Первая рыбалка и посвящение в рыбаки

Виктор Минченко
      В один из летних дней, ранним деревенским утром, Витю разбудил, вместо Петюни-петушка - золотого гребешка, зычный мужской голос, доносящийся с улицы:
    - Караси! Караси! На сковороду! Золотысти карасыкы!..
      Витя, спрыгнув с кровати, забежал в комнату, выходящую на улицу, и подбежал к открытому окну. По улице медленно шёл, всё выкрикивая о карасях, бородатый дядька. В руках у него было несколько связанных колец из ивовых прутьев, на которых были нанизаны по доброй дюжине рыбин, ярко отливающих на солнце блестящей чешуёй. Они переливались золотом с участием всех цветов радуги.
    - Бабушка, бабушка Маринка! Посмотри, какие красивые рыбки несёт дедушка! Скорее, а то он пройдёт!
      Бабушка Маринка хлопотала у огромной русской печи. Поставив в угол ухват, которым бабушка очень ловко переставляла и двигала чугунки, кувшины и крынки, она выглянула в окно и громко окликнула:
    - Доброе утро, Никифор! А ну покажи свой улов! Я хочу взять низочку карасиков. Только тех, что крупнее, для внука. Чтобы косточки было удобнее выбирать. Хочу внука побаловать, а то он мал ещё, чтобы самому с косточками разбираться.
    - Утро доброе, мои ненаглядные! - растянув рот в широчайшей улыбке, громко провозгласил Никифор.
      Подойдя поближе к окну, он протянул бабушке Маринке все низки с рыбой.
    - Только хорошо знакомым, да ещё  с таким  ершистым  внуком, предлагаю на выбор любую низочку. Все карасики только что с крючка, - улыбаясь, проговорил Никифор.
    - Дедушка Никифор, а почему это ты меня назвал ершистым? – удивленно спросил Витя.
    - А ты пойди, взгляни на себя в зеркало. Волосёнки твои торчат точно так же, как плавники у ерша. Ёрш – это чудная рыбка, незаменимая для настоящей ухи. Показать тебе её сейчас я не могу. Это утро, как ни крути, сквозило неудачей для наваристой ухи. Но, если бы ты порыбачил рядом со мной, мы бы непременно наловили с тобой ёршиков и окуньков на самую наваристую ушицу.
      Бабушка Маринка, почуяв для себя подвох, запричитала:
    - Нашёл о чём шутить! Да он и не дорос ещё до рыбалки. Ещё поймает сам себя на крючок, вместо окуня! Ну, Никифор! Ну и шутник!
    - Да ты, Маринка, не переживай так! Я знаю хитрый и безопасный способ лова. И внука научу. Всё будет в лучшем виде! Ну как, юный друг, ты согласен пойти со мной на вечернюю рыбалку? – с хитрым прищуром произнёс Никифор.
    - Согласен! Согласен! Я точно согласен!- твёрдо заявил Витя.
    - Погоди, погоди! Не так скоро. Рыбалка не напасть, как бы на рыбалке не пропасть! – пыталась подвести черту разговору бабушка Маринка, добавив:
    – Беру я вот эту хорошую низочку, а ты топай дальше, Никифор. Меньше будет бед!
      Протягивая в окошко низку с отменными карасиками, Никифор провозгласил:
    - Всё одно, как есть. Семь бед – один ответ!
И его лицо расплылось в еще большей улыбке.
    - Буду возвращаться по улице назад, зайду. Мы с тобой, Маринка, обмозгуем  тему нашей с твоим внуком рыбалки. Эх-хе-хе! Придется и тебе открыть некоторые мои секреты.
    - А мне? А мне? Я уже тоже взрослый, и даже с большой буквы, как сказал дядя Коля в поезде,- засопев и надувшись, промолвил Витя.
      Взяв низку карасей, бабушка направилась к печи и, обращаясь к внуку, проговорила:
    - Большой, большой человек! Отходи уж от окна, горе ты луковое!
    - Вот сейчас мы и пожарим рыбку. Сначала помоем в мисочке её и почистим. В печи всё уже прогорает, а жар останется что надо. Как раз для рыбки! К обеду у нас будет славная жареная рыбка.
      А сейчас, внучек, попей робленочки с пирожком. Утром от этого одна только польза! Я тебе приготовила целую большую чашку с толстенной пенкой. Только сначала - к умывальнику! Смыть с себя сон и дрёму!
