На пришкольном участке

Ремих Елена
"Хоть бы сегодня не было дождя", - с тревогой вглядываясь в затянутое тучами небо, подумала уже немолодая, но довольно привлекательная женщина, стоя на крыльце своей родной школы. Наталья Николаевна Горбенко(так звали вышеупомянутого учителя биологии)уже второй год подряд назначалась ответственной за летнюю практику на пришкольном участке.
Словно капитан дальнего плавания, приложив руку ко лбу, зорко всматривалась она во все отдаленные уголки школьной территории, все еще надеясь узреть хотя бы одну живую душу, решившую идейно и физически поддержать трудовой почин.
Вместо детского трудового вдесанта, в конце дальней клумбы, она заметила согнутую до земли фигуру, одетую так же, как и она, по-рабочему, в старые трико и полинялую сизого цвета футболку с какой-то непонятной надписью.
"Ну надо же, - подумала Наталья Николаевна, - Фаина Федоровна уже вовсю работает, пойду поздороваюсь с ней.
Схватив в обе руки громыхающую лопату, пару покореженных временем и учениками ведер, секаторы и прочий незамысловатый инвентарь, которым так дорожит летом и держит возле самого сердца любой школьный учитель, "биологиня", шагая, словно робот,подошла к склонившейся над клумбой коллеге.
Фаина Федоровна Сутулова почти сорок лет преподавала немецкий язык, имела самую высшую категорию, а ее фотография висела на Доске Почета в учительской. Ей, как образцовому учителю школа также постоянно доверяла самый ответственный участок работы в летнее время - пришкольный.
 - Здравствуйте, Фаина Федоровна, - обратилась к ней Наталья. - Я смотрю, Вы сегодня что-то рано взялись за дело. Давно пришли?
 - Так часов в восемь я уже здесь и была, - не отрываясь от прополки и на ходу с'ехавшие с носа очки, ответила ей коллега и тут же добавила: - хочу сегодня эту клумбу закончить.
 - А детей из трудовой бригады, случайно, не видели? - озабоченно озираясь вокруг, опять обратилась к ней "биологиня"
 - Вы что смеетесь, какие дети! Кто сюда пойдет! Так, ладно, надо быстрее работать, а то, не дай Бог, начальство увидит, как мы с вами тут разговоры разводим..., - при этих словах "немка" с ожесточением вырвала огромный сорняк.
 - Я тоже пошла работать, - поняв намек и загромыхав ведрами, Наталья Николаевна отправилась на соседнюю клумбу.
"Чертова мошкара, все лицо искусала", - думала про себя она, усердно воюя с сорняками и вынося мусор в контейнер.
 - Наталья Николаевна, зайдите ко мне на минутку, - услышала она через некоторое время резкий властный голос из окна второго этажа, принадлежащий Хамушинной Лидии Васильевне, полной маленькой женщине, и.о.директора школы на летний период.
"Что ей от меня надо? Опять срочную работу подкинет," - отбросив в сторону ведро, подумала "отработчица" и быстро зашагала к крыльцу.
 - Нет, вы только подумайте, - услышала она из учительской возмущенный голос и.о. - фамилию мою везде искажают, как хотят. В одном случае меня назвали Хлопушиной, потом- Подушиной, Лопушиной и так далее. А  всем в глаза говорю: я - Х-а-м-у-ш-и-н-а и фамилия мо происходит от слова Х-а-м! И никак не иначе! - с чувством закончила она и посмотрела на свою собеседницу, школьного завхоза Несунову Любовь Сергеевну.
 - Здравствуйте, - поздоровалась с начальством Наталья Николаевна.
 - А, проходите,  - наманикюренным пальчиком Хамушина отодвинула от себя блюдце с куском торта.
 - Я вызвала вас вот почему. Завтра придет комиссия из районо, а пришкольный участок еще не в лучшем виде. Сегодня же заканчивайте работы с клумбами, побелите бордюры, подметите все дорожки, соберите мусор в кучи. Наведите порядок возле контейнеров, обрежьте кусты, которые Роман Сергеевич не дорезал. Кстатм, вы его сегодня не видели?
 - Э-э-э...не ви..., то есть, я думаю, что он, может быть, за школой работает...
 - Ну ладно, - прищурив глаза, - пршипела и.о. - доберусь я до тебя, Хитрецов!
"Надо же, самого зам.директора по ОБЖ поймали! Теперь, пока он все кусты не обрежет, в отпуск его точно не пустят", - промелькнуло в голове у главной "отработчицы".
