Городское крестьянство. Возможно ли это?

Леонид Хандурин
   Предисловие.
   Почему я занялся этой проблемой? Потому что  родился в довольно глухой деревне, вблизи города Глухова, где кругом болота и ближайшая железнодорожная станция на удалении 30 км. С детства был связан с личным приусадебным хозяйством, знал все сельскохозяйственные культуры, способы их возделывания, способы борьбы с вредителями. Но так получилось, что пришлось надолго распрощаться с любимой мной природой и окунуться в другие отрасли, не менее интересные. Затем пришлось увидеть, как в других странах ведётся хозяйствование, с интересом знакомился и сравнивал с тем, что происходило и происходит у нас и почему мы так не дорабатываем, чтобы не мы у кого-то учились, а чтобы у нас чему-то учились, как это, например происходит в авиации или в космонавтике. А ещё у нас много земли, которая не возделывается и даже просто пустует и  заростает сорняками, а люди это видят и никак не реагируют. Это и заставило меня сначала долго изучать эту проблему, затем обсудить со специалистами и в итоге сделать выводы, которые были поддержаны на довольно высоком уровне в российских регионах. На это ушло более 15 лет, за которые я и пытаюсь отчитаться чем-то в форме смешанного репортажа с возможно несколько фантазийными предложениями, которыми заинтересовались специалисты и очень многие отраслевые, в большинстве случаев, инициативные руководители и энтузиасты своего дела.

   Как обстоят дела.
   Классовая (социальная) структура общества в России непрерывно меняется на протяжении многих веков. Так к окончанию XIX века крестьянство в России составляло 84% и являлось основой российского общества. К началу XX века крестьянство составляло 75%, а пролетариат (рабочие) до 10%. К 1970 году число крестьян в советской России уже не превышало 20,5%, тогда, как в ряде стран Западной Европы число крестьян, которые кормили своё население было на уровне 10-12%. В середине XX века один крестьянин в Германии кормил 10 человек, а в начале XXI века один крестьянин кормит уже 155 человек. Структура сельского хозяйства в Германии такова, что нет ЛПХ и агрохолдингов, а имеются кооперативы и фермерские союзы, которые объединяют от 1500 до 2500 человек или фермерских хозяйств, соответственно.

   Жилищно-производственная структура сельского хозяйства в европейских странах довольно компактная и является чем-то средним между городской и нашей поселковой структурой, учитывая, что в Европе довольно высокая плотность населения. Локальная высокая плотность населения, необходимое условие для высокого уровня жизни, но не достаточная. В то же время, они избегают многоэтажного строительства в сельской местности и неупорядоченного сельского одноэтажного строительства (хозспособом и др.).

   В России в сельском хозяйстве от буржуазии (помещиков-землевладельцев) избавились век тому назад, а крестьянский уклад деградировал в совхозно-колхозные хозяйства, которые постепенно уступали свои площади садово-огородным товариществам и дачным участкам олигархического плана и сегодня всё сельское хозяйство пошло по пути ЛПХ (условно причислив его к фермерам) и крупных агрохолдингов, которые постепенно теряют тесную связь с землёй, природой, сельскими поселениями, особенно это касается руководства этими сельхозпредприятиями.

   В современном сельскохозяйственном производстве существуют разные системы хозяйствования (фермерское, выращивание в открытом грунте, тепличное и др.), но все они каким-то образом разобщены и не имеют общей сельхозидеологии, что позволяет плодить множество «квазилюбителей» сельхозпроизводства, которое в преимущественном большинстве является низкоэффективным, когда один работник кормит от 3 до 7 человек.

   Чтобы снизить напрасные затраты сил и средств государства, необходимо переходить на другие уровни хозяйствования, которые будут соответствовать требованию времени, такие как агрозаводы, учитывая огромные российские просторы и средние трудовые ресурсы. Именно агрозаводы, так как строить кооперативные отношения очень сложно (это наглядно показали 90-е годы прошлого века). В то время, как агрозаводы по структуре близки к российским промышленным предприятиям, их структура проста и более понятна населению России и она наиболее прозрачна, чем европейские фермерские объединения типа союзов.