      Витя довольно быстро расправился с завтраком. А у бабушки хоть и добавилось забот, но она с довольной улыбкой на лице продолжала хлопотать у печи.
      Внук, заглянув в печь, и, не обнаружив ничего для себя новенького, побрел во двор. Утренняя прохлада бодрила. Двор выглядел пустынным. Кур бабушка ещё не выпускала из курятника. Витя решил посмотреть, может что-то интересное происходит на улице? Он приоткрыл в воротах высокую калитку, ведущую на улицу и, высунувшись в щель, завертел головой.
      Было ещё раннее утро. Вверх по улице шла строго одетая тётя с портфелем. Она уже почти поравнялась с Витей, но его не замечала.
    - Тётя! А, тётя?! Покатай меня! – громко проговорил Витя.
От неожиданности она остановилась, увидела торчащую из калитки вихрастую мальчишечью голову и произнесла:
    - Малыш, хоть мы и незнакомы, но прежде всего при встрече с кем-либо, особенно рядом с домом, да ещё и с человеком старше тебя, непременно надо поздороваться. По крайней мере, у нас в деревне так заведено.
    - Здравствуй, тётя! Я просто хотел попросить покатать меня,- таким был ответ вихрастика.
    - Так на чём же я тебя покатаю, у меня же кроме портфеля ничего нет!
    - Так на горбу же!- выпалил Витя.
      Лицо красивой, уверенной в себе женщины, каждые несколько секунд менялось, выражая разные, и даже противоречивые чувства. Витя сразу сообразил, что произошел какой-то казус. Быстро захлопнув калитку, он вприпрыжку пустился наутёк в дом, не зная, что бабушка Маринка, стоя у окошка, слышала всю его с тётей беседу.
      Витя с округлёнными глазами заскочил в комнату и сразу же встретился взглядом с бабушкой Маринкой.
    - Ах ты, шибэнык! Чи можна ж так розмовляти з нэзнайомою людыною?
      Витя остолбенел. Он понял, если бабушка стала так непонятно говорить, то он, наверное, сильно провинился.
    - День добрый, Мария Ивановна! Вы уж простите моего несмышлёного внука. Уж я проведу с ним воспитательную работу. Он у меня научится разговаривать со старшими! - просительным голосом, стоя у окошка, запричитала бабушка Маринка .
      Мария Ивановна, оказывается так звали женщину, затронутую Витей на улице, поздоровалась. Помахав рукой и заулыбавшись, она пошла дальше по улице.
    - Ах, разбойник! Разбойник, да и только, – продолжала ворчать бабушка, орудуя у печи.
    - Это же всеми уважаемая председатель сельсовета Мария Ивановна! Это же надо – прокати на горбу! Это же надо только удумать такое! Да ещё уважаемой женщине! Прокати на горбу! Как некрасиво…
      Витя, опустив голову, стоял глядя в пол и не понимал, за что его так ругает бабушка Маринка?
    - И где же ты этому научился? Кто мог тебя надоумить такому? – удивлённо продолжала она.
    - Так это же мой друг, дядя Кузя! Он мне много раз говорил: - А давай я тебя покатаю на горбу! Сажал меня на плечи и мы шли домой, когда он возвращался с работы, а я выбегал его встречать. И он никогда не ругался. Я и не хотел обидеть тётю, - твёрдо ответил Витя.
    - Ах, вот оно что! Значит, твой друг тебе не объяснял, что женщинам, да ещё и незнакомым, нельзя говорить грубые слова?
    - А разве сказать “покатай на горбу” – это грубые слова? – спросил Витя.
    - Ну конечно, для красивой и стройной женщины это и есть самые грубые слова. А ты видел, какая у нас красавица, наша Мария Ивановна?
      Витя ещё больше понурил голову.
    - Ну, хорошо! Если ты понял свою вину, то, пожалуй, тебя можно и простить. И чтобы больше такое не повторилось! А то я уж думала забыть о разговоре с Никифором и о вашей рыбалке.
    - Нет, нет! Я очень сильно хочу пойти с дедушкой Никифором на вечернюю рыбалку!
    - Ну, я об этом ещё подумаю, глядя на твоё поведение.
    - Бабушка! Я очень, очень, очень буду послушным! И никогда не буду говорить плохих слов женщинам! Только пусти меня на рыбалку. Мы вдвоем с дедушкой Никифором обязательно наловим рыбок на настоящую уху.
