Можно печатать. А можно не печатать

Александр Григ Дорофеев
   В 1972 году прочитал в молодежной газете "Комсомолец Татарии" заметку , приглашающую молодых литераторов  на занятия в " Литературную мастерскуюа". Вел занятия писатель  Диас  Валеев.  Ранее он одобрил мой рассказ "Веточка коралла" к публикации в той же газете. Занятия проходили в просторном зале, где собрались молодые люди, будущие поэты и прозаики. Все было как обычно. Кто -то зачитывал своё произведение,  рассказ или стихотворение,  другие собравшиеся обсуждали достоинства и недостатки литературного опуса. Не так, как на сайте prosa.ru  - обмен любезностями.  До слез бывало. Так воспринимали девушки отзывы на свои стихи.  Диас Назыхович брал слово последним, комментировал высказывания оппонентов, вселял авторам надежду.

   Кроме литературных   увлечений в редакции газеты  мы  ходили  на спектакли в театры, на встречи в мастерские к художникам и скульпторам, знакомились с их творчеством. Мэтры с удовольствием рассказывали о своих творениях , удачах и разногласиях с властями. Помню одну мастерскую забитую портретами и лепниной вождя октябрьской революции В.И. Ленина.  Мастер с кружкой чая великодушно отзывался о своих работах: -  " Кормит нас дедушка Ленин. Спасибо".

   Занятия  в "Зеленой лампе" не прошли   даром.  Александр Воронин стал замом художественного руководителя по литературе в театре юного зрителя. Майя Валеева работала в литературном журнале "Идель".  Ахат Мушинский  долгие годы  принимал гостей в студии у камина на местном телеканале.
   Итогом  нашего творчества должен был стать сборник прозы и стихов. Надо сказать, что выпустить книгу в свет было не так просто. Сборник должен пройти обсуждение на русской секции Союза писателей республики, получить положительные рецензии.   И только после одобрения  членов  Союза  пойти в печать.
    Вот почему на занятиях мы с умыслом или нет клевали своих товарищей, разбирая их творения.  Достойные произведения  должны были войти в сборник.  Естественно, свои, были как бы вне конкурса.

           К весне Диас Назыхович  передал  большую папку машинопечатных  рукописей молодых авторов в русскую секцию Союза писателей, а мы с нетерпением ( шаблон), стали ждать одобрения , конечно, на издание книги.
   И вот дождались. Заседание секции писателей республики проходило тремя этажами ниже, в зале редакции газеты "Советская Татария". Не знаю почему, как так получилось, но Диас Назыхович на заседание опоздал. Пришел запыхавшийся к самому концу, когда заседавшие выходили из зала. Он сразу обратился к именитому писателю  Паушкину Геннадию Александровичу:
   - Ну что, одобрили? Можно печатать!
   -  Одобрили. Можно печатать, -  сказал Геннадий Александрович. - А можно и не печатать.
Сборник все - таки увидел свет.