Сланцы в роли Купчино

Диана Доронина
Сланцы в роли Купчино

7 ноября. День революционный. Вот в нашем дворе (улица Шахтёрской Славы в городе Сланцы Ленинградской области) фильм снимают с утра. Прямо под нашими окнами машины с реквизитом, киношники ходят с таким выражением на лицах, будто совершают дело государственной важности (у всех киношников всегда такой вид, по крайней мере, у моих знакомых точно). И прикид не сланцевский – у сланцевчан, как и водится в провинции, нет такого стильного пренебрежения в одежде. Хорошо и красиво одеваются, даже добротно, но не оригинально. Есть, правда, исключения (вот подруга моя – Елена Алексеева, вот у неё стиль, но не из магазина и не от стилиста столичного, как у киношников).
Снимают что-то про Купчино, про ментов каких-то – а как иначе, у нас сейчас только про это и снимают. Места, правда, малость перепутали. Муж сказал: да ты что, в Купчино фонари сразу украдут, а в Сланцах всё спокойно. Про фонари смешно вышло. Мы-то думали, что это часть программы по облагораживанию сланцевских дворов (вон у нас напротив какие работы развернулись, трудятся над укладыванием откатной плитки не покладая рук!). Типа все жалуются, что ходить по двору страшно – темно, собаки какие-то из-за углов выскакивают. Решили-таки фонари поставить. Только откуда такие старинные взяли? С шахты притащили? На Кушолку же вон притащили ограды древние... Муж ещё и говорит: они что, дураки, поставили на деревяшки эти фонари, оно же сгниёт через месяц при нашем климате. А с утра фонарей нету – в окно не вижу. Звоню мужу на работу, говорю: фонари где? Он: неужели и в Сланцах украли? Потом рассказывает, что это часть реквизита, он выяснил, кино снимают. А мы-то думали... губу раскатали...
Ладно, на соседней девятиэтажке плакат классный висит: «СССР – оплот мира». А что, не так, что ли, было? По крайней мере, киргизы с узбеками не воевали. Теперь все узбеки и киргизы, кто воевать не хочет, тут у нас. И мы тут – бывшие среднеазиатские русские.
Ясна всё возмущалась, чего на площадке горку завесили тряпками какими-то. Я ей говорю: завтра уберут, покатаешься. Она долго стояла и смотрела, как кино снимают. Ничего особенного не увидела и, кажется, разочаровалась. А когда шли домой, разговаривали про «здравствуйте», а молодой мужчина из съёмочной группы подумал, что я с ним здороваюсь, и тоже поздоровался. Я дочке говорю: вот дядя подумал, что мы с ним здороваемся, видишь, какой вежливый, отвечает нам. Она радостно тоже поздоровалась, а он – с ней. Теперь все знают, какие вежливые люди живут в Сланцах. Вот моя деревня, вот мой дом родной… Простите за иронию, просто я не чувствую себя сланцевчанкой, судьба занесла меня сюда как-то случайно. Хотя мои дети здесь родились, и роддом здешний я ни за что ни на какой другой не променяла бы. Но мне всё время кажется, что как в Киргизии я была временно, так и в Сланцах. Хотя мне здесь нравится, лукавить не буду! Вот дочка моя уже говорит: я – сланцевая. Значит, и я фрагментарно сланцевая.
А ещё они, киношники, под «Градусами» (это магазин такой мерзкий в Сланцах есть, ещё тот «Шапито») – там машины, фургоны. Все идут, всем интересно. Как в цирке.
Впечатления дня 7 ноября. Конечно, сейчас в моей жизни перебор детского, сейчас так нужно. Но и впечатления нужны. Да ещё воспоминания нахлынули из питерской жизни. Как мы с киношниками на выборах подрабатывали – я и моя подруга Анна Соловьёва.
Да и просто – люблю я кино. Только не про ментов. Другое кино я люблю обычно.

Ещё немного о съёмках и воспоминаниях. После обеденного сна мы с Ярославчиком повели Ясну на хореографию в шестую школу (у Натальи Ивановны Богинской уже второй год занимается). Из подъезда мы выходили с небольшим приключением: снаружи как раз мостили декорации. Наша железная дверь с кодовым замком не соответствует эпохе 1980-х годов, её прикрыли деревянными панелями – имитацией подъездных дверей того времени. И действительно, я вспомнила, что тогда двери красили такой краской, ещё иногда зелёной. Так как мы выходили с коляской, чуть не снесли киношников с их имитациями. Но они нас вежливо выпустили наружу, а то я заволновалась, что мы опоздаем ещё. Внутри пахло краской. Нет, читатель, ты не о том подумал. Это не из-за коммунальной службы по содержанию и ремонту дома (ООО «ВИРА сервис»). Это те же киношники спешно красили дверь в колясочную – она-то деревянная, но не того цвета. Зато теперь у нас обновлённая дверь, не ободранная. О боже, неужели всё-всё они с собой прихватили-привезли? На все случаи съёмок?
Дочка снова заинтересованно смотрела, как же будут снимать кино. Тем более по двору ходили люди в советской милицейской форме, женщина с колясочкой. Правда, коляска всё же не совсем по-советски выглядела, как мне показалось. Яся смотрела, пока я усаживала Ярославчика, а потом как раз нас попросили уйти за угол и смотреть оттуда, а то в кадр попадём. Причём дети у меня замечательные (сказала женщина в мегафон), но увы. Конечно, к 1980-м они отношения мало имеют, только через меня по связи времён. Я-то как раз росла в восьмидесятые. О, как мне снова захотелось попасть хоть на денёк в своё детство! Где были мама и папа. И так совпало ведь, что съёмки шли в день, когда мой бедный папа не вернулся к нам уже больше никогда. А пришёл как раз участковый в такой форме, как была на актёрах, и сочувственно сказал маме, чтобы она крепилась, – папу убили бандиты.
Мы спешили на занятие. И смотреть на съёмки не было времени. За углом мы встретились с Леной Алексеевой и Женечкой, которые проводили нас до шестой школы.
А Купчино? В Купчино я была раза два или три. И один раз в гостях у Константина Арбенина. Мы обсуждали выпуск музыкального диска «Зоны полётов», на котором размещена песня «Охота на сук» коллектива «АБК» (Арбенин, Башаков, Комаров). Это было незабываемое общение!
Я знаю, что Костя уже не раз бывал в Сланцевской библиотеке, но я каждый раз не попадала на мероприятия и так и не повидалась с ним.
Сегодня кина нет! Осталось только сумбурное пока воспоминание. Да столб от фонаря, посыпанная дорожка и покрашенная дверь (за что огромное человеческое спасибо всем представителям съёмочной группы). Ну и теперь нам нужно гордиться, что наша улица и наш дом (улица Шахтёрской Славы, дом 5) вошли в киноисторию. И вообще – в ИСТОРИЮ!!!

7-8 ноября 2017 года

P.S. «Город Сланцы на три дня (5, 6 и 7 ноября) станет съёмочной площадкой, а наши земляки примерят на себя роли прохожих, парней-тунеядцев, милиционеров, оперативников и врачей скорой помощи. Городские улицы, дома и дворы выступят в качестве антуража для новой картины режиссёра-постановщика Арменака Назикяна «Купчино», старт съёмок которой пришёлся на начало ноября. Для съёмок в городе Сланцы задействованы порядка 80 человек. В главных ролях – актёр театра и кино, заслуженный артист России Алексей Кравченко, известный широкому зрителю по телесериалу «Братаны». Действие картины вернёт зрителей в далёкие, но незабытые 80-е...» («Знамя труда», 6 ноября 2017 года).