    - Ну да уж! Вы уж точно наловите!- произнесла бабушка улыбнувшись. Иди на улицу и жди рядом с домом, когда Никифор будет возвращаться. Мне с ним надо переговорить.
    - Ой, я же совсем забыла выпустить кур и моего красавца Петюню! А ты забыл помыть руки после завтрака! Вот хорошо помой руки и умойся ещё разок, не помешает. А я пойду, выпущу во двор моё хозяйство. А попозже и покормлю его.
      Наскоро умывшись, Витя вышел во двор. Петюня, выводя из курятника своих подопечных, подумал, что сейчас ему перепадет что-то вкусненькое и направился в его сторону. Но, увидев в руке мальчика такую нелюбимую им лозинку, остановился. Распушив перья и раскинув крылья, петух огласил окрестности своим голосистым решительным "Ку-у-у-ка-ре-ку-у-У!", после чего, пренебрежительно отвернувшись, пошёл в другой конец двора. А Витя тем временем спокойно вышел через калитку на улицу.
      На улице было пустынно, только с дальнего конца улицы ещё слышался голос Никифора. Поболтав ногами сидя на лавочке, поглазев во все стороны, Витя стал рисовать прутиком на песке рыбку. Много таких рыбок они должны наловить с дедушкой Никифором на рыбалке.
      Оценив рисунок и забраковав его, Витя затоптал его ногами и принялся рисовать заново. Закончив рисовать, он удовлетворённо вздохнул. Вот такую огромную рыбищу они с дедушкой Никифором обязательно поймают на рыбалке для ухи. Тогда всем хватит отведать ушицы, как говорил дедушка Никифор.
      Наконец, увидев возвращающегося Никифора, Витя стремглав бросился по улице ему навстречу. Подбежав, с азартом жестикулируя, он стал рассказывать, что бабушка его простила, ему разрешила, и он уже даже нарисовал…
    - Что-то я совсем ничего не понял,- сказал Никифор. Давай я поговорю с бабушкой Маринкой, а вечерком, на рыбалке, ты мне всё подробно расскажешь.
    - Да. Только ты, дедушка Никифор, посмотри, какую рыбу я нарисовал. На рыбалке мы поймаем рыбу такую же большую,- воскликнул Витя, подходя к дому и указывая на рисунок на песке.
    - Да это же целая большущая щука, а не ёрш. Я был бы не прочь поймать такую огромную рыбищу. Такое со мной бывало, но не так часто. Это была бы удача. А может именно сегодня она и улыбнётся нам.
    - А та, которую бабушка уже зажарила? Она тоже большая!
    - Ну, не такая уж и большая. Скажешь тоже! Ты же нарисовал здесь большущую щуку, или даже хорошенького сома,- разведя руки в сторону, подвёл дедушка Никифор итог разговору.
    - Маринка! Мы уже пришли! Где же ты там?
    - Да иду уже, иду,- послышался голос бабушки.
      Бабушка Маринка вышла на улицу. В руках она держала баночку пшеницы.
    - Ты, внучек, пойди во двор и покорми курочек с Петюней. А мы с Никифором поговорим.
      Витя, взяв банку с зерном, отправился во двор кормить кур. А бабушка Маринка о чём-то тихонько разговаривала с Никифором.
      Через некоторое время Витя услышал бабушкин заливистый смех и возгласы:
    - Ну, ты Никифор, дай Бог тебе здоровья, и выдумщик! Ну и шельмец же ты! Мне бы такое и в голову не пришло! – приговаривая и улыбаясь, бабушка, попрощавшись до вечера, вошла во двор.
      Куры толкались и теснили друг друга, стараясь склевать как можно больше рассыпанного Витей зерна. А бабушкин любимчик Петюня-петушок, гордо выпятив грудь, стоял на порожке и, вертя головой по сторонам, строго следил за порядком во дворе.
      Бабушка Маринка, потрепав рукой внучка по волосам, не пряча улыбки, произнесла:
    - Вот и хорошо, вот всё и прояснилось! Сейчас я закончу все печные хлопоты, и мы с тобой, внучек, пойдем на луг, через огород. На меже, там, где растут вербы, срежем в кустарнике тебе веточку на удилище. Я помогу тебе соорудить удочку для рыбалки. Никифор надоумил меня, как сделать для тебя счастливую удочку, на которую ты поймаешь настоящую рыбу для ухи. А ближе к вечеру Никифор за нами  зайдёт. Мне тоже стало интересно, и я пойду с вами на рыбалку. А ты, внучек, пока принеси водички курам, налей в их мисочку. Пусть попьют после своего завтрака, а то день обещает быть жарким.
