Антонис ван Дейк-выдающийся ученик Рубенса

Алина Алексеева-Маркезин
Антонис ван Дейк Автопортрет.1622, 116.5;93.5 см • Масло, Холст
Антонис ван Дейк Автопортрет.1640г.Частная коллекция.

        Самым выдающимся учеником и последователем Рубенса искусствоведы признают  Антониса Ван Дейка.

         Младший современник Рубенса,  крупнейший  фламандский живописец  Антонис Ван Дейк родился родился 22 марта 1599 года в большой семье (он был 7-м из 12 детей) успешного антверпенского торговца тканями Франса ван Дейка и его жены Марии Кайперс (Купере). Начал получать   художественное образование с 10-ти лет, и с 1618 года уже имел собственную мастерскую.
К 1613 году относится и его первый автопортрет.

      Тогда же начался его творческий союз с Рубенсом. Однако в мастерской своего прославленного земляка Ван Дейк работает только помощником. Положение второго живописца Фландрии  не удовлетворяло талантливого и честолюбивого юношу. Дело в том, что Ван Дейк, будучи выходцем из зажиточных слоёв буржуазии, всю жизнь стремился войти в избранные круги аристократического общества, в которое был принят его великий учитель. Но происхождение подкачало.

      Современники даже отмечали, что и самостоятельные картины Ван Дейка ничем не уступали полотнам Рубенса, разве что стоили на заре карьеры молодого художника значительно дешевле. В это же время от работы в мастерской его все чаще стали отвлекать заказы на портреты.

              Один из крупнейших меценатов и коллекционеров своего времени, Томас Хауэрд, граф Эрендел, пригласил его поработать к себе в Англию. Сделать это, видимо, было не просто, историкам известно письмо, полученное Хауэрдом в июле 1620 года от своего поверенного и содержащее такую характеристику художника: «Ван Дейк живет у господина Рубенса, и его произведения начинают цениться так же высоко, как и работы его учителя. Это юноша двадцати одного года, его родители очень богаты и тоже живут в этом городе, так что его трудно будет склонить к отъезду из этих мест, тем более что он видит успех и богатство Рубенса». Однако во второй половине 1620-го Ван Дейк все же отбыл в Англию.

           После возвращения из Англии Ван Дейк, следуя примеру Рубенса, отправился в Италию и пробыл там 6 лет. За это время он успел посетить Геную (где пробыл большую часть времени), Рим, Венецию, Милан, Мантую, Палермо, Турин, Болонью и Флоренцию, внимательно изучая и копируя работы итальянских мастеров в свой альбом набросков.

           Сильнее всего его интересовало творчество Тициана — он стремился перенять некоторые его композиционные схемы, научиться так же работать с цветом и передачей различных фактур и текстур ткани, да и вообще всех поверхностей, изображаемых на холсте. На протяжении всей дальнейшей жизни Ван Дейк преклонялся перед талантом Тициана и даже собрал одну из самых представительных коллекций его картин — ему принадлежало 17 тициановских полотен.

            В конце 1920-х Ван Дейк начинает предпочитать парадный ростовой или поколенный портрет всем остальным портретным жанрам (до Италии он писал в основном погрудные, поясные и часто камерные портреты). Парадный портрет имеет особые функции: он не ставит целью отобразить личность модели (вообще, эмоциональная составляющая начнет интересовать художников гораздо позже — ближе к XIX веку), прежде всего такой портрет призван показать социальный статус человека и его роль в обществе.

           Ван Дейк же мог рассчитывать только на свой талант художника. Ни происхождение, ни иные заслуги или обстоятельства не могли помочь ему стать признанным в аристократических кругах. К тому же в 16-17-х веках профессия художника вовсе не делала человека кем-то избранным, она всего лишь обеспечивала или не обеспечивала ему доход, а, в сущности, считалась ремеслом, а не искусством. Многие живописцы всю свою жизнь оставались неизвестными подмастерьями у своих прославленных современников, как, например, у Рубенса.

     Так что Ван Дейку было просто необходимо выйти из тени своего великого учителя, и в конце 1620 года он уезжает в Англию, где работает при дворе английского короля Якова I. Здесь, наконец,  его талант портретиста проявляется в полной мере. В Англии того периода живопись находилась в полном упадке, и появление такого талантливейшего художника как Ван Дейк, оживило аристократическое общество, стремившееся запечатлеть свои высокородные черты на память потомкам.

            Таким образом, английская знать и Ван Дейк, можно сказать, нашли друг друга и образовали удачный альянс – художник писал аристократов, аристократы принимали его в своём кругу. Антонис Ван Дейк создал свой неповторимый стиль портретного искусства, завоевавший широкую популярность в высших кругах многих европейских стран.

