Облик человека. Часть 4

Юрий Анников 2
                Изменение Облика человеческого общества в процессе познания добра и зла.

Попробуем вникнуть в эту тему, опираясь на веру в Бога, на Библию, на жизненный опыт. На доступные нам достижения науки, на общее естествознание и некоторые предчувствия.

Из Библии известно, что единственная строгая заповедь Бога к человеку, поселённому в рай Эдема, заключалось в  требовании: не есть плодов дерева познания добра и зла.
Атеист по наивности может спросить, а зачем тогда это дерево росло в раю? (Неохраняемое, не огороженное?) Простой ответ: так было угодно Богу!
А теперь подробнее.

Первая ступень младенческого познания у любого животного, включая человека, проявляется в ЛЮБОПЫТСТВЕ. Малыши часто всюду «суют свой нос». И это – нормально! Но любопытство требует неусыпной родительской опеки.
Какое слово наиболее часто слышит любопытный малыш человеческий?
Слово «Нельзя!» Изредка к этому слову добавляется лёгкий шлепок. И в ответ на недоуменный взгляд малыша – как это мама, которая меня так любит, вдруг шлёпнула меня – она строго объясняет, если малыш подрос:
- Голова твоя слов не понимает. Проверим, может быть, попка умнее?
- Интересно? – задумывается неслух-малыш и ненадолго затихает.

А когда рядом нет родителя? И ребёнок в спешке совершил неосторожный поступок. Тогда Природа-нянька, которой некогда каждого из нас уговаривать, воздействует на малыша жёстко – болью.

Бог – Творец, а не нянька. И если Он, создав рай, обращает внимание человека на важную ОПАСНОСТЬ СПЕШНОГО способа познания, значит, заповедь эта дана не одному Адаму, а всему человечеству на все времена. Поэтому Бог заповедует:
«А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Быт, 2.17)

Итак. Природа воздействует на неосторожное любопытство болью, а Бог –  ещё более суров к человеку, позволившему себе без ТРУДА ПОЗНАНИЯ, есть его плоды?

Познание для человека (в отличие от животных) – дело не просто серьёзное, а самое главное! Ведь, по замыслу Бога человек призван владычествовать над всеми живыми существами. А кому многое дано, с того и спрос большой! «Вкусить плоды познания» – означает сделать выводы после всесторонних размышлений над серьёзной проблемой. (И потом пользоваться выводом как словесной формулой при возникающих похожих задачах жизни). А выводы несерьёзного, СПЕШНОГО познания для своего тайного желания «быть, как боги» среди других людей – развращают и губят человека. Это – во-первых.
А во-вторых, Адам, пребывая в раю, – не был ограничен одним веком жизни, как мы сейчас. Поэтому выражение «смертью умрёшь», означало стать смертным существом, как обычные земные животные.
После чего познание человечества стало ступенчатым, опираясь на разовый ум в течение одного века, то есть на раз-ум. Которому приходиться опирается на наблюдения окружающего мира и Природы, на об-раз-ование, на опыт предков, и на изучение естествознания.

Но если Бог знал наперёд, что первые люди не устоят от искушения, то для кого предназначалась эта заповедь?
Не для тех ли потомков, которые, изучая и Библию, и историю познания, сделают вывод, что послушание – это редкостный талант и великая необходимость.

Стоп! А есть ли у нас такая наука «История познания»? Причём, не в рамках количества разума, а в рамках его качества, в рамках естество-знания?!
Значит, понятие «человек разумный» - качество необходимое, но недостаточное? Да, так! А пределом «разумения», возможно, станет понятие «человек совершенный»?

Разве англичане не разумные люди? Чего стоят имена таких гигантов мысли, как Ньютон, Шекспир… Но разве они, поработившие Индию, помогли индусам взойти на уровень их культуры, науки, понимания Бога?
Разве немцы не разумные люди? Чего стоят имена Гумбольдта, Гёте… Но разве фашисты, развязавшие вторую Мировую войну, не совершили преступление против человечества, да и против своего народа – аккуратных работяг и умельцев?

Почему же до сих пор люди в своём познании стремятся только к увеличению потенциала разума, но не его качества, не его Общего Совершенства?!
Да и что это такое – «человек совершенный»?! Каковы его … «параметры»?
И приходится делать неутешительный вывод, что мы – «шибко разумные» – пока даже не задумывались на эту тему!

А, всего-то и надо, – не забывать, что полное название «того» дерева в раю было – «дерево познания добра и зла»!
Значит, «человек совершенный» – это людское сообщество, достигшее понимания, что такое добро, и что такое зло. Разумеется, на уровне их «нынешней способности» познания. А на следующем уровне выявятся новые уточнения, и людям придётся «вновь чистить свои пёрышки», чтобы смотреть друг на друга доброжелательно! И уметь прощать другим их недостатки, ибо совершенство – это процесс, улучшающий и себя, и своё умение прощать других за их неполное умение прощать тебя! Вот оно – постоянное живое совершенствование зрелого человечества!