      Витя знал уже, откуда надо в большой кружке наносить воды в мисочку для кур. И бабушка, и Витя, занялись своими делами…
      Через время, справившись с хлопотами у печи, бабушка, выйдя из избы, не обнаружила внука во дворе. Она увидела отодвинутый засов на калитке в огород, но калитка была плотно прикрыта. Куры все были на месте, во дворе.
    - От розбышака, вже шось удумав:- тихонько прошептала про себя бабушка и приоткрыла калитку в огород.
Она увидела внука, что-то вертящего в руке.
    - Ну и что мы уже здесь нашли? Что там у тебя в руках? – спросила бабушка, плотно закрывая за собой калитку.
    - Показывай!
    - Ой, бабушка! Что это такое белое растёт в огороде? Там много таких шариков на ножках.
    - Та цэ ж печерыци, таки билэньки та молодэньки.
    - Грибочки это, грибочки! Шампиньоны, по-книжному. Давай мы подождём с тобой до завтрашнего или послезавтрашнего дня. Они подрастут, станут большими, и их будет много здесь на огороде в тенёчке под деревом. Вот тогда мы их соберём в корзинку, и будет у нас суп с грибами. А у меня ещё есть немного сушёных белых грибов. Суп будет – объедение.
    - А какие ещё белые грибы? Что они белее, чем эти?
    - Нет, те грибы только зовутся белыми. Шляпки у них коричневые, а ножки белые. В теле они тоже белые. А пахучие и вкусные какие! Недаром белый гриб зовут царём грибов. Он - главный среди грибов. Я их собирала в лесу за околицей.
    - Жаль, что придётся так долго ждать.
    - Придётся, внучек. Пусть они подрастут. Не волнуйся, они никуда не убегут от нас. А теперь мы с тобой пойдём по тропинке через огород к меже. Там в зарослях  кустарника мы и найдём подходящую лозину на твою удочку.
      Витя резво побежал вперёд под горку, по тропинке. Добежав почти до конца огорода, он вдруг остановился, поджидая бабушку.
    - Бабушка, бабушка! А что это там бурчит под травой?
    - Здесь у нас под зарослями травы прячется родничок. Из него течёт ручей, вот водичка в нём и журчит. Журчит, а не бурчит. А из родничка я и все соседи пьём водичку. Да и всему огороду попить водички тоже хватает. Давай я покажу тебе родничок.
      Бабушка раздвинула руками  высокую траву и Витя увидел маленькое голубое-голубое озерцо, из которого вытекал ручеёк, тихонечко как бы нашёптывая только ему известную мелодию. Вдруг что-то маленькое и зелёное выпрыгнуло из травы и булькнуло в воду посреди родничка.
    - Ой, что это? – отпрянув от воды, испуганно выкрикнул Витя.
    - Так это же лягушка-квакушка зелёная. Их несколько штук живут в родничке. Но ты их не бойся. Они сами пугливые, потому и прыгают в воду, прячась глубже, когда кто-то приближается к родничку. Вечером они поют на разные голоса, устраивая целые концерты.
    - А как же вы пьёте воду? Вместе с лягушками?
Бабушка засмеялась, и, покачав головой, возразила:
    - Да нет же, они прячутся, когда набираешь воду ведёрком. Но иногда попадётся в ведро какая - то нерасторопная из них. Её просто выплеснешь вместе с водой в ручей, да и наберёшь новой водицы из родничка. Там, где живут такие лягушки, водица самая вкусная и чистая.
    - Пошли со мной! Видишь за огородом большущие вербы? Туда и пойдём.
      Обойдя вокруг молодой поросли возле вербы, бабушка нашла для Вити подходящую по размеру лозину, срезала её и очистила от листвы.
   –  Вот эта лозина и послужит нам удилищем! – довольная улыбка не скрывала её удовлетворения.
      Показав лозиной в сторону луга, бабушка продолжала:
    - Если пройти через этот лужок, то попадаешь на берег нашей маленькой, но такой красивой со своими протоками, и такой рыбной речушки по названию Илёк. Она вся надёжно припрятана в зарослях куги. Это такая трава, листья которой похожи на лезвие настоящей сабли. По-книжному её название – аир, кажется. Вечером, внучек, ты её увидишь. А сейчас пошли домой готовить снасть для рыбалки.
