Роман И. С. Тургенева Отцы и дети

Сергей Сиротин
Лекции для…

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» и его главный герой Евгений Базаров

Роман Ивана Сергеевича Тургенева стал продолжением позиции писателя – откликаться на все изменения в социально-общественном климате в России. Он всегда реагировал на тоновое, что вдруг появлялось  на горизонте  общественного бытия, на новые явления и новых людей. Роман стал комментарием общественной жизни России конца 50-х, начала 60-х годов XI века.
В самом начале 60-х Тургенев разошёлся во взглядах с лидерами «Современника». Общественности стало известно, что в журнале «Русский вестник» писатель намеревается опубликовать новый роман. Это обстоятельство насторожило демократические слои интеллигенции, так как журнал был консервативного направления. Всех беспокоило, как же Тургенев, покажет новых людей и новое время после того, как он разошёлся с ними во взглядах…
В чём же суть расхождений, конфликта в романе..?
О вечном конфликте поколений писатель говорит без обиняков, как об одной из важнейших общечеловеческих проблем, как сделать так, чтобы конфликт не стал антагонистическим и из него делались выводы полезные обществу и человеку. Но, по сути, Тургенев на фоне этого постоянного вселенского общечеловеческого конфликта изоб-разил конфликт между идеями и различными точками зрения на дальнейшее социальное  общественное развитие, когда объявление супер новейших идей, несущих в себе часто ген разрушительности. И подаются они якобы от лица молодого поколения. Вот, чтобы этот ген не перерос в разрушительный и «беспощадный» по А.С. Пушкину бунт, против чего и направлен был роман Тургенева, который до конца так и не понял будущей актуальности своих прозрений, позже возмущаясь иными трактовками романа…
По этому поводу высказался Н.А. Добролюбов: «Для нас не столь важно то, что хотел сказать автор, сколько то, что сказалось им, хотя бы и ненамеренно, просто вследствие  правдивого  воспроизведения фактов жизни».
Каков же главный герой романа Евгений Базаров в своём отношении к жизни и её проблемам..? Об этом персонаже Д.И. Писарев писал: «На людей, подобных Базарову, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность решительно необходимо…». Базарова не интересуют вопросы государственного устройства, он равнодушен к обсуждению проектов «крестьянской реформы», к самой революционной пропаганде, как таковой, к журнальной публицистике – ко всему тому, вокруг чего концентрировались политические интересы и революционных демократов и либерального русского общества в начале 1860 года и далее. Но Базаров настаивает на неограниченной духовной, и не только, свободе личности: «Я и чьих мыслей не разделяю, я имею свои…», – вот характерная и очень выигрышная формула героя. Он отвергает любые теории, системы, доктрины, верования и авторитеты – всё то, что ограничивает его критицизм. И вновь выигрышная позиция особенно в сознании молодых. У Базарова право равняется силе: «Мы ломаем, потому что мы сила…». Он отбрасывает понятия о личном долге перед кем-либо или чем-либо, о моральном долге, невмешательстве в чьи-либо личные судьбы; у него, «…кто победил, тот и прав…», «Коли раздавят, туда и дорога…». Базаров пытается как бы единолично решать любые жизненные вопросы, не задумываясь ни о нравственных, ни о правовых нормах и вновь в глазах многих выигрывает. Тургенев пишет писателю Случевскому о своём главном персонаже: «Он демократ до конца ногтей…». Но это демократизм крайностей, ибо он отрицает не только социальные различия между людьми, а и исконно естественные (в беседе с Одинцовой), хотя он учёный-медик: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой, у каждого из нас мозг, селезёнка, лёгкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех; небольшие изменения ничего не значат…»
Он и в своём отношении к людям всех уравнивает до такой степени, что ему наплевать на всех: о Павла Петровича до нищих мужиков, по его мнению, «заслуживающих презрения». Презрение вообще к людям вновь выигрышный козырь Базарова. Сам он предъявляет к людям одинаковые требования: «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например…» Его отношение к собственным последователям отрицательно-насмешливое (Ситников) и делит нигилистов на «богов» и «олухов». Логика такого подхода к жизни – это бескомпромиссный максимализм, так принимаемый большинством в юности. Катя, невеста Аркадия Кирсанова, говоря о Базарове, замечает: «Он хищный, а мы с вами ручные…» Катков, один из общественных деятелей и управленцев монархии писал Тургеневу: «Если не в апофеозу возведён Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет всё окружающее. Всё перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления следовало ожидать?»
Точку зрения противостоящего авторскому мировоззрению журнала «Современник» выразил критик Антонович, который посвятил роману и его главному герою несколько статей: «Асмодей нашего времени», «Литературный кризис», «Промахи», «Лжереалисты». Он достаточно жёстко пишет, что Тургенев оклеветал молодое поколение своим Базаровым. Сам Антонович обозвал Базарова «…болтуном, пьяницей, обжорой и циником…». В то время даже был написан карикатурный роман под тем же названием, где высмеивались два основных противостоящих друг другу персонажа Базаров и Павел Петрович Кирсанов…
Думается, что Антонович не совсем прав в оценке тургеневского героя, ибо он, столкнувшись с Одинцовой, впервые почувствовал и свою причастность к обычным человеческим интересам, заботам и страданиям. И Базаров озлоблен сам на себя, поэтому он с таким возмущением говорит о законах истории, обрекающих человека на жертвоприношения прогрессу, или когда соотносит «ничтожество» своей личности с бесконечностью и вечностью вселенной. Он нападает на систему ценностей, созданную и опоэтизированную дворянской интеллигенцией, отстаиваемую в том числе и Тургеневым. Так традиционный гуманизм для Базарова – прибежище слабых и робких, который создаёт иллюзии, способные превратить немощь в нравственную позицию.
И всё же писателю не удалось воплотить в Базарове ясный общественный тип, представить конкретное течение русского социального движения, но он неосознанно сумел воссоздать черты будущего русского экстремиста с его крайностями естественнонаучного или классового подхода ко всему, без купюр и до конца. В этом типе сам Иван Сергеевич попытался воплотить глубинную тенденцию российского революционного сознания в её общественном развитии, которая находится в непримиримом столкновении с традициями классического гуманизма, опорой которого и была в России дворянская культура. Именно эта тенденция и привела в начале ХХ века к разрушению основ её, стала одной из составляющих трагического вхождения России в 1917 год. Эти разрушительные возможности воззрений Базарова в общественной ситуации середины XIX века почувствовал И.С. Тургенев и осознали многие критики «Базаровщины».
Кстати, Евгений Базаров был одним из самых любимых литературных героев вождя Великой Октябрьской революции В.И. Ульянова (Ленина).