   Отступление первое.
   Возвратился я к этим вопросам через 10 лет после окончания школы. Мой школьный товарищ поступил и окончил сельскохозяйственный институт и уже работал в одном из совхозов. При встрече начали вспоминать наши школьные годы о его поездке с ребятами из нашей школы (кружок юнатов) в Москву на ВДНХ. Тогда он подробно рассказал о цикле лекций, которые они посетили при выставке. Это были лекции о будущем сельского хозяйства в СССР. Поскольку я занимался совсем другими вопросами, то просто слушал, как он увлечённо рассказывал, что может современная агрономия, агротехника и агротехнологии. Он мечтал, что, если наука и дальше так будет развиваться, то уже через 10-15 лет можно будет говорить о двух урожаях в год на наших землях. Но встречи наши проходили через год на протяжении одной-двух недель, а затем я уезжад далеко и надолго заниматься своими довольно сложными прооблемами, очень далёкими от сельского хозяйства.   

   Что возможно предпринять.
   Создание агрозаводов позволит сконцентрировать воедино природно-климатические преимущества и ценности государства (конкретного региона), максимально использовать нанотехнологии и высокопроизводительные технику и оборудование, что в свою очередь, позволит в разы увеличить объёмы и качество производимой сельхозпродукции.

   Агрозавод прзволяет частично исключить или полностью нейтрализовать неблагоприятные природно-климатические влияния (засухи, затяжные проливные дожди, заморозки и др.) на технологические элементы производства продукции сельского хозяйства.

   Поскольку концепция агрозаводов является новым перспективным направлением в сельскохозяйственном производстве продукции, то для каждого региона России необходимо будет проектировать свой тип предприятия с привязкой к конкретным условиям.

   Следует учитывать, что надеяться на уже существующие проектировочные организации нет смысла, так как почти все производственные и технологические цепочки новых агрозаводов необходимо будет проектировать почти «с нуля», на новой идеологии сельхозпроизводства, только так можно будет получить новое высокоэффективное прорывное предприятие, выводящее сельхозпроизводство на новый научно-производственный уровень. Для изменения вектора концептуальной направленности нового типа предприятия, для его проектирования лучше всего набрать группу молодых, только окончивших ВУЗы, специалистов или привлекать их из числа талантливых студентов ещё на стадии их обучения, стимулируя определёнными способами их успешную работу в исследовательском проектировании агрозаводов, создавая новое научно-производственное направление или подотрасль в системе агропромышленного комплекса.

   В чём состоит предложение новых форм.
   Под агрозаводом (АЗ) следует понимать среднее или крупное отраслевое предприятие, обладающее большим количеством рабочих, оборудования и помещений, производящее продукцию не под заказ, а типового характера. Отличие АЗ от других форм ведения сельского хозяйства то, что он работает круглосуточно и круглогодично, вне зависимости от календарных сроков и имеет возможность производить сельхозпродукцию, выращивая несколько урожаев в год, как в открытом грунте, так и по специальным технологиям. Полный комплект специализированного оборудования позволяет широко использовать современные агротехнологии, вплоть до нанотехнологий и применять механизированный и роботизированный труд. Такая форма хозяйствования позволит не только получать высокие урожаи сельхозпродукции высокого качества, но и интенсивно развивать сельские территории, что не менее важно, как для государства, так и для сельских жителей. Создание АЗ позволит сформировать вокруг них центры сельхозпроизводств с высокой производительностью труда и обеспечит в дальнейшем выпуск продукции с низкой себестоимостью.

   Если запатентовать все новые устройства и способы производства агропродукции, то эффективность работы АЗ существенно возрастёт.

   При производстве агропродукции на экспорт на АЗ стоимость некоторых видов продукции (например — зерновой) может соответствовать стоимости нефти, что позволит слезть российской экономике с «нефтяной иглы», учитывая, что сельхозпродукция возобновляемая и с довольно быстрыми интервалами.

   Отступление второе.
   Через двадцать лет после окончания школы обстоятельства сложились так, что я снова вспомнил наши ночные посиделки и разговоры об умирающих деревнях, о заброшенных пашнях и разрушающихся фермах, которые я наблюдал из окна вагона при частых поездках по стране. Неухоженность за угодьями, брошенная среди поля сельхозтехника, редкие хилые стада на пастбищах — всё это говорило о том, что нет настоящих хозяев, которые бы озаботились об урожае, удоях и вообще о людях, живущих на этих территориях. А тут мне предложили в свободное время заняться выращиванием для себя различных овощей в сельской местности. Я увлёкся этим, стал в какой-то мере экспериментировать и в то же время считать, насколько экономически выгодно вообще заниматься этим на уровне небольшого ЛПХ. За несколько лет накопилось достаточно материала, чтобы сделать какие-то выводы.