      Придя домой, бабушка Маринка отправила внука во двор наводить порядок, вручив ему веник и пояснив, где надо подмести.
    - Ты уж постарайся, внучек! А то Никифор удивится нашему беспорядку. А я тем временем поищу для удочки леску и подходящий крючок для большой рыбы.
      Витя с неохотой стал мести возле ворот. Петюня и все курочки дремали в тенёчке в противоположном конце двора. Вдруг Петюня вскочил и, громко захлопав крыльями, бросился в Витину сторону. Он увидел в руках у мальчишки ненавистный ему веник. Всем видом он хотел напомнить нарушителю покоя кто во дворе настоящий хозяин. Витя от неожиданности высоко поднял руку с веником.
      Петух остановился. Уж силу веника он хорошо-то знал. Пришлось уже в очередной раз ему отступить перед пришельцем, вторгшимся на его территорию. Развернувшись, что- то негромко ворча, Петюня отошёл, успокоившись и не переставая наблюдать за происходящим.
      Витя продолжал мести двор. Улучив подходящий момент, когда Витя наклонился и, орудуя веником, отвернулся, мстительный петух молниеносно подскочил к обидчику. Вскочив ему на спину и хлопая крыльями, попытался достать клювом Витин затылок. Быстро распрямившись и сбросив петуха, мальчишка закричал так, что через секунду бабушка уже была на пороге избы.
      Петух, учуяв неизбежную расправу, со всех ног бросился наутёк, скрывшись в курятнике.
    - Ах ты окаянный! Вот ты у меня посидишь арестантом весь день в курятнике. Я тебе покажу, как обижать внука!
      С этими словами бабушка закрыла дверь в курятник на засов.
    - Вот и посиди у меня, посиди! А ты внучек продолжай, не бойся! Ух и Петюня! Не дал доделать тебе удочку. И бабушка вошла в дом продолжать поиски снастей.
      Открыв сундук со своим скарбом, бабушка достала светлую старенькую блузку, повертела её в руках перед окном и, глубоко  вздохнув, погрузилась на некоторое время в воспоминания. Выражение лица её менялось. По лицу пробежала тень сожаления и, ещё раз глубоко вздохнув, бабушка кончиком платочка, прикрывающего глубокую седину волос, промокнула уголки глаз.
      Взяв ножницы, бабушка Маринка аккуратно срезала с блузки крючочек, служивший застёжкой вместо верхней пуговицы. Взглянув на блузку ещё разок у окна, свернула её и положила в сундук на прежнее место. В другом углу сундука, порывшись в отдельной сумочке, она нашла клубочек толстых суровых ниток и, отрезав от него метра три, сложила все назад.
      Рассмотрев свои находки, улыбаясь своим мыслям, она быстро завершила изготовление удочки для внука с безопасным крючком, привязав его на нитке к тонкому концу лозины.  Но о секрете безопасного крючка будут знать только они вдвоём с Никифором.
      Выйдя во двор, бабушка спросила:
    - Внучек, ты уже справился с уборкой? Смотри, я смастерила тебе завидную удочку. Пожалуй, теперь вся рыба в речке будет твоя. От клёва отбоя не будет. А пока мы поставим удочку в уголок. Пусть постоит до прихода Никифора. А мы с тобой пообедаем и поспим. А то какая же это будет вечерняя рыбалка, если ты сам будешь носом клевать на берегу.
      Внук согласился и после обеда быстро уснул, успев перед сном помечтать о той огромной рыбине, которую он непременно вечером поймает на такую отличную удочку.
      Проснувшись, Витя услышал доносившийся из соседней комнаты тихий мужской говор.
    - Ура! – промелькнула мысль. – Дедушка Никифор пришёл!
      Витя вскочил с постели и рванул в переднюю комнату. Там за столом сидел Никифор и, за чашкой чая, тихо о чём-то беседовал с бабушкой Маринкой. У обоих на лице отражались добродушные улыбки.
    - Вот и внучек проснулся. Садись рядом, попей молочка. И мы будем готовы идти на речку. А то рыба уже нас заждалась.
    - Смотри, какой поплавок я успел приладить на твою снасть:-  добавил Никифор, показывая Вите удочку.
      На нитке был привязан кусочек коры дерева. Он-то и должен послужить поплавком.
      Витя быстро выпил кружку молока, даже не заметив, какая вкусная и толстенькая плавала в нём пенка. И тут же выпалил:
    - Я готов! Пошли!..
