История развития медицины I

Леонид Андреев 2
3.1. Три периода развития медицины

Любую историю можно рассматривать с двух точек зрения: в виде хронологического перечисления событий и фактов или же с точки зрения защиты и подтверждения некого взгляда на движущую силу развития той или иной последовательности событий. Иными словами, историю можно рассматривать с объективных или субъективных позиций. И тот, и другой подход имеет свои преимущества и недостатки. Субъективная позиция полезна для тех, кто достаточно интеллектуально развит и осведомлён для того, чтобы сознательно принять или отвергнуть тот или иной субъективный взгляд на связь времён, а объективное освещение истории является необходимой основой для возникновения подобного взгляда и несёт в себе общеобразовательный посыл. Исторически медицина не могла не зависеть от законов, на которых строились общественные отношения. С моей точки зрения эта зависимость выражается в наличии трёх периодов развития медицины: доиндустриального, постиндустриального и постфармахимического.

3.1.1. Доиндустриальный период

Умение помочь в преодолении недугов ценилось на самых ранних стадиях эволюции Homo sapiens. Очевидно, что здесь играла особую роль способность немногочисленных членов общества наблюдать и обобщать нюансы отклонения людей от здоровой нормы и находить способы облегчения и даже лечения недугов. По этой причине вполне можно полагать, что профессия лекаря или знахаря в отличие от иных мнений на этот счёт была древнейшей или же одной из древнейших. В отличие от учёных, больных идеями социалистического равенства, можно предположить, что равенства в человеческом обществе вообще никогда не существовало, и "первобытные", как и последующие поколения лекарей всегда пользовались особым покровительством власть имущих.

Ведь в додемократический период развития человечества власть царствующих особ над населением была практически абсолютной и абсолютных властителей кроме их неисчислимых сокровищ конечно же в первую очередь интересовало здоровье своё и здоровье близких им людей. Именно этот интерес лежал в основе эффективного отбора лекарей по их профессиональному умению. Самые способные были приближены к царствующим особам, но они прекрасно осознавали, что для приобретения медицинского опыта и знаний ограниченный контингент властвующих особ слишком мал по размеру, слишком недостаточен для повышения квалификации. Они понимали, что им абсолютно необходима широкая практическая деятельность в народе. По этой причине приближенные к царствующим особам лекари внушали своим шефам идеи гуманистического отношения к народу, идеи благородства в отношении народного здоровья, что неплохо сочеталось с желанием царей, императоров,  падишахов и им подобных быть популярными среди своих подданых и неплохо сочеталось с пониманием того, что их личное здоровье косвенным образом связано с повышенной практикой их личных лекарей и их учеников, т.е. с гуманной миссией медицины.

Именно так, а не иначе формировались ранние зачатки здравоохранения, представляющего собой государственную отрасль деятельности, основанную на организации и обеспечениия охраны здоровья населения. Здравоохранение включает в себя совокупность мер политического, экономического, социального, правовового, научного, медицинского, санитано-гигиенического, противоэпидемического и культурного характеров, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание здоровой жизни и предоставление медицинской помощи каждому члену общества при ухудшении его здоровья. Именно царствующие особы стояли во главе государственного вида деятельности, который в наше время принято называть здравоохранением. Важно понимать, что гуманистические принципы медицины формировались на эгоизме сильных мира сего.

Одной из самых совершенных медицин древности следует считать медицину древнеиндийскую и древнекитайскую. Достаточно хорошо известно о состоянии медицины в древней Индии. Вообще интересно ознакомится с монографией С.М. Марчуковой "Медицина в зеркале истории" (http://www.bibliotekar.ru/421/index.htm), где даётся обзор всех медицин древности. В древней Индии медицинские познания были собраны в священных гимнах, или ведах, именно в Яджур-веде, которая составлена не раньше IX века до н. э. Популяризация существовавших в те времена медицинских знаний была сделана различными писателями, из которых особенно замечательны Чарака и Сушрута, сочинения которых по всей вероятности составлены были в III—IX вв. до н. э. У них мы встречаем здравый взгляд на болезни и логические выводы относительно лечения.

Кроме двух приведенных сочинений сохранилось много других, разъясняющих ту или другую отрасль медицины. В древней Индии начала медициной занимались исключительно брамины - представители жреческой касты, однако, довольно рано врачебное дело перешло в руки особого сословия - к касте ведия. Представители этой касты, в противоположность браминам, получали вознаграждение за свои труды, т.е. медицинское обслуживание становилось профессией. Преподавание медицины производилось особыми браминами, которые назывались гуру; оно состояло в чтении священных книг, объяснении их, изучении лекарств, в примерном лечении больных. Для пополнения образования ученики с учителем совершали путешествия и наблюдали, как лечит другой гуру. Окончив врачебное образование, молодой человек получал от раджи право лечить, причём давал обещание одеваться чисто, стричь бороду и ногти, говорить мягко, без резкостей, являться к больному по первому требованию, лечить даром браминов и не браться за лечение неизлечимых страданий.

Когда в наши времена мы наблюдаем желание "поставить крест" на достижения т.н. народной медицины, неплохо было бы знать, что, например, хирургия была той областью медицинского искусства, в которой Индия превзошла многие страны Древнего мира и которая не противоречит основам современной хирургии. Сушрута называл хирургию "первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба и верным источником славы". Он описал более 300 операций, свыше 120 медицинских инструментов и более 650 лекарственных средств. Об анатомических познаниях врачей Древней Индии можно судить по тому, что в труде Сушруты перечислены 300 костей, 500 мышц, более 700 сосудов и около 100 суставов.

Развитию хирургии значительно способствовало то, что вскрытие трупов с целью изучения анатомии обычно не встречало в Индии противодействия. Тело умершего препарировали особым деревянным ножом, поскольку металлический скальпель мог разрезать тонкие сосуды и связки. "Врач, желающий узнать причину недуга, пишет Сушрута в своем трактате, должен взять тело мертвого человека и исследовать каждую его часть соответствующим образом". Хирурги Древней Индии умели сшивать ткани льняными и пеньковыми нитями, сухожилиями и конским волосом; останавливали кровотечения с помощью холода, золы, давящей повязки; при вывихах и переломах костей использовали вытяжения, неподвижные повязки и бамбуковые шины; знали особые методы лечения ожогов, язв и опухолей. Операции производили с обезболиванием, применяя для этой цели опий, белену, гашиш, вино, индийскую коноплю. При проведении больших операций использовали черных муравьев, которые намертво прикусывали края ран.

Таким образом, очень важно понимать, что современная медицина не возникла "из воздуха", она имеет самую непосредственную связь с медицинами древности, с народными медицинами, которую всеми силами старается ныне не афишировать. Кроме того, нужно понимать, что лечение здоровья сельского населения, которое в доиндустриальный период развития цивилизации было превалирующим над городским, находилось в руках знахарей - бледной копии тогдашнего профессионального уровня медицины. Все лучшие представители медицинской науки и практики жили невдалеке от царствующих особ и именно царствующие особы оценивали уровень медицины тех далёких времён. Медицинской математической статистики в те далёкие времена не существовало. Квалификация медиков оценивалась просто и однозначно.