Психологический портрет

Василий Макаров
С морозного неба не мигая смотрели звёзды. Под ногами слегка хрустел снег. Из неказистого деревенского магазина покачиваясь вышел мужчина. Он был коренастый, среднего роста, одет по простому - валенки, ватные штаны и фуфайка. Лысину на голове прикрывала кепка - единственная часть одежды не подходящая к декабрьской погоде.

- Лайма! Лайма, ко мне! - мужчина внезапно остановился, как будто вспомнил про что-то.

Через секунду из-за сугроба почти беззвучно выпрыгнула белая овчарка и обнюхала руки хозяина.

- Лаймочка, собачка моя, ты не убегай далеко. Я то тебя в потёмках не вижу.

Собака обнюхала две бутылки водки, торчащие из карманов фуфайки, и также быстро умчалась вперёд по тропинке. В эту сторону от магазина были сплошь садовые участки. Народу тут в начале декабря не много. По ширине тропинок среди сугробов можно было определить, что ходят по ним сейчас не больше десятка человек. Пыхтя и раскачиваясь всё больше мужчина одолел уже половину дороги, когда до его слуха донёсся стук топора.

- О, кажется компания намечается! Давай-ка, Лайма, в гости зайдём. Ты то всё равно не пьёшь.

Мужчина повернул к стоящему в стороне от дороги дому. Вскоре из-за деревьев показались светящиеся окна дома. Рядом с домом возле покосившейся сарайки суетился человек. Он широкой лопатой разгребал снег вокруг поленницы и тут же колол дрова маленьким топором.

- Здорово, сосед! - мужчина в фуфайке привалился на низкие ворота, так что те заскрипели.

- Добрый вечер. Чем могу быть полезен? - его худосочная высокая фигура распрямилась, в руке был сжат топор.

- Я Вадим Вадимыч, живу там дальше, - он махнул неопределённо рукой, - почти километр отсюда.

- Меня зовут Арсений, - сказал худосочный и воткнул топор в колоду, на его лице блеснули в оконном свете круглые очочки.

Вадим Вадимыч сопя пытался открыть задвижку ворот, но та перекосилась под его весом и не поддавалась.

- А я иду, из магазина, гляжу свет горит. Дай, думаю, зайду хоть познакомиться. Я то уже с осени приметил, что дом видно кто-то купил. А вот зайти всё некогда было.

Ворота наконец распахнулись и Вадим Вадимыч ввалился во двор. Вокруг него весело бегала кругами Лайма.

- Ты не бойся, она добрая, не укусит, - Вадим сгрёб своей ручищей ладонь Арсения и энергично затряс, - Ну что, может за знакомство?

Вадим показал торчащую из кармана бутылку «беленькой».

- Извините, я не пью, - Арсений высвободил руку и для надёжности спрятал её в карман куртки.

- Молодец! А я вот тоже не пью! Сейчас это допью, и больше не пью!

Вадим Вадимыч отёр лицо ладонью и стал оглядывать участок.

- Дрова ты конечно зря в снег свалил. Печка то у тебя в доме какая? Булерьян? Чистишь дымоход? Обязательно раз в месяц чисти! У меня тоже булерьян, я целое ведро золы каждый месяц выгребаю. И сарайку тебе надо ломать и новую ставить. Эту поправлять уже бесполезно. Видишь, у неё угол в землю ушёл, а другую сторону из земли пучит. Через год она сама развалится. Новую будешь ставить, обязательно под углы кирпичей побольше положи. У меня дом так стоит на кирпичах. А кессон у тебя есть? А почему нету? Э-э, брат, в деревне без кессона никак. Я все закрутки осенью в кессон складываю - весь год потом ем. Пойдём ко мне, я тебе покажу как у меня всё устроено. У меня скважина с водой есть. У тебя есть скважина? А, вот то-то же! В скважине вода изумительная, я тебе скажу, ни с каким колодцем не сравнится. Пойдём, пойдём, проводишь меня, посмотришь. Я тебе помидоров две банки дам, сам закручивал.

Арсений попытался увернуться, но Вадим Вадимыч ловко ухватил его за плечо и стоял держась за Арсения, чтобы не покачиваться.

- Ты же меня не знаешь, а я всё про всех знаю! Я подполковник МВД! - Вадим дыхнул на Арсения перегаром и для важности показал пальцем вверх, - сейчас на пенсии сижу…

- Я сейчас, только жене скажу и провожу вас.

