Воспоминания о довоенной РИГЕ...

Вячеслав Чаплинский
Здравствуйте уважаемые господа .Я с удовольствием прочёл воспоминания Аллы Андреевой о довоенной Риге.Мне эта тема близка поскольку мне самому посчастливилось быть  жителем довоенной Риги,довоенной Латвии.Только мои воспоминания об этом будут более обширными. Потому,что я значительно старше уважаемой Аллы . Мне 84 года.Я родился  на востоке  Латвии  в 1933 году  на хуторе своего Деда  который находился в шести километрах от пограничной станции ИНДРА.

Дед мой был зажиточным хуторянином и жилось мне на этом хуторе очень хорошо.Но моим молодым ,тогда,родителям хотелось самостоятельности  и мы уехали в Ригу. Мы  - это   мой Отец,Мама  и  ...я.     Небольшой такой шкет лет шести.Наша  небольшая семья быстро и без проблем обосновалась в Риге сняв однокомнатную квартиру на  Католической улице Московского форштата.Квартирка была очень скромной,но дом находился буквально рядом с   парком,который тоже назывался Католическим.В ста метрах от дома возвышался монументальный костёл ,который красуется и поныне.В этот костёл ходила моя мама по воскресеньям.


Отец без проблем нашёл работу на зеркальной фабрике и стал там вполне прилично зарабатывать.Матери работать не было нужды и она вела наше маленькое  хозяйство.И у нас с Мамой было много свободного время.Совдеповские сведения о безработице в довоенной Латвии слишком преувеличены.Работящий  и трезвый мужчина в той Латвии без труда мог найти себе работу с достойным заработком.Отец работал простым шлифовальщиком но мы хорошо и качественно  питались а мои молодые родители  были очень даже  неплохо   и по моде одеты. Пару английских костюмов отца  Я  донашивал уже в советское время . И на фоне совкового ширпотреба эти костюмы выглядели весьма элегантно.


Мы  с Мамой , имея много свободного времени, активно знакомились с Ригой. В городе жило много наших русских родственников из Латгалии и просто хороших знакомых. Было к кому пойти в гости.  Рига той поры называлась   "Маленьким Парижем". Но не из-за внешнего сходства с французской столицей. Для этого была другая причина.В Риге ,как и в Париже  в те времена  проживало много беженцев из большевистской России.И городу   Риге в этом повезло.Беженцы из совдепии представляли собой лучших людей России.Это были  дворяне,  интеллигенция   и простые приличные  русские люди которым  большевистские ужасы  были неприемлемы и непереносимы.Большинство из них вынуждены были жить тут в Латвии довольно скромно потеряв в России  всё  своё  состояние.Но  несмотря на это  держались они все очень достойно и благородно.Более того их уважали и им  даже подражали  простые   жители Латвии   в том числе и зарождающаяся латышская интеллигенция.Подражали в манере поведения ,в  манере общения.

Хороший русский язык был в моде.Было престижно  говорить на хорошем,русском языке.Это было признаком культуры человека. Хамство было не в моде и оно   активно изживалось .Простой латгальский парень приехав в Ригу  старался быстрее   "обтереться" приобрести хорошие манеры,чтобы не отличаться от приличной публики.Люди стремились к лучшему а не наоборот.Рига блистала чистотой и этим  она была обязана немцам .Немцы имели высокий статус в Латвии хотя  их имения изрядно подсократили .Кажется им оставили не более 50 гектар.Но в Риге они имели шикарные магазины и всевозможные конторы. ну и  дома   конечно. Всё это они содержали в  исключительной немецкой чистоте.И им подражали в этом остальные жители Риги.Вот Рига и  блистала чистотой.Где даже тротуары перед магазинами мыли с мылом.

Магазинами рангом пониже владели рижские евреи.В производстве были заняты русские.В латвийской армии  ещё дослуживали русские офицеры.Но новое поколение офицерства было уже латышским.Тоже самое происходило и с чиновниками.Моего деда вполне почётно проводили на  пенсию  из волостных председателей.(он не владел латышским). Но всё это делалось без теперешнего хамства .Национальные проблемы,конечно,были но это было всё вполне цивилизованно.Многонациональная Рига  жила спокойно во взаимном уважении.Как русский человек могу сказать.Отношение латышей к русским было вполне лояльным.Всё началось  после 40 -41 годов. После того как в Латвии показал    себя совдеповский   НКВД. После всех этих зверств и депортаций.