   Где это может быть.
   Предприятие должно находиться в сельской местности, использовать 5 000 га пахотной земли, быть способным обеспечивать местных жителей современными рабочими местами круглосуточно и круглогодично с высокой заработной платой, а также иметь градообразующий статус сельского муниципального образования на  5 000 — 10 000 постоянных жителей. Число рабочих мест должно быть не менее 500 непосредственно на предприятии (при 3-х сменной работе), и не менее 1 500 рабочих мест производных от них, итого — не менее 2 000 рабочих мест.

   Предприятие должно иметь цеха подготовки почво-посадочного материала (не менее 5-7), транспортный цех (не менее 50-70 спецавтомобилей), агромашинный цех (до 30 машин), агрохимическая лаборатория, климатологическая лаборатория, сортировочно-складской комплекс, нанотехнологическая лаборатория и другие специальные производственные подразделения.

   Агрозаводы могут стать мобилизующей модернизацией российского АПК.  Аграрная отрасль в России имеет в активе более 126 млн га пахотных земель, инфраструктуру которых необходимо выводить на промышленный уровень, как сами предприятия по производству сельхозпродукции всех видов, так и всю административно-территориальную инфраструктуру вместе с социальной сферой.

   Сделать это можно будет лишь в том случае, если будет прочная экономическая основа, вокруг которой можно «нарастить» все остальные формы и сферы деятельности. А наиболее приемлемой формой такой экономической основы может быть агрозавод на уровне сельского поселения или агроцех на уровне отдельного хозяйства (фермерского, малой формы, приусадебного и других).

   В этом случае агрозавод (агроцех) рассматривается, как сельхозпредприятие, которое осуществляет свою деятельность промышленным способом на открытых полях площадью 5 — 10 — 30 — 50 и более тысяч гектаров с подготовкой почвы, семенного и посадочного материала в специализированных цехах и лабораториях, гдевсе эти средства производства аграрного предназначения обслуживаются круглый год в три смены при непрерывном цикле. При таких условиях работы значительно лучше внедрить в сельхозпроизводство новые технологии вплоть до нанотехнологий, что при современном разрозненном способе аграрного хозяйствования сделать довольно трудно.

   При использовании агрозаводов (агроцехов) значительно проще бороться с засухами, поздними заморозками поздней весной, ранними заморозками и снегом ранней осенью, переувлажнённой почвой дождливым летом, а также с насекомыми и другими вредителями сельхозкультур.

   Социальная составляющая проекта.
   Форма агрозаводов (агроцехов) позволит в сельской местности создать уклад жизни близкий к городскому, что, в свою очередь, позволит ликвидировать текучесть кадров, создаст высокоинтеллектуальную среду, что существенно повысит производительность труда и эффективность аграрного сектора в целом.

   Особенно важным будет тот факт, что сельская структура хозяйств-агрозаводов (агроцехов) будет сохраняться, будут сохраняться сельскохозяйственные традиции регионов и российские в целом. Это позволит вдохнуть новую жизнь в идеи российских сельскохозяйственников XX и XIX веков о реализации преимуществ России, обусловленные огромной территорией, имеющей неограниченные возможности развивать идеи русских учёных и государственных деятелей, чтобы новая российская деревня (а возможно уже и не деревня, а «населённые пункты нового сельского типа» (НПНСТ) стала основой экономики России. Предполагается, что отличия между НПНСТ и населёнными пунктами городского типа (НПГТ) не будет, а следовательно, существенно сократится внутренняя миграция, так как один из основных факторов, стимулирующих эту миграцию, является существенное различие между развитием города и деревни. Если этого не сделать своевременно, то Россия может лишиться своего сельского самобытного фактора, который единственный прочно связывает человека с природой (флорой и фауной).

   Институт-система агрозаводов (агроцехов) позволит более полно внедрять современные передовые агрономические методы по существенному увеличению урожайности в растениеводстве, что даст значительный рост (15-20%% и более) продуктивности в животноводстве. В условиях агрозаводов можно на 10-15%% и более расширить потребный вегетационный период при возделывании культур, что позволит избежать потерь урожая от поздних весенне-летних заморозков или ранних осенних заморозков и снегопадов, особенно в зонах рискованного земледелия и не будет необходимости переносить выращивание многих овощных культур в энергоёмкие теплицы и целые тепличные комплексы, что значительно удорожит продукцию и снизит полезность выращиваемых продуктов.