Для этого надо изучать историю познания добра и зла на всех предыдущих уровнях. И в школах и в вузах! И понимать, что на пути этом нас ждут не очень приятные открытия о нас самих, сегодняшних! Ведь нам до сих пор кажется ДОСТАТОЧНЫМ понимание, что хорошо лично ДЛЯ МЕНЯ и моих ближних! А для всех остальных? Об этом пусть думают они сами!
Такой вывод поспешный! И надо понять, как сделать, чтобы хорошее для тебя совмещалось с хорошим для всех рядом с тобой и… поодаль от тебя? Только после этого человеку можно доверять право жить праведно на земле среди себе подобных.
(И в который раз можно восхищаться ёмкостью словесной формулы: «Всё во Всём»! Возможно, именно эта формула определяет гармонию Всего Мироздания!)

Помню, я был очень удивлён, обнаружив общий перечень грехов человеческих, по представлениям наших предков. Оказалось, что их не десять или двадцать, а сотни! В разных списках по-разному. Очевидно, в зависимости от понимания совершенства познания добра и зла?
Поэтому путь от человека разумного (то есть способного понять грехи), до «человека желающего совершенствоваться» (то есть, желающего бороться с грехами), мягко говоря, неопределённо долог.
И, всё-таки, примеры есть! Это – святые люди! Но это – достижения личностей. А говорить об общем людском совершенстве можно лишь при общем людском понимании, как надо всем вместе жить праведно?! Значит, главной для людей должна стать наука ОБЩЕСТВЕННОГО понимания добра и зла.
ИНАЧЕ, что?  А иначе человечество «смертью умрёт».

Какие начальные выводы можно сделать?
1. На смену познания истин жития каждым народом – пришло время общечеловеческого познания Жизни.
2. Необходимо создавать Историю познания человечества, как умение понимать добро и зло на каждой ступени людского познания. И в древние времена, и в средневековье, и во времена французской революции, и у нас в 1917 году.
3. Выводы анализа Истории познания станут основой серьёзного обсуждения понятий добра и зла в МЕЖДУНАРОДНОМ  ПРАВЕ.
4. В основе Культуры людского взаимоотношения и правильного воспитания детей должна стать доброжелательность. Но доброжелательность СТРОГАЯ, без мягкотелости! Требовательность, строгость и даже наказание при воспитании давно утверждены Жизнью и Природой. Матушка-Жизнь и Природа  «умнее» человека.

Итак. По-знание – это восхождение по лестнице, то есть путь по-шаговый, прерывистый. С остановкой на каждой ступени – для выяснения всё новых граней взаимодействия добра и зла на каждом уровне восхождения.
Человеческое познание научилось рассуждать, используя аппарат логики, сравнений, аналогий… Наверно, это – источник энергии для восхождения. Но не научилось верить постулатам, играющим роль незыблемых ОПОР  познания. Поэтому познание нередко мечется, теряясь, куда двигаться дальше.

А опоры эти – начинаются с родительских предупреждений «Так нельзя!» И так – тоже нельзя! Это, малыш, проверено веками!  И в догматах вероучений, и заповедях Бога.

Но что удивительно? Опоры познания всегда ЖИВЫЕ !  Поэтому и догматика веры, и заповеди Бога ДЫШАТ и незримо обновляются в нашей возрастающей способности их понимания на каждой ступени познания Жизни. В каждом новом поколении.
Именно поэтому Логика рассуждений, опирающаяся на живую Догматику – приводят к взаимосвязанным выводам о новых гранях постижения добра и зла Жизни! Жизни не исключающей противоречий, но прекрасной и Цельной!

Приведу свои последние выводы размышления об «Изменении Облика человеческого общества в процессе познании добра и зла».

В-1. Если человек НЕ ХОЧЕТ думать, ни о чём другом, кроме ублажения своего живота, то… он, лишь слуга своего живота. И, используя подаренную Богом «свободу воли», человек, переполненный своей гордыней, заявляет: «А у меня нет никакого желания выполнять обязанности перед Жизнью и быть за что-то ответственным! Волка кормят ноги, а меня пусть кормит хитрость моего разума!!»

Вывод: хитрость и изворотливость разума, очевидно, выявляют некую переходную стадию в развитии разума от животного к человеку? Разум некого «кентавра»?
Но это – если по своей воле наш ЛЕНИВЫЙ разум НЕ ХОЧЕТ быть человеческим.

А если НЕ МОЖЕТ? Причём, по вине власти, организовавшей жизнь народа такой беспросветной, что хватает средств только на заботу о желудке. Тогда… вряд ли такая власть нужна Небу, управляющему нашей жизнью. 
Есть и худшие варианты.

