О пределах памяти

Виктор Петрушов
                (Из  цикла  «Размышления  о  наболевшем»).
   Перед президентскими выборами 2018-го года медийное пространство России взорвало выступление в германском Бундестаге гимназиста из Нового  Уренгоя. Ну, словно пацан пачку дрожжей в деревенский сортир кинул. «Квасные патриоты» как свора мосек накинулись и на «предателя», и на его родителей, и на учителей, и вообще на весь этот северный городок. Громче всех завизжали деятели из ЛДПР и КПРФ – либо у них перед выборами гон начался, либо массовое осеннее обострение произошло. А мальчик Коля всего-то пожалел военнопленного Георга Рау, попавшего под Сталинградом в плен и умершего в одном из лагерей в Челябинской области. Более всего «патриотам» не понравились выражения «так называемый Сталинградский котёл» и «невинно погибшие люди». Защищать мальчика Колю после таких слов, разумеется, трудновато, как говорится: «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь». Хотя возникает ряд вопросов к «патриотам». Например, по слову «котёл». Вообще-то это словечко обозначает предмет посуды – « большой металлический круглый сосуд для нагревания воды и варки пищи». Когда же оно используется в иносказательном смысле – «Сталинградский котёл», «Иловайский котёл», «Дебальцевский котёл», то, видимо, должны применяться либо кавычки, либо  выражение «так называемый». Или  я не прав? Ау, языковеды, русисты и прочие знатоки родного языка, разрешите спор!
   Кроме мальчика Коли в немецком парламенте выступали ещё и две девочки-школьницы почти с аналогичными текстами. Чувствуется, что у всех троих ребятишек доклады правила опытная взрослая рука. Девочка Валерия пожалела Юулиуса Дитриха, пропавшего после войны без вести на просторах нашей страны, а девочка Ира погоревала о судьбе пленного Юулиуса Фогта, умершего в лагере под Москвой от передозировки алкоголя (не фига себе условия содержания пленных были – «несчастные» зэки жрали водяру, ожидая отправки в Германию). Вот уж точно – «невинно» убиённый!
   Почему наши дети так поступили, якобы, предали Родину? Ну а как же им нужно было себя вести в немецком парламенте  – «Гитлер капут» что ли  орать? Всем нам знакома ситуация, когда придя в гости видишь, что у хозяйки дома руки не из того места растут, но  приходится мужественно давиться едой со стола, при этом ещё и восторженно расхваливая её кулинарные способности.  А ведь поведение этих ребят можно отнести к такой же  маленькой хитрости, которая, прежде всего, связана с получением гранта от приглашённой стороны. Лукавство? Возможно. Но, может быть, это и попытка сгладить память у наших народов. Вот только кто этот гладильщик, ведь детишки всего-то «динамики», озвучившие чью-то работу?
   Как долго может хранить память человека ужасные периоды в жизни его предков? Неужели нам нужно начинать отсчёт этой Памяти с монголо-татарского ига? А как по срокам хранения набеги половцев на Русь,  войны с турками, поляками, французами, англичанами вписываются  в Память потомков? Неужели при любом упоминании о хане Батые, Наполеоне и прочих бывших врагах нашей Родины за ружьё или дубину нужно хвататься?  Мы уже стараемся про бойню в Гражданской войне не вспоминать, хотя русские друг друга покрошили в начале двадцатого века изрядно. Как долго во времени должна сохраняться ненависть к бывшим врагам?
  Память, память, память. Из каких источников она лучше всего наполняется – из исторических документов, из школьных уроков, из государственной пропаганды, из воспоминаний старших родственников, из рассказов очевидцев? Мой дед по материнской линии – казак Сибирского Казачьего Войска Усов Василий Ефимович в первую мировую войну после газовой атаки неприятеля на русские позиции попал в австрийский плен. Последствия от отравления газом и пребывания в плену  преследовали его до конца жизни. Умер он, когда мне едва исполнилось пять лет, поэтому о  войне 1914-1918 годов я не успел расспросить деда. Знаю о ней лишь из школьных учебников да небольших отрывков из книг  советского периода.  Вряд ли в Австрии и в Германии кто-то сейчас вспомнит о русских солдатах, прошедших через их лагеря в Первую мировую. Да и в России память о той войне уже скрылась за горизонтом. Неужели закрыта та страничка Истории?
    Дед по отцовской линии – Петрушов Егор Фёдорович более трёх лет в Великую Отечественную войну воевал с фашистами, демобилизован был в связи с тяжёлыми ранениями. Я не знаю, может быть, он пострадал от того, что попал под огонь Георга Рау, Юулиуса Дитриха или Юулиса Фогта. Но я точно знаю, что почти тёзка двух Юулисов - Юлиус Фучик в моего деда  не стрелял. Чешский антифашист в это время сидел в тюрьме Панкрац, арестованный гестаповцами, а вот его соплеменники почему-то с воодушевлением клепали оружие против нас и воевали на стороне Гитлера. Не стрелял в моего деда Егора и немец по фамилии Эрнст Тельман, он в то время гнил в концлагере Бухенвальд.  Интересно бы сейчас послушать выступления потомков Фучика и Тельмана в Бундестаге по той же тематике, что была предложена нашим ученикам. Держится ли ещё «на плаву»  память у родственников европейских антифашистов или же у них тоже очередная страничка Истории закрывается?
   У меня три сына отслужили в российской армии, а сейчас продолжают службу с оружием в подразделениях Росгвардии и МВД России. Четвёртый сын работает на оборонном предприятии инженером-конструктором.  Не сомневаюсь в том, что сыновья,  не задумываясь,  пойдут защищать Родину, если на неё какой-нибудь гад осмелится напасть.  Но я не хочу, чтобы ещё и мои внуки взяли в руки оружие, хватит  того, что их отцы, деды и прадеды   это оружие  в свое время вынуждены были носить. Пусть внучата лучше  айфоны,  гаджеты, смартфоны, ноутбуки и прочие электронные прибамбасы таскают.
   При ознакомлении в Интернете и прочих СМИ с сюжетами про мальчика Колю я не на реакцию отечественных политиков и злобных комментаторов обращал внимание. Хотелось мне посмотреть на поведение немцев при выступлении наших ребятишек. Но в видеосюжетах из зала бундестага  так и не увидел злорадства, ухмылок или радости на лицах присутствующей там их элиты в момент выступлений российских детишек. А ведь в этом зале были и президент ФРГ, и множество военных,  депутатов парламента,  представителей различных политических и общественных организаций. Неужели они оказались умнее наших политиканов, которые  заходятся в экстазе с воплями о «предательстве» мальчишки? Может быть, немцы во время выступления наших ребят думали о том, что не стоит искушать судьбу и посылать своих сыновей и внуков в эту непредсказуемую Россию? Кто  знает, а вдруг сынок или внук окажется в концлагере под Новым Уренгоем, а на вышке с автоматом Калашникова наперевес будет стоять этот Коля Десятниченко, который сейчас очень хочет мира между нашими народами.
    Опять мне приходится использовать в своём творчестве слова мультяшного кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» Ох, и мудрый же котяра оказался, почти такой же по уму, как и первый  канцлер Германской империи Отто фон Бисмарк.
   Декабрь 2017 г.