Чукотка 5

Скляров Анатолий Николаевич
          Когда я работал в ГРП, меня выбрали секретарем парторганизации и пробыл я в этой должности два года. Это самая неприятная часть моей жизни на Чукотке. Ну не создан я для общественной жизни! Эти тягостные обязанности ежемесячных собраний, призывы «приложить все силы», «с честью выполнить», «взять встречное обязательство», и т.д. В общем, перед очередными выборами, будучи в райкоме, я взмолился о «пощаде».
 
         Заявил, что уже отбыл два срока, на что мне очень недоброжелательно и сурово сказали, чтобы я выбирал выражения, но просьбу об отставке удовлетворили. Тогда ведь быть беспартийным ИТРовцам было нельзя. Парторг в ГРП должность не освобожденная. Как-то по партийным делам я был в райкоме, в Певеке, и меня попросили захватить с собой вновь назначенного парт. секретаря Комсомольского ГОКа. Именно назначенного, а не выбранного.

         Человек лет за сорок, приятной наружности. Дорога длинная, ехать несколько часов, конечно разговоры. Он прислан из Хабаровска, работал в обкоме, был в Артеке несколько лет вожатым и на каких-то должностях в Хабаровске. Скоро приезжает жена и двое детей. Хорошую квартиру ему на Комсомольском дали сразу. Фамилию его не помню, да и не к чему помнить.
          Не прошло и года после его появления в поселке, как его арестовывают! Растление малолетних… Сажал в служебный УАЗик мальчиков и проводил с ними развратные сексуальные действия. Дело было громким, жена его, вместе с детьми уехала из поселка на второй день после ареста мужа. Сам он через неделю повесился в камере, а может повесили.
          После этого в районе наш поселок и соседний поселочек-спутник Быстрый долго еще, в шутку, называли Большие гомосеки и Малые гомосеки. Это было в 1988 году и я, с большим скандалом и угрозами, положил партбилет на стол. Вы представляете, сколько детей развратил такой «вожатый» в Артеке за несколько лет! Тогда, из-за этого случая, многие в ГОКе положили партбилеты на стол. В общем то это и было началом развала Советского Союза.

          Уже заодно расскажу еще один случай из моей жизни. В 1996 году мы всей семьей в последний раз поехали в отпуск на материк. В последний, потому что знали, что придется уезжать навсегда. Все предприятия закрывались и работать было негде. Благодаря моей дефицитной специальности (инженер по автоматике и телемеханике), я еще был нужен и мог продержаться какое-то время.

            Северяне, уезжая в отпуск, всегда берут обратные билеты, опасаясь растратить все деньги. Мы, конечно, тоже взяли. Отгуляв положенные три месяца и растратив почти все деньги, в начале сентября приезжаем в Москву и нам говорят, что такой авиакомпании больше не существует, рейсов на Чукотку нет, и поэтому мы можем эти билеты выбросить.
            Такого «подарка» мы не ожидали: денег нет, компании нет, самолета нет! Но нам подсказали, что в здании около Внуково через три дня один человек будет принимать тех, кто не смог улететь на Чукотку. Нас таких было человек 50. Подождали мы эти три дня в гостинице, и я поехал во Внуково.

        В том здании, в актовом зале нас ожидал молодой человек лет 25-30. В джинсах и драном свитере. Он молча нас выслушал и сказал, что может взять на Чукотку не более 75 человек. Когда мы посчитались, нас оказалось чуть больше пятидесяти. Значит он забирает всех, бесплатно! Это был Роман Абрамович. Еще через два дня мы все из Раменского улетели на Чукотку, и Абрамович с нами, в общем салоне. Это он летел своим самолетом в Анадырь, губернатором Чукотки.

          Можно по-разному относиться к Абрамовичу, но я ничего плохого о нем сказать не могу. Начиная с 1996 года, Абрамович всех желающих детей Чаун-Чукотки бесплатно возил на Черное море, отдыхать. В национальных поселках, в школах, за свой счет открыл современные компьютерные классы, запретил привозить и продавать в них водку (русские ведь бессовестно спаивали чукчей). В 1999 г мы уехали с Чукотки, но оставшиеся утверждают, что Абрамович поднял Чукотку из разрухи.

        В 1988 году, в начале ноября, я получил на заводе в Тольятти свою персональную машину, перегнал ее в Луганск, тогда Ворошиловград, и в конце месяца вернулся на Чукотку. В тот период шла «перестройка», почему-то решили выбирать начальника ГРП на партийном собрании вместо прежнего. Выбрали неприятного мне человека, да еще я голосовал против. Взаимоотношения с начальством и главным инженером разладились. Получение мною машины сыграло в этом свою решающую роль. И я ушел работать в старатели. Это следующий период моей жизни.

       О старательских артелях советского времени и жизни старателей мало известно достоверного. Я расскажу, как работают артели и как живут старатели, изнутри. Я сам был старателем. То, что писали в газетах и книгах в СССР о хищнической добыче старательскими артелями полезных ископаемых, и, в частности, золота, это досужий вымысел. Старательская артель конца 20 века – это высокоорганизованное и высокорентабельное предприятие. Среднее руководящее звено, только грамотные и толковые специалисты.
Простых рабочих в старательскую артель берут всех желающих. В том числе алкашей, Но в договоре оговаривается, в случае нарушения трудовой дисциплины, виновный увольняется без начисления зарплаты. То есть его заработанные деньги идут на счет артели. Артели это выгодно. 

