Живой родник Частушка как средство самовыражения

Иван Петрович Новиков
   В советское время сельская частушка, как образец устного народного творчества, сыграла огромную роль в развитии и поддержании демократии и гласности в народе. Была душой народа.
   Частушка  всегда рождалась среди простых людей, чаще всего неграмотных и полуграмотных и жила рядом с ними, шла с ними по жизни. Она была на всякое время года, на все случаи жизни, как способ выразить себя, излить душу по тому или иному поводу. Летом ее пели на улицах и на лугу, гуляя партиями с гармошкой, или без гармошки; зимой пели в праздничные дни: в Михайлов день, на Масленицу на улицах, или в «избёнках», где девчонки договорившись с хозяйками, устраивали посиделки. Пели частушки на свадьбах, крестинах, проводах в армию, на день урожая или по окончании посевной кампании, во время сенокоса, чтобы снять усталость после нелёгкой работы вечером. Частушки рождались и в ответ на чью-то обиду, промах в работе, при неразделённой любви или, наоборот, в ответ на чьи-то симпатии. Частушки придумывали и запоминали на все случаи жизни, и , как говорилось, частушку всегда «носили за пазухой». Не камень, а живую, народную частушку.
   В моей деревне м. Печёрки, Шатковского р-на центром служили магазин и школа у пруда, а по берегу пруда метров на 100 пролегал ровный луг, в котором за лето вытаптывалась словно асфальтовая дорога.
   По лугу ходили девки, взявшись за руки под крендель,  а слева от них шёл гармонист. Когда уставали ходить, образовывали полукруг и под гармошку пели частушки, азартно приплясывая. А в сторонке, на луговине кучками всегда устраивалась ребятня со своими играми в «ножички», в «рублики» и т.д.  До сих пор в глазах яркие пасхальные дни, майские праздники, престольные раздники-10 августа в честь Смоленской божьей матери и Михайлов день – 21 ноября, Масленица, когда с обоих концов деревни сходились к центру партии гуляющих, весёлых от вина и радости праздничного общения. Обязательно приезжали кто-нибудь из города, деревенская родня собиралась в том дому, где объявлялись гости, а потом на общий сход. Кто кого перепляшет, перепоет, переиграет. Случались и драки, но только на кулаках. Драчунов разнимали всем миром и тут же приводили в порядок: на пруду или у ручья (он впадает в пруд) и разводили по домам, но гулянье не прекращалось. В летние дни гуляли на лугу до утренней зари, «наоравшись» частушек и «наплясавшись» до упаду, умаявшись, отдыхали на луговине.
   Частушка была не только атрибутом праздника, но и средством самовыражения. Случался какой-нибудь инцидент, чей-нибудь жизненный промах, упущение в работе и уже вечером под гармошку можно было услышать ироническую частушку «на злобу дня». Если частушка предназначена была конкретному лицу, то ее могли пропеть и под окошком, проходя как бы случайно мимо. После такого сюрприза адресат этой частушки становился объектом внимания всей деревни и ему эту частушку долго припоминали. Такая форма «критики» была незлорадной, не злой, а доброжелательной и не рождала обиды на того, кто ее спел. Зато опасались здорово: как бы ни попасть под частушку и блюли свою мораль и нравственность строго. Кого высмеивали в частушках? Пьяниц, лентяев, прогулявшихся девок и разведенок, жадных и скупых баб и старух, местных горе-руководителей и т.д.
   Частушки рождались легко, потому что они были «всегда за пазухой». Как говорили в народе. И если нашёл осуждение какой-то случай, проступок, оплошка чья-то, частушка слетала с языка, как переиначенная старая, как новая припевка, а потом шлифовалась и становилась самостоятельной и имела свой срок жизни. Те частушки, что дошли до наших дней, оказались наиболее живучи, потому, что ярко отражали тогдашнюю жизнь. Поют ли сейчас в Малых Печёрках частушки? Всё меньше и меньше, так как и сама деревня постепенно исчезает. Осталось всего 15 жилых домов из тех 50, что были в 50-60х годах:
Умирает деревня, умирает
Век безжалостно с лица земли ее стирает…
Осталась деревня без молодёжи. Но если соберется компания, да с гармошкой, те кто в молодости жил с частушкой в сердце и сейчас могут спеть ее яркую и задорную. Что это было за время, когда жили с частушкой? Это было время послевоенное. Время больших надежд и больших стремлений. В то время было высокое общественное самосознание. Оно было воспитано на общем горе (война), объединено общими задачами (как вылезти из нищеты, голода, разрухи). Люди верили в то, что жизнь будет год от года все лучше и легче и жизнь это подтверждала. Народ был раскованнее, чем сейчас, меньше было злобы, кичливости, обмана. Не было такого жуткого социального расслоения как сейчас: все были одинаково бедны, голодны, бесправны. Но светлое будущее виделось всем. Двери в избах на замок не закрывались. Достаточно было воткнуть палочку в ушко пробоя, и было видно, что хозяев нет и в доме делать нечего. Ищи хозяев или в огороде или на усаде. Сейчас закрывают на несколько замков. Не от своих - от чужих: захожих и заезжих. Что сохранилось в деревне от тех времен, когда жила частушка в душе народе деревенского? Остались общими и радости и горе. Всей деревней, вернее ее остатком, стараются отмечать и календарные и религиозные праздники. Жива ещё и частушка, пока есть ещё где ей гнездиться.

Лето 2000 г.