      Никифор, взяв все снасти вместе с Витиной удочкой, направился в сторону огорода, закинув их на плечо. И тут бабушка запричитала:
    - Ой, лышэнько, я ж забула накопаты червякив!
    - Та я всэ приготував! И для твого онука тэж. Ходимо вжэ! – произнёс Никифор.
      Витя ничего не понял, но быстро засеменил за ними по тропке через огород.
    - Дедушка Никифор, давай я свою удочку понесу сам. Я же уже рыбак?
    - Рыбаком ты станешь, когда поймаешь первую рыбу. А удочку возьми. Это правильно. Свои снасти и улов рыбак должен носить сам,– заметил Никифор.
      Витя, водрузив удочку на плечо и гордо задрав подбородок, продолжал семенить по тропинке.
      Внизу, перед вербами он воскликнул:
    - Дедушка Никифор, смотри, какая глубокая криничка с лягушками есть у бабушки в огороде. Да вон же она, за травой! Только ты, если захочешь попить воды из неё, сначала посмотри, не попалась ли в кружку лягушка. А то потом будет она прыгать у тебя в животе. Вот будет смешно!
      Никифор и бабушка засмеялись во весь голос. Их смех разносился по всему лугу.
      Вдоволь насмеявшись, Никифор почти простонал:
    - И правда, было бы смешно.
      За огородом, до самой реки, простиралась большая зелёная лужайка, поросшая невысокой травой и украшенная множеством маленьких цветочков разного цвета и запаха. Пряные цветочные запахи дурманили сознание. Витя, ещё не осознав, отчего это, почувствовал необычайную легкость, и вприпрыжку понёсся к реке. Никифор с бабушкой Маринкой еле поспевали за ним.
      Подойдя к реке, обогнув небольшой плёс, Никифор сказал:
    - Вот мы и пришли на моё любимое место. На этом бережку мы и расположимся.
      Разобравшись со снастями, Никифор забросил свои удочки, бросив перед этим в речку немного прикормки. Он разложил рядом с собой баночки с разным кормом для насадки на крючок.
      В это время бабушка пыталась насадить на крючок Витиной удочки червя. Но это никак у неё не получалось. Пришлось вмешаться Никифору. Взяв у бабушки Маринки удочку внука, Никифор ловко завязал узлом большого червя на крючке, успев при этом подмигнуть бабушке Маринке. Сделав заброс, Никифор отдал удилище Вите в руки.
    - Теперь только осталось ждать поклёвки. Как только вокруг поплавка пойдут круги, так и дёргай удочку на себя,- наставительно в адрес Вити произнёс Никифор.
    - А бабушка тебе поможет,- добавил он, улыбнувшись и обратив всё внимание на свои снасти.
      Поклёвок пока не было.
    - Видно рыба ещё не проголодалась. Ничего, перед сном она всё равно захочет покушать нашей вкусненькой наживки. А мы – тут как тут, - негромко проговорил Никифор.
    - А разве могут быть вкусными червяки? - скривив рот, спросил Витя.
    - Для тебя они действительно не будут вкусными, а для рыбы – это самый что ни на есть деликатес.
    - Что-то рыбка совсем не хочет ловиться,- через минуту сказал Витя.
    -  О, да ты ещё и нетерпеливый! Бабушка Маринка непременно должна научить своего любимого внука терпению. Без терпения на рыбалке совсем никак не обойтись,- растянув лицо в улыбке, сказал Никифор.
      Собравшись ещё раз пожаловаться на нехорошую рыбу, которая никак не хочет ловиться, Витя вдруг увидел, что поплавок его удочки глубоко нырнул в воду. Он радостно и громко закричал:
    - Смотрите, смотрите, какие круги на воде! И поплавка не видно!
    - Наверное, настало время вытаскивать добычу,- спокойно отреагировал Никифор.
      Витя дернул удочку, как учил дедушка Никифор, и перед лицом увидел раскачивающийся голый крючок.
    - Ты просто опоздал с подсечкой. Надо было сразу подсекать и вытаскивать рыбку на берег. Давай я тебе помогу снова снарядить крючок новой, свежей наживкой, - глядя на свои замершие поплавки, негромко произнёс Никифор. - Только ты так громко не кричи, а то всю рыбу распугаешь,- добавил он.
      Завязав узелком ещё одного червя на безопасном крючке Витиной удочки, Никифор отдал ему удилище и сказал:
    - Учись забрасывать сам. Не торопись!