В-2. Например, когда вместо «человека разумного» на сцену жизни выходит человек,  ПРЕСЫЩЕННЫЙ жизнью. Воинственный БЕЗДЕЛЬНИК губит не только себя. Он насмехается над необходимостью трудиться и быть ответственным. Название ему – «человек развращающий»… кого? Неокрепший разум юности. Бездельники вырастают в семьях, где нет нужды, а потому нет и умения делать ДЕЛО. А после неумения делать дело вырастает раковая опухоль неумения быть ответственным участником Жизни.

В-3. А если зажралась ЦЕЛАЯ ГРУППА НАРОДОВ, хитростью и изощрённостью достигшая господства. Тогда это  называется «попустительством Бога» для вразумления других народов. Мол, сами смотрите, что получается, если разум человеческий пойдёт по пути ЛУКАВСТВА.
Вот и среди славян появился народ, у которого возникло «горе от ума». Вернее, горе от желания стать на путь хитрости. Да, сначала «горе от хитрости» у этого народа проявилось по вине власти. И не без основания. Но горе возникло не столько от понимания вины власти, сколько от неумения бороться своими силами с «внутри- семейным славянским» злом. Позвали на помощь чужой, ещё куда более изощрённый разум, охотно помогающий другим ради собственной выгоды!! 
Итог. Стало гораздо хуже, чем было до внутри семейных «разборок». И даже тот, кто помогал, махнул рукой на хитрована, то бишь, хитрого Ивана!    

В-4. И, наконец, самое опасное отклонение от задумок Бога. Это – человек с изощрённым разумом. Такой разум не только освобождает себя от необходимости быть частью общей взаимосвязанности (Божественной связи Всего во Всём). Изощрённый разум становится слугой лукавого. А дальше – противником Бога.
Ради чего? Ради господства на земле. Ради того, чтобы «быть как боги»!
Причём, всё начинается с желания хитрить. Аппетит разгорается. Но хитрить среди хитрых – уже не приносит желаемого результата. И из ветвей дерева познания вылезает змей-искуситель.
- Хочешь быть, как боги? Я тебе помогу!
Дальше вспомните «Фауста» Гёте. Или проще – вдумывайтесь в плоды политики государства, захватившего господство среди всех народов. Работу его СМИ, его рекламы.

Хитринка допустима. Особенно в технических изобретениях. Но постоянная опора на  хитрость  настораживает. Чувствуется, что она не способствует простым и добрым отношениям между людьми.
Ну а ИЗВОРОТЛИВОСТЬ разума уже достойна явного осуждения, особенно в отношениях людей. Это – уже на грани допустимого. Какой народ постоянно изворотлив? И, по сути, воспитывает своим примером другие – менее успешные народы.

А переступает эту грань – ИЗОЩРЁННОСТЬ разума. Она согласна служить противнику Бога, лишь бы добиться корыстных целей, понимая, что они злые. И наступает КРАХ всем светлым устремлениям разума. И он становится  беспросветно ТЁМНЫМ. И даже страшным, когда проникает и в сферу взаимодействия людей.


В-5.  В современном мире ответственными за «очеловечивание» людей являются политики крупнейших государств и их руководители. Пока им нужны лишь люди-солдаты.
Вывод простой, но требующий духовного преобразования: нужно менять общечеловеческое сознание!
И нужно создавать науку управления государством. (см. примечание 1)


Обо всём этом нужно ДУМАТЬ. И предотвращать все уродства разума твёрдым желанием построения ПРАВЕДНОЙ жизни! И тогда…, как говорили наши предки: "Бог вам в  помощь"! 
Вот  почему кроме поощрения «не ленись наблюдать, работать и познавать», нужно всегда уметь различать, по какой дороге ты движешься. К добру или злу?! Тем более что зло умеет рядиться в яркие одежды и давать радужные обещания.

Итак: праведность устремлений разума обретается с помощью Бога! А изощрённость разума приобретается с помощью противника Бога. Вот оно – противостояние добра и зла на пути развития разума во взаимоотношениях народов.

Всё это легче понять человеку, верующему в Бога и в созданный Им Духовный мир, который наполнен ЗНАНИЕМ. И чтобы земное по-знание соприкасалось с духовным Знанием, людьми должна быть усвоена абсолютная необходимость соблюдения постулатов, играющих роль живых аксиом познания. Или живых догматов веры.


Примечание 1

Надо создавать науку государственного управления.
Не имеешь высшего образования в этой области знания – не претендуй на высокий чиновничий пост. Защитил диссертацию – борись за  депутатство в Думе, за министерскую должность… Ярким «самоучкам», добившимся выдающихся достижений в деле руководства людьми – позволить заочное обучение. 
Руководитель имеет право на всеобщее уважение, на достойную пенсию.
Но! Уличён в коррупции – ответь в ОТКРЫТОМ СУДЕ ПЕРЕД НАРОДОМ! И если виновен, то опозорил не только своё имя, но и твоим детям закрыт путь на руководящие должности.
Жёстко? Да! Но ведь это ответственность перед Народом, породившем тебя. «Назвался груздём – полезай в кузов»!