УТРО

Яна Соснович
    Второго декабря, в субботу, Анна проснулась поздно. Проснулась от холода, который знобил лицо. Рукам и ногам, всему телу, под одеялом было тепло, уютно, мягко, а лицо начинало мёрзнуть. Саму голову прикрывали густые волосы. Хотя лет Анне было уже немало, волосы оставались густыми и красивыми. Если бы несколько лет назад не обрезала их, какая косища лежала бы вдоль спины! Но сейчас волосы согревали только макушку, уши, лоб, а нос, подбородок, щёки – всё, что не было спрятано под ватным одеялом, начинало мёрзнуть. «Сколько же времени?» - встрепенулась Анна. Посмотрела на часы, и в свете солнечного утра, проникающего через старые окна домика, рассмотрела половину десятого. Вот! Хоть выспалась, как хотела. Выходной же. И никуда сегодня не надо идти, никуда не надо ехать, и дома нет никого, кроме неё самой. Никто не разбудил пораньше, никто не позвонил, не постучался. Такое выдалось субботнее утро, какого уже давно не было.
     Почти подскочила, вспомнив, что вчера поздно вечером, перед тем, как она собиралась ложиться в постель, кот Босик на улицу попросился. Выпустила, посмотрела, что на улице градусов 15, снежок мягкий пуршит, подумала, не замёрзнет кот за ночь, закрылась на крючок. А сейчас вспомнила, что зима всё-таки, а кот всю ночь на улице. На чердаке, скорей всего, около тёплой трубы сидит. Вышла в коридор, не успела крючок с двери откинуть, как услышала мягкий прыжок сверху, с чердака. Тут же впустила бедного Босика, который быстро вскочил на верх русской печи, греться. Ничего, конечно, кот не сказал своей хозяйке, а той всё-таки совестно стало, что не дождалась его вчера с улицы и закрылась на ночь на крючок.
      А тут и второй кот, старый белый Кеша, неуверенно пошёл к двери – вроде, и надо на улицу выйти, и боязно, мороз. Немного подталкивая его, потом взяв на руки, выпустила Анна и второго кота на улицу. Но этот-то недолго там пробыл. Понесла еду собакам, а он уже под дверью жмётся. Старый, нюх и зрение давно притупились, угасли, не сразу попадает в проём двери. Запустила. Полез на свою подстилку на табурете у печи.
    Анна включила чайник. Посмотрела за окно, порадовалась, что утро хоть и морозное – минус 25 было, но чистое, снежное, красивое, бодрое. Когда выносила собакам – Кучуму и Малышу, успела вдохнуть ядрёного воздуха. Тут же закашлялась, никак кашель ещё не проходил после перенесённого в октябре двухнедельного бронхита. В общем, решила, что утро сегодня всё-таки очень хорошее. Всё располагало жить и радоваться жизни. И даже холод старой избы не мешал, не вредил её настроению. Растопила печь. Дрова уютно затрещали, в щелях печи заполыхало жаркое пламя, и вскоре по кухне уже поплыло тепло. Вот, можно жить дальше.
     Начала вспоминать и думать, почему же так хорошо на душе в это субботнее утро. Причин нашлось много. Во-первых, сын Алексей вчера вечером позвонил после двухдневного молчания. Голос его был бодрый, нормальный. Объяснил что-то про неисправность телефона, но Анна уже была счастлива, потому что за двухдневное молчание не знала, что и думать, вернее, что только не передумала. Сын Алексей – её вечная тревога, бессонные ночи, напряжённые дни и мысли. «Слава Богу, жив!» - подумала вчера Анна и успокоилась. Надолго ли, никому неизвестно. Разговаривала вчера также со старшим сыном. Он почти ругался, когда не смог дозвониться до неё ещё в Шало. Очень переживает за мать, не случилось ли чего. Разговаривала и с дочерью Ириной. Та было разболелась совсем, простыла, но вчера, вроде, полегчало ей.
     Во-вторых, вчера был хороший день для неё лично. Отведя утром два урока в школе, уехала со старшим сыном Михаилом, который был у неё в гостях несколько дней, в районный центр, в село Шалинское, на мероприятие, посвящённое 100-летию районной библиотеки. А так как она была завсегдатаем этой библиотеки и многих литературных мероприятий, проводимых ею, то ей были рады и работники библиотеки, и другие люди, которых она встретила на празднике. После концерта в ДК и многих поздравлений, в которые Анна внесла свою лепту в виде стихов, празднество продолжилось в самой библиотеке. За столом. Благо, и ДК районный и библиотека находятся рядом в центре села. Между ними только памятник-мемориал, посвящённый Великой Отечественной войне. Можно в туфельках добежать от одного здания до другого в самые сильные морозы и не успеть обморозиться.