       Техника артели содержится в идеальном порядке. Производительность труда рабочих в разы больше, чем на государственных предприятиях. Артель платит своим членам по результатам труда в конце сезона. К примеру, на Комсомольском горно-обогатительном комбинате я получал, приблизительно, 700-800 рублей в месяц. В артели Комсомольская у меня получалось за месяц 1600 рублей чистыми, в среднем. Как рядовой электрик.

        От рабочего требуется только работа. График работы 12 через 12. То есть, 12 часов работы, 12 часов отдых. Рабочему предоставляется жилье, питание, рабочая одежда, постельное, стирка одежды ежедневно, баня ежедневно. Потом это учитывается при расчете. Питание стоит рассмотреть отдельно. Повара в столовой высококлассные, готовят очень вкусно, могу заверить. Завтрак перед работой. Выбор первых блюд:  2-3. По желанию. Второе блюдо выбор: 2-3. По желанию. На третье выбор: 2-3. По желанию. С выпечкой. Кушай, сколько одолеешь, без ограничений.

        Так-же и в обед и в ужин. Между завтраком и обедом, второй официальный завтрак. Это различная выпечка, пирожки с чаем, кофе, молоком, на выбор. Между обедом и ужином, второй официальный паужин. Выпечка и пирожки с чаем и т.д. Итого питание пять раз в день. Короче – кормят как на убой.

        В начале января 1989 года, я из разведки перешел работать в старательскую артель Комсомольская. Предлагали место энергетика и нужно было поработать на всех участках, для ознакомления. После 20 января, два «кальмара» (К700) с прицепами, отправились на участок «Биллингс», в 50км от поселка Биллингс, к востоку. Это 300 км от Комсомольского на северо-восток. 

         Ехали в прицепах, крытых брезентовыми полотнищами, с отоплением железными печками. Первую ночь провели на перевал базе, и с утра выехали в сторону побережья, к Биллингсу, в надежде к вечеру добраться до места. На перевале началась пурга и караван заблудился. Пурговали три дня. К концу второго дня закончились дрова, и, чтобы не замерзнуть, со свиных туш (в прицепах везли продовольствие на лето) срезали сало и этим салом топили печку. На третий день на нас наткнулся охотник на «Буране» и проводил до места.

        Старательский поселок пустовал, нужно было обживать его. Всю электрическую часть работы я сделал быстро. И вскоре началась нормальная старательская жизнь. БалкИ отапливались электрическими водяными самодельными радиаторами. Очень удобно, было бы электричество. В поселке круглосуточно работала дизельная электростанция и был дежурный дизелист.

   Когда подъезжали к поселку, пурга еще продолжалась и были слышны какие-то «взрывы». Очень сильный ветер дул с океана, льды подогнало к берегу. Лед начал тороситься. Давление на лед было таким мощным, что, то и дело, из ледяных полей «выстреливали» вверх узкие полосы льда. Как-бы срез льдины, и с грохотом обрушивались вниз, на торосы. Зрелище было очень интересным и страшноватым. Поселок стоял прямо на берегу. Ближайшие будки находились метрах в 30 от берега и, казалось, лед вылезет на берег и раздавит постройки! Грохот ломающегося льда, завывание ветра. Вся кромка льда у берега непрерывно шевелилась! Кажется, что и берег дрожал от напряжения!

          Чаще всего, моей прямой работы как электрика, не было, и я помогал на кухне, если просили. Топил баню, к приезду смены, и бродил по окрестностям. Нашел недалеко от побережья старинный крест и остатки землянки, оставшиеся от первопроходцев Чукотки. Километрах в 8-10 от поселка,на побережье, жил старый чукча, с женой. То есть выглядел он старым, но было ему 52 года в тот момент. Практически без зубов, но еще достаточно бодрый. Жили они в своем, национальном, жилище. Типа полуземлянки, с перекрытием из ребер кита с натянутыми на ней шкурами моржей. Внутри это жилище похоже на ярангу: такие же пологи из шкур, разделенные на отдельные «комнатки». Находиться в этом жилище, как и в яранге, свежему человеку весьма даже непривычно, мягко говоря, но грубо выражаясь. Это резкий запах мочи.
Чукчи выделывают шкуры в моче. Прямо в помещении. Да и мочиться на улицу не ходят.

    Вообще, чукчи делятся на береговых и оленных. Так они себя называют.
Береговые чукчи оседлые, живут в постоянных поселках на побережье. Оленные чукчи кочевые. Были. Сейчас они живут в национальных поселках. Но целые семьи кочуют вместе с оленями по столетним маршрутам кормежки оленей.

           Когда-то, здесь было поселение береговых чукчей, но всех перевезли в поселок Биллингс (и детей этих стариков). А старики отказались уезжать. Сына этого старика я видел и разговаривал с ним. Вполне даже современный человек, немного почему-то стеснялся за своих родителей. Этот старик, чукча, представлялся как внук Алитета. (Есть книга «Алитет уходит в горы» и одноименный фильм.)