 Мне как русскому человеку обидно вот почему.Начальство в  НКВД состояло в основном из нерусских офицеров.Их большинство составляли евреи.Рядовые солдаты войск НКВД в Латвии состояли из нацменов.Это были  казахи и узбеки в основном.Но вся ненависть ,все шишки  сыпались на русских.У   большевиков была тактика .Карательные действия в Казахстане когда-то проводили красные латышские  стрелки.  В  Латвию привезли для этого казахов.Но латыши воспылали ненавистью ,почему то ,только к русским.


Мне 84 года. Я старик.Но у меня есть надежда что латыши ,как и другие белые  люди  Европы и Америки, когда -нибудь поймут.Поймут,что у них есть непримиримые и беспощадные враги. НО ! -  Это не РУССКИЕ.  Пардон ! Я отвлёкся от темы.И так ,довоенная  Рига блистала.И не только чистотой и вежливостью. Рига была  обильно  снабжена доброкачественными и недорогими продуктами.Всё привозилось с хуторов свежим и натуральным.  И всего было в изобилии. Но главное,что всё это было  доступно  простым людям. За несколько лет прожитых в довоенной Риге я не всретил ни одного  нищего,ни одного  бомжа и  ни одного беспризорного ребёнка.Не было  криминальной обстановки.Хуторянин ненадолго уезжая с хутора дом свой на  замок не запирал.В клямку двери вставлялась палочка и это значило,что хозяина дома нет.И никому в голову не приходило войти в этот дом без хозяина.


Современному   человеку это может показаться неправдой. Но я слишком стар чтобы сочинять небылицы.Я просто хочу сказать современному жителю Латвии как можно жить и жили без замков.И ещё о вежливости в обращении  между людьми.Наверно в ту пору быть вежливым и обходительным было  МОДНО ! Исключительно вежливы были продавцы в магазинах."Мадам !  купите пожалуйста  вот  (Это)  для Вашего мальчика". Эту фразу я часто слышал,когда  гулял с моей Мамой по городу и посещая магазины и многочисленные лавочки.Вежливы  были  даже  лихачи -извозчики  перевозившие пассажиров.Авто-такси тогда было немного. Но я помню какое это было удовольствие ехать в фаэтоне запряжённом резвой и красивой лошадкой.Управляемой  удалым и часто бородатым ямщиком.

В  Риге было много кинотеатров и всяких  театральных заведений.Тут часто гастролировали русские знаменитости  Шаляпин,Вертинский,Лещенко. Выходили русские газеты и журналы. Русская жизнь в ту пору  в Риге била ключом. И это  никому не мешало ни латышам  ни немцам.И как всё это   благополучие можно было порушить? Но порушили. Что бы там ни говорили про Карла УЛЬМАНИСА  он был настоящий хозяин  Латвии. И он не только думал о Ней он для неё и много делал.И ему приходилось нелегко между двумя  монстрами... Гитлером и Сталиным. Но он вертелся как мог и умел  и Латвия жила и процветала.Но всё кончается.И вот  уж  и начало конца.

А началось всё ,как мне кажется, с того  ,что Гитлер  стал отзывать немцев в Германию. Ох как неохотно они уезжали из благополучной и сытой  Латвии.Но для жителей Латвии это было благо.Немцы за дёшево продавали своё имущество.А вот постепенное вторжение совдепии в Латвию  благом быть не могло.Сначала появились военные базы.Ну а потом и  "д о б р о в о л ь н о е" присоединение.С помощью танков добровольно не присоединяют.Иудеи-большевики добровольно никогда и ничего не делали. Нигде и ни когда.Карл УЛЬМАНИС  не оказал сопротивления СТАЛИНУ. Потому,что Карл Ульманис был мудрым диктатором.Он не бросил под советские танки молодых латышских и латгальских парней.Он сохранил    латвийский мужской генофонд.С УЛЬМАНИСОМ Латвии повезло. Но на этом везение и кончилось.

Современные ничтожества и казнокрады в   правлении  Латвии  тому подтверждение.Не хотелось бы   заканчивать свои воспоминания на такой мрачной ноте.Но ничего утешительного для Латвии я в обозримом будущем не вижу..Всего Вам доброго господа и Честь имею.  Вячеслав Чаплинский. Моряк дальнего плавания в отставке.