 - А ваш отпуск, Наталья Николаевна, вероятно, придется притормозить, если комиссия останется недовольна, - словно читая мысли "биологини", четко отчеканила и.о. - А, кстати, где ваши дети, почему на участке никто не работает?
 - Э-э..., вы же знаете, - еле слышно пролепетала Наталья.
 - Что я знаю? Это ваша вина, если дети не идут отрабатывать в школу. Садитесь на телефон, звоните по классным спискам, просите, умоляйте, давите на совесть, обманывайте, наконец! За идею сейчас никто работать не станет, это всем известно, но вы что-нибудь все-таки придумайте. В любом случае, работа должна быть сделана любой ценой. Мы вот тоже с Любовь Сергеевной, - Хамушина выразительно посмотрела на завхоза, - с утра до вечера "пашем", сидим на телефоне, от всех отбиваемся, даже пищу едим вредную, высококолорийную. Идите, работайте! - повернулась она спиной к Горбенко и стала собирать со стола кофейные чашки.
В этот момент в приоткрытую дверь учительской заглянули три симпатичные мордашки и закричали:"Наталья Николаевна, а мы отрабатывать пришли!".
И.о., завхоз и биолог изумленно застыли на месте, словно увидели приведения в натуральном виде.
Через несколько минут, стоя на клумбе, все три трудовых "десантника" уже получали инструкции на предмет отличия культурныз растений от сорняков.
 - А ты, Вася, - наставляла биолог сильно косившего глазами мальчика, - будешь относить мусор в контейнер за школой.
 - Наталья Николаевна, а как же Петр 1? - сильно заикаясь, косоглазый мальчик посмотрел на нее.
 - Выносить мусор будешь ты, а не царь, кстати, который давно умер, неужели непонятно? - с раздражением об'ясняла учитель.
 - Так вы в прошлый раз про Петра очень интересно рассказывали, и поэтому я пришел снова послушать, - заканючил Вася, - а с мусором я, так и быть, пару раз сгоняю.
 - А вы нам тоже обещали про любовь рассказать, ну и ..., - захихикали Галя со Светой, - вообще про...отношения.
 - Девочки, вам сколько лет-то? - в сердцах воскликнула "биологиня", но тут же, вспомнив про отпуск, собрала волю в кулак и добросовестно поведала семиклассникам все известные ей закулисные подробности из жизни знаменитого царя и с педагогическим тактом коснулась отношений между полами.
 - Дети, вы тут клумбу доделайте, а я скоро вернусь, - пользуясь тем, что между троицей возникла импровизированная дискуссия, - Наталья понеслась белить бордюры.
Быстро окуная старую разлохмаченную кисть в сильно погнутое ведро, она, радуясь появлению неожиданных помощников, ловко начала побелку.
 - Ага, вот, милая, ты и попалась, - услышала вдруг позади себя Наталья низкий скрипучий голос.
Разогнув затекшую спину и повернувшись назад, она увиделв перед собой старушку лет под семьдесят с седыми, растрепанными космами, в старом облезлом плаще, скособоченных туфлях, но при этом с густо накрашенными губами.
 - Белишь,значит, возле школы, а наш дом почему стороной обходишь? - ткнула она крючковатым пальцем в пятиэтажную "хрущевку" напротив. - Разве  тебя ЖЭК только школу белить послал? Или тебе здешний директор денег приплачивает, так ведь мы тоже кажный месяц за квартиру плотим, - горячилась старушка, притопывая ногами об асфальт.
"Что за шутки такие у бабки? При чем тут ЖЭК?" - обалдевшая отработчица тупо уставилась на выступавшую, и тут же в голову само собой пришло простое об'яснение."По виду я, действительно, похожа на ЖЭКовскую работницу, вся заляпана известкой, вот бабка и обозналась".
 - Не работаю я в ЖЭКе, бабуля, - продолжая махать кистью, ответила Наталья. - Учитель я из этой школы, вон, дети мои работают, так что успокойтесь и проходите мимо.
 - Ха, скажешь тоже, учитель! - бабка залилась злобным смехом. - Разве такие оборванки могут быть учителями, да еще так хорошо кистью махать. Учитель - человек образованный, интеллигентный, он одет культурно и с портфелем ходит, а ты... - бабка презрительно сплюнула, - замарашка самая настоящая, под образованную рядишься. Однако, побегу-ка я в ЖЭК,на тебя пожалуюсь, пусть тебе выговор вляпают, - прокричала старушка, не прощаясь.
Добелив бордюр с торца школы и вырулив к клумбе, Наталья обнаружила, что веселая компания семиклассников исчезла, бросив на земле ведра, из которых торчали пучки сорняков.
