Первый прорыв заграницы

Светлана Кахутина
     Это случилось в 1989 году, начался год змеи, это был мой год, мне исполнилось 36 лет. Гороскоп говорил, что  будет счастливое для меня время, я полна была радужных надежд, ждала чего-то необыкновенного и дождалась. Как известно, граница для русских всегда была закрыта, а в это время начались проблески изменений на этом фронте, едва уловимые и почти никому еще не заметные.

     Мне позвонила знакомая, с которой  мы ходили в поход по Карельским  озерам, и предложила "номер в очереди"  на покупку путевки за границу. Эту очередь она завоевывала ночными и дневными дежурствами два месяца и один номер взяла мне. На меня свалилось огромное счастье, за которое нужно было бороться еще два месяца стоянием и отмечанием в очереди. Ни разу нельзя было пропустить, иначе вылетишь восвояси и никакой заграницы тебе вовеки не видать. Я, конечно, аккуратно приезжала, стояла полдня на улице, отмечалась, и мне ставили галочку. Но все эти очереди меня радовали, они давали надежду на осуществление мечты в ближайшем будущем.

     Вот, наконец, пришел день, когда нас запустили в огромный ангар, где были вывешены длинные списки экскурсий в разные социалистические страны. Я буквально летала по залу и готова была записаться на все поездки, которые стоили по тем временам для меня огромные деньги, но меня ничего не пугало. Я купила путевку ГДР – Чехословакия и уже ощущала себя иностранкой, вся сияла, словно лечу в космос, находилась в состоянии эйфории.

     Но купить путевку это еще полдела.  Главное, чтобы тебя с работы отпустили, подписали десяток бумаг, и  разрешил начальник 1 отдела, который у нас был просто зверь, но меня почему-то миловал. На этот раз получилась загвоздка, я ходила к нему три раза, пустила в ход все своё обаяние, но пробить стену не смогла. И только когда он заболел, я его заместителю уверенно соврала, что шеф обещал подписать.  Неопытный, добродушный начальник поверил в мои козни и все оформил. Так советский человек попадал заграницу, находя лазейку в Европу.

     До отъезда оставался ещё месяц, и пока я готовилась и шила наряды, немножко успокоилась и ехала уже в нормальном состоянии духа. Нам поменяли 500 рублей  на Германию, для меня это было целое состояние, и я обобрала всех кого только могла, пообещав что-нибудь им купить. А на Чехословакию 250 рублей и наградили нас целым списком, что нельзя покупать. Я постаралась немного повторить немецкий  язык, который изучала в школе и почти ничего не помнила.

    Ура! Мы в Берлине! Ощущение потустороннего света, кругом горит иллюминация, которой у нас еще не было, прекрасные соборы, все в цветах, на улицах везде чисто.

     Когда мы зашли в огромный универсам, со мной случился столбняк. Было так всего много, на  витринах тьма упаковок и коробочек, в которых не понятно, что лежало. Как только я подходила к прилавку  продавщица,  улыбаясь,  спрашивала,  что мне нужно. А я еще не знала, что взять, хотя мне нужно было все. Мы привыкли, что у нас в магазине полупустые прилавки  и никого не дозовешься, чтобы сделать покупку. Эта доброжелательность немки начинала раздражать, лучше бы она не обращала на меня внимание. Постепенно я освоилась и попыталась на немецком спросить у девушки размер обуви, она мне ответила и подала пару. Сначала до меня не дошли её слова, а потом как-то уложились в голове, и я так обрадовалась, что она даже засмеялась, и нам обоим  было это приятно. Барьер мой исчез, и я уже на лету стала понимать их ответы.

     Группа  у нас подобралась очень разнообразная. Были  приятные интеллигентные пары, ребята неплохие, несколько теток торговок  горластых и шумных, которые приехали за вещами. А еще были две проститутки, я открыв рот смотрела, как они  вульгарно одеваются и ведут себя, приставая ко всем подряд. Сначала я не поняла, из какого они разряда и с завистью наблюдала, как они свободно себя держат. Напарница моя была красивая эффектная девушка, она занималась парашютным спортом. В гостинице я с трудом нашла утюг, чтобы погладить, и сильно обожглась. Подруга посоветовала смочить больное место по-походному мочой. На следующий день от ожога не осталось и следа.

