Как живёт поэт

Татьяна Герасименко
Вчера, 25 января 2017 года, навестила поэта. Давно собиралась, по разным причинам встреча откладывалась, будто не случайно. Последний раз были у него летом с Б. Р.  Он обижается. Мол, брезгуешь нами, маргиналами. Говорит о каких-то знаках: то сны ему плохие снятся с моим участием, то загорелись два матраса, когда он испытывал приготовленный для лечения  моей ноги (ради которого я приехала в этот раз в Москву) магнитёр.  «Знаки» и мне, кажется, поступали. То гриппом заболела и не смогла до него добраться, то поездка срывалась, когда что-то ещё происходило. Вчера тоже был «знак». После лечения в клинике спортивной медицины из-за сильной усталости решила ехать такси. За 10 минут до окончания маршрута машину остановили для проверки работники ГАИ. Водитель - молдаванин, молодой парень, оказался без патента. Задержка вышла на 40 минут! Парню выписали большой штраф.
Ник ждал меня у подъезда, ходил кругами на морозе. Он выглядел ужасно: больной и измождённый, постарел, похудел, ссутулился, под глазами синие круги, лицо сморщенное. В грязной куртке и джинсах. Настоящий бомж. Правда, вязаная голубая шапочка очень шла к его глазам.
Он порывался пойти в магазин, чтобы что-то купить к ужину. Проводил меня в квартиру и оставил общаться с Маринкой. Это его жена, она инвалид -- больна олигофренией. В квартире - вонь и неряшество. Обои ободраны. Я зашла в прокуренный туалет с давно не чищенным унитазом. После прошла на кухню, сунулась в сумку (хотела подарить им пару тысяч рублей к празднику), но, похоже, Маринка уже облегчила мой кошелёк. Она настоящая клептоманка. Ник ушёл в магазин, несмотря на мои протесты. Маринка налила мне чаю с большим количеством сахара. Предложила конфеты, не скрывая, что они с помойки (кто-то выбросил целую коробку). Принесённые мною открывать не стала. Конфеты «с помойки» выглядели неплохо, но в рот не лезли. Я надкусила одну, чтобы не обижать хозяйку. Вещи, принесённые мною, ей, похоже, не понравились, хотя это были французские и итальянские качественные свитеры, водолазки и т.д. Ей нравится всё блестящее и со стразами, которые она называет драгоценными камнями. Она была немного выпивши. Сказала: "Ты богатая, а сумка твоя ужасна!" - это про подаренную дочерью сумку фирмы "Нанини"! Конечно! Она ведь без страз, коричнево-серая, хоть и из качественной кожи. Принесла "помоечные", выброшенные кем-то сумки с блёстками и требовала, чтобы я немедленно их взяла себе! Я отказалась под тем предлогом, что мне некуда и не с чем носить такую красоту. Обида была смертельной! Ник после выговорил мне, что это «неинтеллигентно» с моей стороны, надо было взять.
Поведала мне Маринка и о том, что они собираются ко мне в гости, причём скоро: 27-го. Правда, какого месяца, я добиться от неё не смогла. Ник после сказал ей, что денег нет на поездку.
Он принёс пиво, на которое набросилась Маринка, а сам стал жадно есть купленный кекс, отламывая от него куски. От шампанского (из того же источника, что и конфеты) я отказалась под тем предлогом, что нельзя совмещать спиртное с лекарствами, которые я принимаю.  Маринка стала развлекать меня включением музыкальных игрушек, к которым я не проявила должного интереса. Мы с Ником обсуждали что-то, говорили больше всего о поэзии, но она прерывала. Принесла из комнаты 3-х крыс и пыталась дать их мне для поцелуев. Я не люблю крыс! Я вообще противница домашних животных. Тогда крыски (которых они с Ником любовно называли «девочками») были выпущены на обеденный стол, где немедленно стали пить чай из кружек (в том числе и из моей) и есть кекс, который Ник отломил (не отрезал) для меня.
Говорить становилось всё труднее. Ник плохо видит и слышит, он развлекал меня чтением стихов и объяснил, что нынче стихи должны быть нестандартными, что надо придавать им рисунок, визуализировать, иначе они выглядят традиционно и скучно. Среди прочих он подарил мне книгу стихов одной поэтессы, с которой у него была когда-то любовь. Он почти год жил у неё в Армении, учил её стихотворному искусству. Он считает, что мы с ней очень похожи и настоятельно просит меня с ней связаться и начать общаться. 
Марина пыталась вести свою игру. Она говорила мне, что хочет замуж и просила найти ей молодого мужа. «А как же Ник?» - спросила я её. «Он не муж». «Как отец, что ли?» «Да». Я сказала, что подходящих приличных мужчин у меня нет.
Маринку Ник в своё время взял ещё девочкой из детского дома, несмотря на то, что она инвалид, женился на ней – правда, документ, удостоверяющий этот факт, утерян, и теперь в случае если она останется одна, ей не достанется никакого наследства (самое ценное – это квартира в Москве).
Повели меня в комнату, там ужасно. Мебель старая, очевидно, принесённая «с помойки».  Вещей много, они навалены во всех углах. Ник настойчиво предложил мне у них остаться на ночь, однако я возразила, что меня ждёт заболевший внук.
Пришёл квартирант. Он вполне приличного вида. Испытывает явную антипатию к Маринке, разговаривает с ней грубо.
Маринка всё жаловалась на бедность. А Ник сказал, что ему хочется рыбы.
В какой-то момент Марину переклинило. Она стала меня выпроваживать – правда, под благовидным предлогом, что уже темно, поздно, опасно возвращаться. Я засобиралась. Огорчённый Ник, не поняв причину моего стремительного ухода, отправился меня провожать. Марина тоже вышла, но была в пальто из болоньи (подобранном на помойке) поверх пижамы и быстро вернулась из-за холода. Ник проводил её, я его ждала. Я предложила Нику зайти в магазин, чтобы купить для них продуктов (я могла бы рассчитаться картой), что он категорически отверг.
По дороге к метро я держала его под руку, ибо он плохо держался на ногах. Мы продолжали говорить о поэзии, он всё твердил о Сэде, вспоминал её с большим теплом. Сказал, что посмотрел мои произведения на «Прозе.ру» и считает их неплохими, однако требующими адаптации для массового читателя. Мы были странной парой, на нас оглядывались прохожие.  Я испытывала чувство жалости, смешанное с теплом. Он в очередной раз сказал, что «уходит». Философствовал о том, что умершим несколько лет назад жалеть не о чем: в жизни не происходит ничего хорошего. Я не перестаю удивляться, как в одном человеке может сочетаться нестандартное мышление, талант и... убожество! Он вне системы, поэтому и система не жалует его.
Простились мы тепло, я первая поцеловала его в щёку, он ответил тем же.
Сегодня я ему позвонила. Сообщил мне, что у него депрессия, в том числе и спровоцированная моим визитом.

Стихи
     рождаются
                из грязи,
Из нищеты
                и от лишений,
Хотя, конечно, эти связи
Не очевидны, как и гений…

Стихи
        свободны
                и невинны… 
Лучами
           прорастают в космос,
Пути их
               неисповедимы,
Их не коснётся тлен и косность.

Их авторам 
                одна
                отрада:
Творенья
              в мир ушли,
                так надо!
Живут, горят, волнуют «чада».
***
Венок терновый -- им «награда»
   

26.01.2017

--