Глазами истолога. Молитва художника

Сэр Джик
Прежде чем перейти к основной своей задаче, мне хотелось бы познакомить вас с тем, как видит истолог труды своих собратьев по перу. Творчество Игоря Муханова выбрано мной не случайно. Этот поэт, прозаик, собиратель волжского, бурятского и алтайского фольклора является одним из немногих авторов, чье творчество рекомендовано нам редакцией сайта, а это уже уровень, причем - незаурядный.


"Молитва художника"также рекомендована нам редакцией сайта, поэтому я прислушался к авторитетному мнению, открыл указанную страницу и прочитал - залпом! Первое впечатление: редакция не ошиблась, действительно, замечательная "молитва" получилась у Игоря. Настолько замечательная, что даже и мне, истологу, захотелось создать по образу и подобию нечто вроде "Молитвы истолога". Вот как это делает Игорь:

"   ПОСВЯЩЕНИЕ В ХУДОЖНИКИ

Идёшь по весеннему лесу, наполненному самой разной жизнью, и удивляешься тому, что видишь вокруг. Настоящая школа изобразительного искусства, где все рисуют!
 Улитка предпочитает создавать графику на песке, работая своим телом, как мастихином. Ветер рисует рябью на воде, всё время меняя свой рисунок. Некто, умеющий растворяться в воздухе, как утренняя дымка, рисует сначала дождём, а после – радугой. Мир укрывается тенями от бабочек, чтобы не обгореть на солнце, словно летающим зонтом, краски для рисования выдавливаются из цветов, как из тюбиков.
 И если ты заметил это однажды и даже испачкал свои чувства в цветочной пыльце, отчего они стали ещё привлекательней, радуйся. Ибо твоё посвящение в художники состоялось."

Прекрасно, не правда ли? Думаю, для посвящения в истолога все то, о чем повествует нам Игорь, тоже необходимо, но... недостаточно. Чуть позже я попытаюсь аргументировать свою мысль. Пока же читаем дальше:

"МОЛИТВА ХУДОЖНИКА

Молитва художника шуршит колонковой кистью, стекает краской по холсту, бликует маслом в лучах полуденного солнца. Она получит ответ из Высшего Источника, если художник забудет о себе, как о розовощёкой отдельности, и станет хотя бы на время предметом, вдохновившем его. Тогда сольются океаны и моря, смешаются разные наречия, и времена года превратятся в мокрую акварель, готовую на любые превращения. Из этого хаоса, подобного тому, который царил в начале сотворения мира, и рождается картина художника."

Превосходно! Слов нет, какие образы! Молитва шуршит и стекает, бликуя в лучах! Забудь хотя бы на время о себе, розовощекая отдельность. Подписываюсь, для истолога это тоже актуально. Однако еще актуальнее для истолога понимать, как именно из хаоса рождается нечто. Художникам это понимание тоже не повредит. Ну, я еще вернусь к этой теме, пока же читаем:

"ПРИСМОТРЕВШИСЬ ВНИМАТЕЛЬНО

История искусства только на первый взгляд напоминает броуновское движение. Присмотревшись к ней внимательно и откинув голову назад, вплоть до мягкого столкновения с кожаным фолиантом, носящим имя «Библия», можно увидеть историю роста человеческой души, историю дружбы и сотрудничества двух миров – земного и надземного."

Здесь меня улыбнуло мягкое столкновение с кожанным фолиантом и слегонца наивно обозначенное сотрудничество двух миров. Художник с наивным предс авлением о сотрудничестве двух миров, как о дружбе, способен, пожалуй, создать нечто вроде лубка. Не случайно первая же рецензия напоминает Игорю, что быть воином совсем не зазорно художнику. Истологу же просто необходимо. Читаем заключительную часть:

"ВОИН СВЕТА

Видеть художника воином не хочется совсем, но им он всё же является.
Винтовку в руках художника представить сложно, кисточку – легко. И склад боеприпасов воображение, знающее больше, чем знает наше «я», заменяет на склад красок. Художник – воин Света, идущий по жизни не с ружьём, но с цветком."

Здесь Игорь как бы и отвечает рецензентам про художника-воина, и отвечает достойно. Образ воина Света прекрасен по определению, спорить не стану, однако истолог, вставая в эти ряды, пойдет туда не со цветком. С чем же тогда? Об этом я напишу в другой раз.