"И на том спасибо, - с горечью подумала она. - Пойду, взгляну, как идут дела у Фаины Федоровны," - и зашагала в сторону школьного крвльйа.
Откуда-то сверху до нее донесся визгливый женский голос, которому вторил низкий мужской бас.
"Ба, да это же Хитрецов нашелся, теперь ему мало не покажется, Лидия Васильевна ему штрафную работу точно подбросит", - сообразила на ходу Наталья Николаевна.
Через пару минут на крыльцо действительно выскочил Роман Сергеевич, на голове которого красовалась самодельная пилотка из газеты, а на поясе болтались огромные "секаторы".
 - Роман Сергеевич, - закричала вдогонку убегавшему Наталья Николаевна, - вы сегодня кусты дорежете?
Неопределенно мотнув головой, Хитрецов исчез за углом школы.
"Придется чуть позже его проверить", - тревожно посмотрев ему вслед, подумала "биологиня".
Между тем, ее архидобросовестная коллега заканчивала работу на своей клумбе.
 - Фаина Федоровна, вы бы отдохнули, ведь работаете, словно бульдозер, - остановилась около ветерана Наталья.
Та, тяжело дыша, с трудом разогнув спину ответила:"Какой может быть отдых? Мусор-то когда собирать будем? Грабли при вас?"
Изумившись в который раз нечеловеческой работоспособности своей коллеги, "биологиня", чуть понизив голос произнесла:"Сейчас посмотрю, как идет работа у Романа Сергеевича, а потом сразу этим делом и займемся".
Обогнув школу с торца, Наталья оказалась на самом грязном и запущенном месте, какое только можно найти на территории школы.
"Где же Хитрецов, черт бы его побрал?" - обводя взглядом не в меру разросшийся кустарник, с возмущением подумала главная "отработчица"
 - Слышь, Серый, у тебя закурить не найдется? Я свои дома забыл! - из кустов послышался гнусавый детскиий голос.
"А это еще что такое?" - раздвинув кусты и опустившись до земли, Наталья Николаевна попыталась пролезть сквозь листву.
В промежутке между огромными ветками сидели два подростка и пытались прикурить сигарету.
 - Ой, смотри, Колян, кажись биологичка наша, ой, держите меня, на кого похожа-то мымра! Ха-ха! - закричал Серый, в котором Наталья признала своего ученика из седьмого класса Гадюкина Сергея. - Слышь, Колян, - продолжал Серый, - за нами пришла, сейчас воспитывать будет, - громко закричал Гадюкин своему однокласснику, в котором Наталья также опознала Козлянского Николая.
 - Ребята, - как можно мягче обратилась она к ним, - вы что тут делаете?
 - Как что? - на лице у Коляна отразилось неподдельное изумление. - Отрабатываем! Нам классная обещала, что если мы с Серым сюда пару недель походим, то по математике нас...тово..., на второй год не оставят. Железно. А вы что, тоже отрабатываете? - хихикнул потенциальный второгодник.
 - А где Роман Сергеевич? - парировала Наталья.
 - А мы знаем? Наверное, за этим делом побежал, - выразительно щелкнув себя по шее, ответил ей Козлянский.
 - Как вам не стыдно, ребята! Роман Сергеевич вас учит, воспитывает, а вы о нем такое говорите! К тому же он непьющий! - рассердилась Наталья Николаевна.
 - Непьющий! Ха-ха! - заржали оба семиклассника. - Да у нас всегда учителя ОБЖ были пьющими, - продолжал смеяться Гадюкин. - До Романа, которые работали, так все пили, я сейчас вам про них расскажу...
 - Ой, не надо! Давайте так, раз вы отрабатывать пришли, берем в руки секаторы, работаем, а я, пока ваш командир не придет, буду вам помогать мусор выносить, - подвела черту дискуссии педагог.
Минут через сорок, вернувшаяся из очередного вояжа от контейнера, Наталья увидела в проеме школьного забора взлохмаченную голову одного из трудовых "десантников", который уже на ходу быстро бросил:"Короче, вы нас тут видели, если что, мы свое сегодня отработали!"
 - Ребята, как же так! А кусты? А я? - беспомощно всплеснула руками "биологиня" и от досады пнула лежащее рядом ведро.
 - Привет Роман Сергеевичу! - донеслось уже издалека
 "Ну и денек выдался сегодня, - чуть не плача подумала вслух Наталья Николаевна, - а, впрочем, у нас каждый день такая неразбериха. Пойду-ка я, поищу Романа Сергеевича, да и мусор пора убирать, ведь завтра комиссия!"