      Всё это было приятно и хорошо. Анне тоже вручили поздравление и сувенир, как одному из активных друзей библиотеки.
     В-третьих, после праздника она успела забежать в редакцию «Манской жизни», где в течение двух с половиной месяцев работала корреспондентом по договору. Редакция также находилась в центре села, сразу за ДК. Шла туда с тайным страхом, боялась получить нагоняй от редактора за несданный до сих пор материал о Баджейской республике. Остальное-то всё вовремя, вроде, сдавала, а этот всё никак не могла доделать. Но Галина Викторовна встретила её как всегда радушно. А побеседовать всё же пригласила в отдельный кабинет и там, наедине, указала на некоторые недостатки в одной из последних заметок Анны от открытии модульного ФАПа в Степном Баджее. Анна слушала внимательно. Редактор – это опытный работник в своём деле, а Анна – начинающий корреспондент, несмотря на свои 60 лет, и больше пишущая по наитию, спонтанно, чем по правилам журналистики. Но редактор ещё раз похвалила и стиль написания материалов Анны, и грамотность, и аккуратность при работе с заметками и статьями. Камень с плеч спал, Анна купила в редакции свежую газету (в этом номере не было её материалов, зато была заметка о 100-летии библиотеки) и побежала на площадь перед ДК, где стоял автомобиль, на котором она должна была ехать домой. К её удивлению в машине ещё никого не было. Анна позвонила водителю, зашла в библиотеку. Жена водителя, библиотекарь Степно-Баджейской библиотеки, Наталья, уже была готова к выходу. А с ней и Выезжелогский библиотекарь Люба. Когда вышли на улицу, Леонид Георгиевич, муж Натальи, он же и водитель автомобиля, уже был у машины.
    В общем, Анна замечательно добралась до дома. В Нарве остановились у магазина купить хлеба. А по дороге, все 70 километров от Шало до Баджея, её развлекала своими рассказами Люба, библиотекарь из Выезжего Лога.
    Дома, конечно, было холодно, утром Анна печь не протопила. Но это нисколько её не испугало. Бывало, что, приходя домой, обнаруживала на термометре в большой комнате у окна, всего-то пять градусов тепла или того меньше. Так что, растопив печь, накормила собак, поела сама, посидела в Интернете и вскоре легла.
     А наутро вспомнила четвёртую причину своего хорошего утреннего субботнего настроения. Это книга. Да, книга. Подруга Нина передала с Мишей, сыном Анны, книгу, которая ей, подруге, очень понравилась. Даже по телефону она зачитывала Анне некоторые описания природы из этой книги и восторгалась ими. А вкус к книгам у них был очень похож, обе безумно любили читать и часто обменивались впечатлениями от прочитанных книг и советовали друг другу прочитать ту или иную книгу. Вот и сейчас, Нина, прочитав «Серебряный пояс» Владимира Топилина, тут же поделилась впечатлениями с подругой и передала книгу. Книга была библиотечная, поэтому Анна, ещё вчера попросила Наталью переписать книгу в её формуляр. А вчера вечером, перед сном (чтение перед сном стало давно одной из очень крепких привычек Анны), успела прочесть несколько страниц. Нина была права, Топилин писал так, что читая его, ощущаешь, как богатство его языка прямо живительной влагой переходят в твоё сознание.
    Вот это и было четвёртой радостью в субботнее утро. А кроме этих, как бы основных, радостей, было ещё очень много разных по размерам и значению, мыслей и событий, которые радовали, а не огорчали Анну в это утро. Она напилась чая с конфетами, подаренными старшим сыном с невесткой к недавнему Дню матери, подложила дров в печь, размела во дворе небольшой слой свежего снега и собралась сходить к сестре Светлане. Проведать свою сестрицу, которая тоже иногда приносила ей неприятные моменты из-за своего пристрастия к зелёному змию. Но вчера, когда Анна вернулась домой, она видела, что у сестры горит свет в доме и топится печь. По этим признакам заключила, что дело пошло на очередную поправку.
       И тут зазвонил телефон. Звонила Ольга Викторовна, завклубом из Кирзы, и сердечно благодарила за открытку и стихотворение, которые получила от Анны к своему юбилею. Вчера ей исполнилось 55 лет. «Вот и ещё один приятный момент!» - подумала Анна. Она всегда очень радовалась, если её творения нравились людям. Со спокойной душой сходила к сестре, отнесла ей яблоко. Посидели, поговорили. У сестры в домике было чисто, уютно и тепло. Позавидовав её порядку, Анна отправилась домой и решила у себя навести порядок,  насколько это возможно, в этот субботний день. Пришла и… присела к компьютеру.
       Вот этот рассказ – результат её присеста…