидере , малые народы  стараются сохранить генетическую чистоту
и однозначность своей нации , доказать всем, что именно они - самые, самые...
В рассуждениях Забида этого нет.  Его высказывания разумны,  даже мудры,
несмотря на его молодость. Он считает, что с ним согласятся многие дагестанцы  : " Россия подняла нас на ноги. Без России мы не проживём, потому
отделение Дагестана от России, как хотят  многие горячие головы, было бы
не во благо нашему народу. Аллах создал нас не для вражды, а творить благо,
ведь наш мир - один на всех. У меня душа болит и за русских, они не совсем
умело управляют своей жизнью. Многое в их и нашей неразберихе зависит от
мудрости политиков.

     Я ВЕРНУСЬ

     Если их выдернуть, человек погибает, если не физически, то духовно,
потому что корни живут только в родной земле. Это Забид хорошо понимает, и
потому знает, что непременно вернётся в свой Аракул. Лет так после шестидесяти.
Жизненный путь его должен закончиться именно там, только там, чтобы душа
была спокойной на родной земле, а не на чужбине. " Ничто не заставит меня
забыть свой язык, родные напевы, мой народ, как бы долго и благополучно
я ни прожил в других краях. "

     АРАКУЛ

     Глаза Забида загораются, когда он произносит это слово. Он без конца
хотел бы говорить, рассказывать о своей малой родине.
     Ара, с лакского - средина, кул - поле. Селение на скалах, а ниже везде -
поле. Почва каменистая, растут только картошка и пшеница. По сей день кое - где поля обрабатываются сохой с буйволами. Деды, прадеды его из этого селения.
Род ЗАНКАРИНОВЫХ - крестьянский испокон веков. Своих предков Забид знает
до шестого колена, а это 17 - й век. Составил  даже генеалогическое древо
своего рода.  К,  сожалению, сведения скудные, ведь раньше писать не умели,
в чести был даже тот, кто мог написать только своё имя. Семьи в Аракуле, как
и вообще в Дагестане,традиционно многодетные. Вот у Забида четыре брата и
три сестры. Счастливый!!...
     Селение расположено на высоте двух тысяч метров над уровнем моря. Оно
очень красивое. А воздух : дышишь - не надышишься. Всё - таки молодёжь
его покидает в поисках работы в благоустроенных городах. Народ в Аракуле
очень трудолюбивый, жизнь свою строит и по Российской Конституции, и по
шариату. Бывают и " нестыковки " с Конституцией в оценке каких - то собы-
тий и поступков. Например, не всякий горец сможет простить измену девушке
или жене : сядет за решётку, но накажет её по шариату. В крупных городах
правила жизни меняются, отходят отпрежних традиций и от шариата.

     МАГОМЕД И ДЖАМИЛЯ

     В прежние времена там, где сейчас Аракул, было два селения. В одном
жил Магомед, в другом - Джамиля. Девушка была из бедной семьи. Отец засва-
тал её за богатого чабана, который ей в отцы годился. Магомед и Джамиля
очень любили друг друга. Они устроили побег. Застигнутые погоней жениха, 
не раздумывая, бросились со скалы, взявшись за руки...   
    
     Теперь это традиционное место для молодожёнов и влюблённых пар. Они поднимаются на эту скалу, оставляют, в память о Магомеде и Джамиле, цветы,
любуются прекрасным видом : горы, чистые водопады, яркое небо.
" Неповторима моя родина, мой Дагестан, неистребима наша любовь к нему" -
говорит и за себя, и за всех земляков своих Забид Занкаринов...

     Быть может, однажды русская девушка поднимется на эту скалу любви,
рука об руку с Забидом, соединив в одной семье частицу судьбы
России и Дагестана.