Работа в море. 1985 г. Плутоний

Зуев Виктор
БМРТ МБ-0440 «Плутоний» .Часть I.



Художник Иванов.

Почти год я не работал в море, ремонт в Польше, командировка в Киев. Весной 1985г., я получил направление на МБ-0440 «Плутоний». Хотелось уже снова пойти на промысел, окунуться в свою привычную работу. Так что я с удовольствием принял предложение идти в рейс на МБ-0440 «Плутоний».

«Старый поляк», этот тип судов мне хорошо знаком, тем более он тоже только что пришел из ремонта и переоборудования в ПНР.

Так уж получилось, что с 440-м меня связала судьба на целых 4 года, я уходил в отпуск, на отгулы и все равно возвращался на судно. За все время пришлось поработать с семью капитанами, первым был Иванов Владимир Михайлович.

Перед отходом в рейс, мы стояли на западном берегу Кольского залива, на п/м «Резец», вот- вот отход судна. Ко мне прислали в рейс двух стажёров из мурманской мореходки. Ребята попросил я их. У меня есть два ящика из под ЗИП, сходите на берег, принесите земли. Я решил в рейсе посадить лук, что бы была своя зелень. Уходили мы на четыре месяца, продукты все взяли с берега, а это значит, что свежей зелени мы долго не увидим.

Работая в Баренцевом море скоропорт мы тогда не получали, если случалась оказия и шел транспорт с южных морей, нам присылали информацию, тогда второй штурман заказывал на него доставку продуктов. В основном свежую картошку и капусту, на оставшиеся деньги, (всегда старались, что бы они остались) заказывали подарки домой, жвачку, конфеты – это основное. Вторые штурмана шли на это. Рядом была Норвегия, но в то время наши рыбаки туда не заходили. В Баренцевом море встречали транспорт, перегружали продукты – все конечно оформлялось как нужно, якобы это были яблоки, апельсины и т.п.

Вышли мы в рейс в конце апреля 1985 года, на промысел в Баренцево море.

Эксперимент мой удался, лук взошел и хорошо рос, я на обед ходил с зеленым лучком. В этом рейсе у меня была «большая радиослужба» я, радиооператор, навигатор и два стажера. Работали мы на донных породах. Был полный экипаж почти сто человек, в то время еще не начались сокращения экипажей, это будет позже.

Шел последний год очередной пятилетки, задачи перед рыбаками были поставлены, как можно больше выловить рыбы. Рыбная промышленность в эти годы была на пике своего развития. Наши суда ловили рыбу во всех морях и океанах. Было построено много новых судов. Хотя руководство страной сменялось, после смерти Брежнева, один за другим, мы мало обращали на это внимания, казалось никаких видимых изменений в стране нет. И даже когда в 1985 пришел Горбачев, ничего не предвещало крутых перемен. Хотя народ и обратил внимание, что новый руководитель «меченый». Старушки сказали не к добру это.

Я был председателем судового, профсоюзного комитета (по традиции эту должность навешивали на начальников радиостанции), парторгом обычно был стармех, а комсоргом один из молодых штурманов.

Каждый месяц собирался судовой комитет, распределяли премии, выбирали лучшую вахту.

Премии выделялись за сверхплановую выловленную треску, и премии я скажу были не плохие, давалась премия за каждую тонну рыбы выловленную сверх плана. Весна, лето рыбалка была хорошая, все суда стремились отработать по полной.



Капитаном, как я уже говорил у нас был Иванов, он считался опытным рыбаком и организатором производства. Когда с ним познакомился по ближе, то про себя я его называл «художник Иванов». Был такой знаменитый русский художник.

Владимир Михайлович сибиряк, рассказывал что его дед был то ли колдуном, то ли знахарем, талантливым человеком во всем, часто вспоминал своего деда. Самого Владимира Михайловича бог, тоже талантами не обделил. Кроме морского училища, он еще закончил и художественную академию. И рисовал очень хорошо.

Большинство картин маслом, которые висели в кабинетах в управлении были нарисованы им. Я часто смотрел как он рисует у себя в каюте, почти до самых последних мазков кистью было не понятно что он рисует, и только по завершению было понятно, что это, выходило очень профессионально. Короче он был настоящий художник-профессионал.

Этому своему увлечению он посвящал достаточно времени, хотя и на мостик заглядывал иногда, давал руководящие наставления вахтенным штурманам. Работа у него была организована так, что каждая вахта старалась поднять как можно больше рыбы в трале. Если случался у кого то пролов, то даже в радиорубке я слышал крики капитана – так он воспитывал и подогревал своих помощников. И это давало результаты, почти всегда мы были в передовиках или по крайней мере в первой тройке среди своей группы судов. Два противоположных подхода к работе, и как ни странно оба давали результаты. Это я о том, как работал с капитанам Мятасом В.Й, если тот сутками не уходил с мостика, пока не наловит рыбы, то Иванов В.М. практически всю рыбалку доверял штурманам своим помощникам, и это тоже давало результат. Капитан же в своей каюте занимался рисованием, очевидно это были заказы кабинета ВМП, на его картине были военные корабли в море.

Боцман соорудил капитану мольберт, капитан на него натянул мелкую наждачную бумагу, наверное взял у механиков. Цветными мелками он нарисовал очень красивый портрет буфетчицы, такую технику рисования я еще не встречал. Но получилось красиво.



Иногда на наш борт поднимались и инспектора, а тогда их в море было много, даже свое судно у них было –Флотинспекция. Когда они поднимались на борт их брал «на себя» кэп, он с блокнотом, карандашом начинал рисовать их портреты. Времени на проверку судна у них не оставалось, так что и замечаний нам обычно никаких не выставлялось. И премии нас не лишали.

Человек он был интересный, и мы с ним в радиорубке часто вели разговоры на различные темы, но вот как то я постеснялся его просить нарисовать мой портрет.

Отработали мы хорошо, план выполнили и перевыполнили. Летом вообще хорошо в море. Но и отдыхать летом на берегу тоже хорошо, поэтому в следующий рейс я не пошел, списался. Чтобы отдохнуть на берегу.

p.s. *Скоропортом - мы называли продукты, которые нельзя взять на весь рейс в 4 месяца, обычно это овощи.

Продолжение следует.