Только Арсений открыл дверь в дом, как тут же Лайма тихо и молниеносно проскочила внутрь. Из дома раздался визг и кошачье шипение. Затем чёрный вздыбленный кот выпрыгнул из дома и скрылся в придорожных кустах.

- Она добрая, она не укусит, - в догонку крикнул Вадим Вадимыч.

Через пару минут Лайма вместе с Арсением показались из дому. Арсений одел валенки и фуфайку вместо тоненькой курточки. Меховая шапка не его голове растопырила уши, словно самолёт. Он протёр запотевшие очки и сказал: «Я готов!»

Выйдя за ворота Лайма мигом скрылась в темноте, а Вадим с Арсением неторопливо двинулись по заснеженной дороге.

- Вот я и говорю, - продолжал Вадим Вадимыч, - один участок на шесть соток - нормальному мужику не развернуться. У меня три участка рядом, и два дома. Второй дом я для родителей сделал. Я их на лето привозил, а щас они обратно к себе. Так в том доме ни одного выключателя нету, представляешь! Специально! Отец у меня деревенский, выключателей не признаёт, только штепсели на всё. А под домом у меня пятнадцать кошек живут! Хотя может уже больше. Я тебе покажу. Только их гладить нельзя, они все дикие. Я им замороженные потроха кидаю, они за них дерутся. А вот это видишь?

Они остановились у развилки дороги. Более узкая дорога уходила вправо между заборами участков.

- Вот смотри, эту дорогу я сам чищу. Каждый божий день, лопату утром беру и чик-чик. Тут почти пятьдесят метров, да больше даже.

У двери небольшого щитового дома уже сидела Лайма, терпеливо дожидаясь хозяина. В окнах дома горел свет, из печной трубы поднимался дым. Вадим Вадимыч пустил её внутрь, а сам взял литровую железную кружку с подоконника и повлёк Арсения вглубь участка.

- Я тебе сейчас воды из скважины наберу. Ты попробуй и скажи, пил ты раньше когда нибудь такую воду или нет.

Из небольшой будки неподалёку от дома выходила пластиковая чёрная труба. Вадим набрал кружку воды и сунул её Арсению. Пока Арсений по капельке пробовал ледяную воду, Вадим нырнул в другую будку и зажёг там лампу.

- Смотри, видишь у меня в люке в кессон сетка лежит? Знаешь зачем она? А вот, чтобы мыши не запрыгнули. Если сетки не будет, отвернуться не успеешь, как уже какая нибудь зараза внутрь заскочит. Мне туда один раз мышь таки забралась. Я за картошкой полез, гляжу погрызенные картошки валяются. Так пришлось всё оттуда вынимать, чтобы эту гадину словить!

Вадим скрылся в люке и время от времени кричал наверх, чтобы Арсений принял у него очередную банку.

- Вот тут помидор две банки, одна с огурцами. Две маленьких с кабачками. Ты кабачки ешь? М-м, я обожаю кабачки. Варенья хочешь? Вот тут клубничное с прошлого года. А в этом году она не уродилась, так что не готовил.

Когда Вадим вынырнул из кессона, всё пространство у ног Арсения было заставлено банками.

- Как же ты их понесёшь то?

- Может не надо столько, а?

- Цыц! Сейчас всё организуем!

Вадим закрыл кессон и ушёл в другой дом, который смотрел на Арсения тёмными холодными окнами. Через несколько секунд Вадим Вадимыч показался в дверях неся в руке детские санки со спинкой.

- Вот, смотри что нашёл! Я ещё Серёгу, сына моего, на них в садик возил.

- А сейчас он где? - спросил Арсений, перетаптываясь с ноги на ногу.

- Так служит, в Новороссийске. А жена… она в городе живёт. Так что я тут сейчас один, бобылём.

Вадим аккуратно поставил банки на санки и примотал их куском верёвки. Потом он с удивлением посмотрел на свои карманы.

- О, про водку то я и забыл! Сейчас, я бутылки поставлю в дом и тебя провожу. А то неровен час, кувырнёшь санки по дороге и всё побьёшь.

Ещё через четверть часа они подошли к дому Арсения. Вадим тянул санки впереди, а Арсений придерживал сзади, чтобы те не перевернулись. Выставив банки на крыльцо дома Вадим Вадимыч взял санки в руку.

- Ну вот и знаешь теперь где я живу. Заходи ко мне в гости, если что. Я тоже в магазин тут мимо хожу, тоже к тебе заходить буду, - Вадим подмигнул Арсению, снова сгрёб его руку и энергично затряс.

- Лайма, Лайма, ко мне! Пойдём домой, собачка моя!