      Не успел Витя сделать заброс, как поплавок тут же пошёл под воду, оставляя круги на водной глади. Бабушка Маринка, сидящая рядом с внуком, забыв про хитрый крючок, воскликнула:
    - Тащи, внучек, тащи!
      Витя резво дёрнул удилище, и между ним и бабушкой в траву плюхнулся пескарь. Он подпрыгивал на траве между бабушкой и внуком. Никифор открыл рот, собираясь что-то полезное посоветовать, да так и остался с открытым ртом и большими от изумления глазами. А бабушка Маринка в это время пыталась поймать подпрыгивающую в траве рыбку.
    - Я всегда говорил, что на первой рыбалке всем  и всегда везёт, - наконец вымолвил Никифор.
    - Ну что, Маринка? Теперь твоего внучка точно можно называть рыбаком. Правда, пойманная рыбка не такая большая, как нарисованная. Но для первого раза,   это настоящий улов. Наверное, это был самый жадный пескарь во всей речке. Или самый голодный.
      Поздравляю! – сказал Никифор, протягивая крепкую мужскую руку для рукопожатия.
      Витя, скачущий на одной ноге вокруг бабушки и непрерывно повторяющий:
    - Я поймал! Я поймал! Я поймал! – остановился, и, горделиво подняв подбородок, протянул руку. Мужское рукопожатие и посвящение Вити в рыбаки состоялось.
    - Дедушка Никифор, дедушка Никифор! Скорее посади ещё одного червяка на удочку, я поймаю ещё рыбку – просительным голосом заговорил Витя.
    - Почему-то мне кажется, что таких жадных пескарей больше нет в речке. Это был последний,- подмигивая бабушке, произнёс с усмешкой Никифор. Он, повертев крючок с бабушкиной кофточки в руке, не перестав удивляться, привязал на крючок нового червя и, передавая удочку Вите, произнёс:
    - Удачи тебе, рыбак! Рыбачь на здоровье!
      Посмотрев в сторону своих поплавков, Никифор покачал головой.
    - Вот как бывает. Ни одной поклёвки! Непременно надо поменять наживку.
      Наклонившись над снастями, Никифор насадил на крючки по свежему жирному червю, ещё и поплевав на них.
      В это время голос нового рыбачка снова разорвал тишину.
    - Рыбка опять дергает!
Но уже через секунду перед носом у Вити болтался пустой крючок. Хохотнув, Никифор обратился к Вите:
    - Передохни немного, а то ты так накормишь всю рыбу. И клёва совсем не будет. А ещё лучше, мне помоги. Садись удобнее передо мной, мы будем вдвоём ловить рыбок моими удочками.
      Тут уж и бабушка Маринка не удержала свою смешинку, заливаясь громким смехом.
    - Помоги, помоги уж дедушке Никифору! Без твоей, внучек, помощи, как видно у него рыбалка не склеится.
      Примостившись перед Никифором, Витя тоже взялся одной рукой за удилище. И тут начали твориться чудеса. Поплавок, чуть трепыхнувшись, оставил круг на воде и тихонько двинулся против течения. Никифор скомандовал:
    - Подсекаем! И чуть дернул удилищем, что Витя ощутил, держась за него рукой.  Поплавок начал бегать по глади воды в разные стороны.
    - А вот теперь не торопясь вытаскиваем рыбку на бережок,- добавил довольным голосом Никифор.
      Через мгновение настоящий красавец-подлещик уже подпрыгивал в траве рядом с Никифором. А бабушка Маринка, смеясь и касаясь кончиком косынки уголков глаз, приговаривала:
    - Ну, Никифор! Ну и рыбак! Что бы ты делал без помощи моего внука?
      Витя, подпрыгивая рядом, всё повторял:
    - Я опять поймал! Я опять поймал, уже большую рыбу! Ура, я уже два раза рыбак!
      Определив рыбу в ведёрко с водой, стоящее рядом, и обновив на крючке наживку, Никифор, протянув крючок в Витину сторону, проговорил:
    - А ну-ка, дважды рыбак, поплюй на наживку. Ты и впрямь сегодня везучий!
      Никифор, не успев забросить удочку, увидел, что со вторым поплавком творится то же самое. Он выписывал на водной глади замысловатые узоры. Бабушка Маринка с внуком смеялись, уже не сдерживаясь и не боясь распугать всю рыбу.
      Через час в ведёрке уже плавало больше десятка рыбок. Это были и подлещики, и плотва, и пескари.  И, как ни странно, ни одного окунька и ерша!