     Я была в восхищении от великолепия Берлина, от грандиозных храмов и фонтанов, тенистых парков и садов. В то время ещё стояла Берлинская стена, а через три месяца её снесли. Меня поразило, что экскурсовод-немка, затрагивая тему войны, нам жаловалась, что погибло много немцев, словно обвиняя нас. А в Дрезденской галерее нам были очень рады и приветствовали по-русски. На улицах города  было необыкновенно чисто, мы к этому не привыкли. Когда переезжали из города в город  деревья на протяжении всей дороги, сколько бы часов мы не ехали, были побелены известкой и стояли как оловянные солдатики.

     И вот в Германии у нас остался один день, а 500 рублей я ещё не потратила. Чтобы их истратить, мы даже не поехали на экскурсию, в какую-то деревню. Это был сумасшедший день, при месячном окладе 150 рублей я должна была за день  истратить такую жуткую сумму. Полдня я покупала все подряд, что мне понравилось, а после обеда подсчитала, надеясь, что денег осталось немного, но оказалось - половина  суммы. Я пришла в ужас. Я никогда не швыряла так деньгами, они меня просто раздражали, и  хотелось быстрее от них избавиться.

     На следующий день с утра была экскурсия, а после обеда уезжали в Чехословакию. Вещи наши из номеров собрали в одну комнату и предупредили, для того  чтобы на границе у нас не отняли вещи, надо их надеть по возможности. Это получилось целое представление. Мужчины и женщины, 30 человек в одной комнате с чемоданами, раздевались до белья и надевали на себя все, что купили. Я, как цыганка нанизала на себя несколько юбок и блузок. Обула новые туфли, которые мне жали и прихрамывая с сумками пошла в автобус, жалко видеокамеры не было. Мы прикалывались и шутили всю дорогу от Германии до Чехословакии. На границе, на наши вещи никто не обратил  внимания, даже обидно стало, мы так старались.

     В Чехословакии сразу почувствовали   резко отрицательное отношение к русским, было очень неприятно. В магазинах от нас просто отворачивались, когда к ним обращались. Я стала подходить к ним с улыбкой, подчеркнуто вежливо и спокойно ждала, когда продавцы соизволят ответить. Они стали подавать товар более доброжелательно, без злости. Мне хотелось купить чешскую бижутерию, у нас она ценилась в то время, но ничего интересного не нашла, пришлось купить серебряную цепочку, с очаровательным шариком. А когда приехала домой и зашла в магазин увидела великолепную чешскую брошь, правда в ней не хватало маленького камушка, поэтому она оказалась на витрине. Но меня это не смущало, я её купила и с гордостью носила.

     Нас поселили на турбазе, недалеко от всемирно известного курорта "Карловы Вары", куда мы ездили на экскурсии. Это был уютный, прелестный, холмистый городок. Больше всего мне запомнилось купание в бассейне и ощущение легкости и полета, которые я чувствовала два дня и никакие переезды и дороги не утомляли меня.

     Кормили нас три раза в день, в отличие от теперешних поездок.  Обслуживали  как в ресторане, правда один раз официантка пыталась положить мне на тарелку глазунью, но рука её дрогнула, и яйцо оказалось у меня на юбке. Мы с девушкой  ужасно расстроились и растерялись, а яйцо лежит у меня на ноге и радостно сияет, желтым глазом, словно говоря: "Теперь-то вы меня не съедите". За ужином нам  устраивали развлекательные встречи или соревнования между группами разных стран, было очень весело.

     Когда приехали в Прагу нас поселили в центре, в фешенебельной гостинице "Париж". И  я подумала, что во Францию,  наверное, не попаду, зато поживу в гостинице с таким названием. Прага меня поразила и очаровала, это просто архитектурная сказка, а Карлов мост - чудо из чудес с многочисленными  скульптурами, летящими над рекой.

     Вернувшись в Москву, я надела новые наряды и чувствовала себя иностранкой. Целый месяц я не могла заходить в наши магазины и слушать окрики  и ругань продавщиц.