           Заказчиков привлекало не только блестящее мастерство художника , но и его индивидуальный подход в решении аристократического парадного портрета. Самым притягательным в искусстве Ван Дейка было его представление об идеале, которому он следовал во всех своих произведениях.

         Его портреты как бы приподняты над повседневностью, лишены отпечатка заурядности, внутренне облагорожены. Художник стремиться передать духовную утончённость каждого человека, не впадая в поверхностную идеализацию, он создаёт романтические и изысканные образы, обладающие поэтической привлекательностью

           Конец 1630 — начало 1631 года Ван Дейк провел в Гааге, где работал над портретами принца Фредерика Оранского и его окружения; весной 1631-го по приглашению английского короля Карла I приехал в Англию в качестве его придворного художника. 5 июля 1631 года Карл I возвел его в рыцарское достоинство — и отныне Антонис ван Дейк стал именоваться сэром Антонисом (по-английски — Энтони) ван Дейком (к слову, на пару лет раньше, чем Рубенс).
               
           По словам Роже де Пиля, французского теоретика искусства и младшего современника Ван Дейка, тот «создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех».
         Приятель Ван Дейка, кельнский банкир Эберхард Ябах писал, что часто из-за перегруженности заказами тот работал параллельно над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику в день не более часа и оставляя исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам. Между тем славе художника это не мешало: 18 октября 1634  года гильдия св. Луки города Антверпена признала Ван Дейка лучшим среди фламандских художников, и его имя было внесено заглавными буквами в список членов гильдии.

             В 1639 году Антонис женился на фрейлине королевы Мери Рутвен и вошел, таким образом, в круг английской аристократии, которую он и изображал. Зимой 1641 года у четы Ван Дейк родилась дочь. К сожалению, художнику так и не удалось в полной мере насладиться семейной жизнью, достатком (он был богаче многих своих утонченно-аристократических моделей) и даже радостями отцовства.

       Во время одного из своих путешествий на материк (после смерти Рубенса в 1640-м году Ван Дейк на некоторое время приезжал в Антверпен, затем съездил в Париж, где хотел получить заказ на оформление Большой галереи Лувра, и т. д.) он сильно заболел и 9 декабря 1641 года (через 8 дней после рождения дочери) умер в своем доме в Лондоне.

                Художнику были устроены пышные похороны, по желанию Карла Первого на могиле Ван Дейка был воздвигнут памятник. Сам король пережил Ван Дейка всего на несколько лет. В 1649 ему отрубили венценосную голову.

      
         И в довершение этой драматической истории в разразившемся в 1666 году в Лондоне пожаре сгорел собор Святого Павла, а вместе с ним могила Ван Дейка с его останками,  и памятник, надписанный королем Карлом Первым.

        Но память о выдающемся художнике не могли уничтожить ни пожар,  ни время, остались его прекрасные картины, и сэр Антонис Ван Дейк остаётся одних из лучших мировых портретистов. А созданный художником тип идеализированного парадного портрета стал образцом для многих живописцев последующих веков.

За свою недолгую жизнь Ван Дейк написал около 900 полотен — огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около 20 лет.

ДВА АВТОПОРТРЕТА.

      «Автопортрет» из Эрмитажа – это следующий этап в жизни Ван Дейка. Ему здесь слегка за двадцать. В это время Ван Дейк уже признанный мастер. Шутка ли – его иногда сравнивают с самим Рубенсом! В глубине души Ван Дейк считает такое сравнение обоснованным, но ведь далеко не все их равновеликость признают - и потому в его глазах по-прежнему вызов, даже некоторая спесь – и одновременно беззащитность.

         Ван Дейк прячет её под щегольской одеждой (говорили, что никто не умел писать блеск атласа и фактуру шёлка так, как это делал Ван Дейк), под несколько развязной позой. Он так стремится изобразить расслабленность, что это выглядит нарочитым. По воспоминаниям современников, Рубенс и Ван Дейк обладали совершенно различной физикой и несходными темпераментами. Рубенс был коренастым крупным человеком, основательным, неторопливым и спокойным. Ван Дейк, напротив, был мал ростом, тщедушен, нервен и импульсивен в работе.

        Последний автопортрет художника.Антонис ван ДЕЙК Автопортрет. 1640. Холст, масло. 59,7 х 47,3. Sotheby's. 09.12.2009.Картина была написана художником в 1640 году, за год до смерти. Последние 300 лет она хранилась в английской частной коллекции. В итоге полотно ушло за 8,32 млн фунтов ($13,5 млн) при эстимейте 2—3 млн фунтов.