И такое бывает

Любовь Мехтиева
     Случается в жизни такое, что нужно решить один вопрос. И всё вроде бы готово для решения, и документы в наличии, куда идти - знаешь, остаётся довести дело до конца. но... тут возникают разные неожиданности: дополнительные требования, о которых тебе раньше не говорили. Решение вопроса затягивается. Не без труда находишь недостающий документ, приносишь его в инстанцию, а там выясняется - ещё необходимо то-то и то-то. И вот подниматься по такой неправильной лестнице равносильно тому, что можно поломать ноги, а в данном случае - психику. Дело порой заходит в тупик.

     Но бывает и наоборот. Хотя гораздо реже. Есть люди удачливые, везунчики, можно сказать, а есть те, кому удача улыбается редко, но всё же улыбается. Причём тогда, когда, казалось бы, уже ничего сделать нельзя. Об одном такой смешном, по сути, случае, хочу я рассказать.

     1997 год. Март. Мы взяли кредит на своё небольшое предприятие и решили приобрести машину. Выбрали "Газель" грузопассажирскую - очень такая нам подходила для работы. Муж, как директор, созвонился с автосборочным цехом, узнал все детали оформления и в течение пары-тройки дней всё было готово к тому, чтобы ехать за машиной.

     Дело выпало на пятницу. Ещё накануне я приготовила все бумаги, платёжные документы, уставные документы предприятия, заявку - одним словом ВСЁ.
     Рано утром в полном сборе я, мой 15-ти летний сын, новый водитель, которому предстояло перегнать Газель, погрузились в Жигули нашего водителя и отправились в столицу Крыма. Сам цех по сборке авто находился как раз прямо на въезде в Симферополь.

     Административное здание филиала завода встретило нас своей торжественно-холодной атмосферой. Слегка оробев, мы осматривались вокруг, пока к нам не подошёл дежурный, который провёл нас в кабинет начальника отдела сбыта. Начальник, очень приятный на вид, интеллигентный мужчина, больше похожий на производственника, нежели на бюрократа, принял нас просто и по-деловому. Вникнув в суть дела, он принялся разбирать документы. И тут-то всё началось. Оказалось: нет налоговой накладной. Этот документ был введён в закон буквально на днях, мы в нашей Евпаторийской налоговой администрации даже узнавали, нужен ли он будет, там уверили - не нужен при покупке за безналичный расчёт. А тут говорят - нужен! Что делать?

     Звоню мужу. Сижу, нервничаю, жду решения. Начальник руками разводит, мол, всё понимаю, но сделать ничего не могу. Проходит часа два, и тут приходит по факсу эта злосчастная накладная. Выписывает нам начальник этого отдела поручение в отдел отпуска продукции, только просит, чтобы в понедельник обязательно завезли ему оригинал той накладной.

     Ура! Одарив начальника счастливым взглядом, я вылетела из кабинета, кивком подозвала сына и водителя, томившихся в ожидании, и мы бегом на склад.
     А тут уже и обед наступил. Подошли мы к складу. где машины стоят, смотрим, охранник, узнав, в чём дело, смилостивился и пустил нас внутрь, чтобы выбирали автомобиль. Времени на выбор предостаточно - целый обеденный час. После недолгих колебаний остановились на цельнометаллической, грузопассажирской белого цвета. Обед закончился, мы идём к заведующему складом оформляться дальше.
     Погрузившись в бумаги, заведующий наконец отодвинул их в сторону и обратился ко мне: "На кого оформлять доверенность?"
     - На меня, говорю.
     - Давайте ваш паспорт.
    
     Тут я вся похолодела - паспорта не было! Ни в сумочке, ни в карманах. Нигде!
     - Забыла дома, - безнадёжно и умоляюще проговорила я, и сразу добавила: "А я свои данные знаю, могу вам продиктовать!"
     - Так не пойдёт, - был ответ, - без паспорта я не могу выписать доверенность, мало ли проверка на дороге, сами понимаете... ещё и нас оштрафуют!

     Как я не старалась уговорить его, всё бесполезно. Да и насчёт паспорта нужно было узнать, дома ли я его оставила, или в дороге как-то затерялся. Пришла снова к  начальнику сбыта, попросила его разрешить позвонить мужу - в то время мобильные телефоны были редкостью, если вообще и были в обиходе. Звоню домой, объясняю, он успокаивает - паспорт я оставила на рабочем столе, всё в порядке, не потерялся. Начальник сбыта, услышав, о чём речь, сразу сказал: "Езжайте домой, без паспорта вам доверенность не дадут, даже и не думайте, не теряйте время, приедете в понедельник и всё получите.

     Вся поникшая от досады, я вышла в коридор, где стояли сын и оба водителя, один из которых, Сергей - хозяин Жигулей, подошёл ко мне: "Ну что, Михалвна, поехали домой?"

     Я так взглянула на него, что он, уже открывший рот говорить дальше, тут же и закрыл его. А мои ноги сами развернули меня в сторону склада.