      День неуклонно катился к ночи. Солнце уже чуть выглядывало из-за леса.
Клёв прекратился так же неожиданно, как и начался. А Никифор, рассмотрев ещё раз содержимое ведра, с сожалением произнёс:
    - Наверное, в этот раз уха у нас получится не такая уж и наваристая. Но мы сейчас поправим положение.
      Скомандовав идти за ним, он прихватил ведёрко. Направляясь вдоль реки за заросли куги, он приговаривал:
    - Эх-хе-хе! Сегодня день такой, Маринка!  Придется перед твоим внуком раскрыть все свои секреты.
      Обойдя очередной речной изгиб, Никифор, закатав штанины повыше колен, вошёл в воду. В этой заводи было неглубоко, но она хорошенько заросла кувшинками. Подойдя поближе к водяным зарослям, он, пошарив рукой в воде, достал из-под воды плетёную из лозы корзинку какой-то странной формы.
    - Ещё утром я поставил здесь вентирь. Вот сейчас мы его и проверим,- проговорил Никифор, выходя на берег.
      Поставив загадочную корзинку на траву рядом с ведром, он добавил:
    - Без настоящей наваристой ухи мы сегодня точно не останемся!
      И Витя, и бабушка Маринка увидели, что в корзинке полно разной рыбы. Доставая из корзины и бросая в ведёрко рыбу, Никифор со знанием дела рассказывал о каждой:
    - Смотрите, да здесь и окуньки и ерши есть! Только в руки их брать можно, но с предосторожностями. Иначе можно сильно поранить руку. Уж очень острые и колючие у них плавники. Вот удача! Да нам просто сегодня всё время везёт на рыбалке! Даже хитрая и хищная щучка попалась нам. А карасики какие! Одно загляденье!
      Никифор вытащил из вентиря щуку, показывая юному рыбаку.
    - Вот это рыбища!– воскликнул Витя. Почти такая же, как я нарисовал. И с такими же зубищами.
      Никифор, переложив рыбу в ведёрко, вошёл в воду и погрузил корзинку в том же месте под воду, положив в неё что-то, припасённое заранее.
    - А что это ты, дедушка Никифор, положил в корзинку? – спросил Витя.
    - Это же прикорм для рыбки, чтобы завлечь её в корзинку, ну а потом и к нам на сковородку,- смеясь, объяснил Никифор.
    - Ну что, компаньоны, пора уж нам и собираться. Вечереет, да и комарики стали донимать.
      Собрав снасти, взяв ведёрко с уловом, Никифор, взглянув в сторону юного рыбака, воскликнул:
    - Так совсем не годится! Что же это ты, малец, забыл про свою удочку?
    - Я - не малец! Ты же, дедушка Никифор, сам сказал, что я уже рыбак!
    - А раз уже рыбак, то и поступай, как рыбак! Каждый рыбак сам следит за своими рыбацкими снастями. Так что сворачивай свою удочку и неси её домой сам.
    - А я хотел сам нести ведёрко с рыбкой.
    - Оно для тебя тяжеловато. Давай я тебе помогу донести ведёрко с твоим уловом до дома. Он никуда по пути не пропадёт.
      Два друга – рыбака пошли догонять бабушку Маринку, которая медленно шла по лугу в сторону дома, вдыхая вечерние ароматы луговых трав. Подходя по тропке к родничку, бабушка Маринка обратилась к внуку:
    - Внучек, вот теперь и послушай, как поёт лягушачий хор. Вот как выводят!
      Войдя во двор, бабушка запричитала:
    - Ой, мы же совсем забыли про арестанта! Как он там, бедненький?
Открыв дверь в курятник, бабушка Маринка позвала:
    - Петюня, золотой ты наш! Покажись, у тебя всё в порядке? Зато теперь не будешь безобразничать. Это тебе наукой будет!
      Курочки, сбившиеся друг к дружке в уголке возле курятника, дружно пошли внутрь, чтобы расположиться на насесте. А Петюня так и не показался из дальнего угла, наверное, сильно обидевшись.
      Поставив ведёрко на порог, Никифор произнёс:
    - Прощевайте, други мои! До завтра! Ждите меня на ушицу. Надеюсь, Маринка, к обеду она поспеет?
      Помахав рукой, он вышел за ворота.
      Назавтра уха получилась– пальчики оближешь. Да и обед состоялся славненький. Но это уже другая история и для другого рассказа.