   В условиях агрозаводов более полно используются природно-климатические ресурсы, такие, как естественные почвы, солнечная энергия и природная влага, что минимум на 1/3-1/2 сокращает затраты на производство продуктов по сравнению с тепличными комплексами.

   Создание агрозаводов на стыке федеральных образований, позволит сегодня существенно развивать региональную периферию (в основном — сельскую) в каждом регионе и особенно удалённую от центра региона, на его окраинах, которые сегодня всё больше приходят в запустение.

   Сельскохозяйственная продукция всегда была стратегическим товаром, которым Россия торговала на протяжении многих веков и не менее успешно, чем сегодня торгует запасами углеводородного сыръя (невозобновляемые) и лесом (частично возобновляемые через 40-80 лет и более). В то же время, сельхозпродукция — это возобновляемый товар. Продукция растениеводства возобновляется ежегодно, садово-ягодная — плодоносители возобновляются уже через 3-5 лет , а продукция животноводства — через 1-3 года. Следует также учитывать, что продукция сельского хозяйства — товар непрерывного потребления, независимо от места и времени года, людям кушать хочется независимо от ситуации, в которой они находятся. Более того, в мире ежегодно и непрерывно более 150 млн человек голодают и до 500 млн человек — недоедающих. А у России есть реальная возможность накормить этих людей, да ещё на этом и что-то заработать. Но это возможно будет сделать, если российское сельское хозяйство будет поставлено на промышленную основу, т. е. Будет реализована такая «концепция агрозаводов и агроцехов».

   Мощности агропромышленного комплекса большинства российских регионов позволяют создать высокоорганизованные сельскохозяйственные предприятия заводского типа (агрозаводы).

   Если сравнить завод, производящий промышленную продукцию и завод, производящий сельхозпродукцию, то второй окажется в значительно более выгодных условиях, позволяющих работать более эффективно. Связано это с тем, что в процессе производства сельхозпродукции сыръевая и технологическая базы (земля, вода, солнце) значительно дешевле, чем база для промышленного производства (полезные ископаемые, оборудование и мощная энергетика) готовой продукции.

   Поскольку для выращивания сельхозпродукция основными компонентами являются земля (почва), вода, солнце, которые являются принадлежностью природы и климата, то это значительно удешевляет технологию производства сельхозпродукции. А если учитывать, что сегодня коэффициент использования или полезного действия (КПД) почвы, воды и солнца недостаточно высок, то имеются резервы для улучшения технологии на 25-40%. Если же использовать дополнительно специализированные устройства, специальные технологии в процессе выравнивания и нанотехнологии, то КПД производства сельхозпродукции можно увеличить ещё на столько же, а то и больше.

   В современных условиях создавать такие предприятия неимоверно трудно, но если российский агропром стремится конкурировать на международном уровне, то необходимо было ещё вчера начинать поиски приемлемых путей в этом направлении, путей наиболее выгодных для России, используя преимущества российской действительности, а такое самое главное преимущество — это огромные территории пахотных земель, которые могут обеспечить «сельскохозяйственный клондайк» для России.

   Послесловие.
   Всё, о чём здесь пишу, я отправил специалистам в регионы, чтобы узнать их мнение. Скажу честно, не ожидал таких положительных отзывов, но и не надеялся, что все сразу возьмутся это реализовывать, как проекты. Картина такая, чем люди ближе к земле, тем благосклоннее воспринимают эти идеи (а их здесь несколько) и чем бюрократичнее система в регионе, тем негативнее отношение. Трудности заключаются ещё и в том, что целый ряд руководителей регионов сменились, сменились и их команды, а значит надо будет всё согласовывать снова и снова, разъяснять и доказывать, обосновывать и убеждать. А это — потерянное бесценное время.

   Пока всё вышеизложенное успехом не увенчалось, но интерес проявлен и дальше необходимо только более чётко выверить все параметры агрозаводов для каждого региона, чтобы сберечь саморазрушающуюся сельскую Россию. Даже, если крестьянская Россия и уйдёт, то сельскую Россию необходимо сохранить.