     Не знаю, каким образом, кто "нашептал на ушко" заведующему отпуском продукции, только он как-то задумался, замолчал, потом попросил меня подождать в за кабинетом. По видимости, он хотел с кем-то проконсультироваться. Я вышла, уже обнадёженная.
     Сергей снова подошёл ко мне, спросил, что да как. Я сказала, что думает, ещё есть шанс взять машину сегодня. А он опять:" Михална, а может, не надо уж?". Удивлённая его позицией, я не выдержала и спросила - почему не надо сегодня, и тут услышала такое, что у меня буквально ослабли ноги - оказывается, Миша - водитель для Газели, забыл дома права! Оторопевшая, не зная, что на это сказать, как поступить, я увидела, что заведующий вышел и пригласил меня к нему. На столе уже лежала доверенность, оставалось продиктовать ему данные моего паспорта и мы могли ехать на новой машине домой. После всех его усилий пойти нам навстречу мой язык не повернулся признаться ему в таком позоре, в каком мы приехали покупать новый автомобиль - зам.директора без паспорта, водитель без прав!

     Вся обратная дорога проходила в напряжённом молчании - я пристально смотрела вперёд - нет ли где неожиданной засады или незнакомого поста ГАИ, водитель тоже молчал, один сын вертел головой по сторонам, а больше рассматривал салон автомобиля и изучал датчики. Вот и Саки. Там на большом перекрёстке вышка и почти обязательная проверка движения - главный пост ГАИ. Контроль почти 100-й.

    Сергей на девятке проехал свободно и остановился на другой стороне перекрёстка, а нас - отвлёкших всё внимание на себя, конечно же остановили. Молодой гаишник, махнув жезлом, направился в нашу сторону. Мой водитель Миша побледнев, потянулся за сигаретой, но я тут же поймала его руку и сжала так, что он понял - закуривать сейчас нельзя! Ситуация была опасной, и я быстро мобилизовала себя, хотя в жизни у меня бывало и наоборот! Быстро взяв инициативу в свои руки, я возбуждённо приветствовала инспектора, как бы приглашая его разделить нашу радость, и тут же стала засыпать его бумагами, не умолкая при этом - это техпаспорт на автомобиль, это свидетельство оплаты, это транзитный номер и прочее-прочее-прочее. Растерянный гаишник бестолково смотрел то на один лист, то на другой, а я, не давая ему опомниться, совала под нос ещё и ещё, да для гарантии затеяла перебранку с сыном, жалуясь на него гаишнику, что увязался, мол, с нами, а тут итак голова болит от всего... Закончилось тем, что он сказал: езжайте, и добавил каким-то растерянным голосом: "И всё-таки я чего-то забыл у вас посмотреть..." Я тут же с нескрываемой усталостью вновь схватила бумаги, лежавшие на бампере и подсунула ему, на что он с отчаянием посмотрел на них, махнул рукой и отпустил нас.
    
     Он забыл, а мы-то, конечно, нет, мы только об правах и думали во время всего... Когда мы уже тронулись, плавно так, не спеша, как честные люди, а не как воры, которых поймали на месте преступления и по ошибке почему-то отпустили, те удирают как можно быстрей, Сергей, ожидавший результата проверки, уже вышел из машины, он был в полной уверенности, что сейчас мы будем пересаживаться в его Жигули, а нашу Газель отгонят на штраф-площадку, он пошёл навстречу нам, но я взглядом сверкнула ему - за руль и отчаливай быстрей!
    
     Когда мы уже проехали Саки, а впереди, на въезде в Евпаторию ожидался ещё один пост, который так хотелось объехать, но там было пусто, что, кстати, было почти всегда. Не то, что Саки! И вот мы уже дома. Можно было наконец вздохнуть с облегчением - всё свершилось, всё удалось. Машину обмывали всем небольшим коллективом, но вот что удивило меня тогда. В истерику впал Сергей. Именно тот, кого меньше всего это тронуло бы в худшем случае. Ведь он ехал на своей машине, с правами, да и в любом случае его ничто не коснулось бы ни юридически, ни физически. А он вдруг закатил истерику - А вы знаете, что могло бы быть... и в том духе. Пришлось его слегка вразумлять.

     В понедельник я снова ехала в этот цех, отвозила оригинал налоговой накладной. Начальник сбыта, тот приятный мужчина, поинтересовался, взяли мы машину или нет тогда. Я сказала - да, взяли. Он удивился и как бы даже порадовался за нас. А я возьми и скажи ему: "Но это ещё не всё!"
     - А что же ещё? - начальник с интересом посмотрел на меня, и тут я ему рассказала и про права, и про ГАИ...
     Что тут началось... он захохотал, да так, что стал едва со стула не падать, раскачиваясь в смехе от стены и до стола, ладонями он бил по столешнице, а головой ударялся об стол, и его раскатистое ХА-ХА-ХА заполнило весь кабинет, кажется, и дальше кабинета. Отсмеявшись вволю, он успокоился, оттёр выступившие от смеха слёзы и, с трудом удерживаясь от приступов вновь находившего на него смеха, проговорил: "Сколько лет работаю, а такого ещё никогда не видел!"

     Оно и правда. Только представить, что едет совершенно новая машина без номеров, за рулём водитель без прав, доверенность на машину выписана на лицо, которое без паспорта... и ведь проехали! Да... бывает же такое...

     Прошло чуть больше двадцати лет, а я до сих пор, вспоминая тот день, не могу  не рассмеяться или хотя бы не улыбнуться.
     2 декабря 2017г.