На границе мира живых и мира духов

Александр Эдвард Ривер
Совсем недавно отгремел первобытный по своей сути и содержанию "канун Дня всех святых", также известный под названием "Хэллоуин", и, вслед за ним, непосредственно, сам праздник "Дня всех святых". Это католический праздник, ежегодно отмечаемый 1-ого ноября.

"Хэллоуин" имеет кельтское происхождение. Празднуется он 31-ого октября и характеризуется как "канун Дня всех святых". Новый год у древних кельтов отмечался 1-ого ноября.

К ноябрю завершали сбор урожая, вслед за уборочными работами близилась холодная зима. Ночи становились тёмными. Это время у северных народов ассоциировалось со смертью. Кельты верили, что именно в ночь на Новый год открывается граница между миром мёртвых и живых и, что именно в это время, тени душ усопших в прошедшем году навещают нашу землю.

Для того, чтобы не стать добычей мёртвых теней, люди тушили свечи в домах и одевались в страшные наряды: звериные шкуры и головы диких животных. Этим самым надеясь распугать привидения, перешедшие через границу между двумя мирами. Миром живых и миром мёртвых. Так же потусторонним духам выкладывались на улице угощения. Чтобы отведав их, дух не ломился в дом к смертным. Сами же жители собирались у больших костров, которые разводили друиды, кельтские священники. В эту ночь проводились гадания и делались предсказания, а так же приносились в жертву животные. После этого, каждый местный житель брал в свой дом часть священного пламени разведённого костра, для того, чтобы зажечь свой зимний очаг.

К 43-ему году нашей эры римляне подчинили себе большинство поселений кельтов. За те четыреста лет, которые они провели на кельтских землях смешалось немало традиций. Впрочем, как и самого населения. С праздником Нового года смешались два римских праздника. Фералия, отмечавшийся в конце октября, нечто похожее на поминовение усопших, и второй праздник - в честь богини фруктов и деревьев Помоны. Символом её было яблоко. Собственно, отсюда и пошла хэллоуинская традиция уличных забав с яблоками.

В седьмом веке Папа Банифаций Четвёртый официально утвердил 1-ое ноября как "День Всех Святых". В него полагалось прославлять святых и мучеников. Так Католическая Церковь заменила языческий праздник смерти древних кельтов, на подобный, но уже с католическим уклоном.

Хотя, отголоски первобытности и древней мистичности до сих пор сохранились, и духи кельтской старины нет нет, да и потревожат уставший взор современного обывателя, заставив на одну ночь в году, постоять на иллюзорной границе двух миров: мира живых и потустороннего мира духов.