он и она

Яков Нудель
Он и она


Cамые  ранние упоминания о саде можно встретить в Библии, и еще раньше – в Торе.  Но сады неплохо  существовали еще в доторный период.
Именно такой сад достался им – запущенный и брошенный  кем-то клочок каменистой земли. Много лет они трудились на этой земле. Сначала извлекли остатки строительного материала из почвы.  Затем настала очередь камней. Как Адам и Ева обрабатывали они свой участок. Она вспоминает:
 « Построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Посадить дерево – не проблема, а вот выкорчевать старое дерево – это труд.  Все деревья на участке оказались старыми. Одна лишь черешенка была недавно посажена, но ведь ее никто не поливал. Вдобавок ко всему зайцы ее изранили. Вот сохранилась фотография от прежнего хозяина.  Пришлось лечить, замазывать раны садовым варом. И она окрепла! Он формировал дерево по мере роста внука. Ветка за веткой. Оставлял лишь те, на которые должна была опереться нога мальчишки.
- Это не просто дерево,- говорил он внуку,- это твоя стартовая площадка в мир.
Внук, готовясь к старту, помогал деду. Носил штахетины для ремонта забора. Каждая планка была выше его, а все вместе преображали внука в маленького ежика. 
И вот сейчас черешня разрослась на весь участок, угощает плодами всех соседей и их знакомых.  А самую вершину облюбовали птицы. Ведь у черешни два названия – сладкая вишня и птичья вишня.
Вот раньше была на телевидении такая программа «Наш сад». Ведущим был… она никак не могла вспомнить фамилию. Ну да ладно, «компьютер» включился и фамилия всплывет. Так этот ведущий большую помощь оказывал садоводам- любителям. Да  и профессионалам тоже. Ямы для посадки плодовых деревьев сам копал, саженцы любовно выбирал и вместе с удобрением закапывал. Видно даже было как он этот навоз- перегной любит. Нюхал, чуть ли на вкус пробовал. Деревья обрезал правильно, с вредителями боролся и многое прочее…  Каждый выпуск этой программы они ожидали с нетерпением.
А сейчас времена другие и название программы другое «Фазенда». Там показывают фазенды успешных известных людей. Симпатичный такой популярный киноактер Колесников принимает заказы от хозяев на реконструкцию их владений.  Затем приводит дизайнеров и исполнителей.
По завершению всех работ приглашает хозяев и под восторженные охи и ахи вручает им рекламную уточку. Пластмассовую, конечно. Разве из этой программы узнаешь, как защитить газон от нападения енотов, которые повадились портить газон?  Газон – это его детище,  которым он всегда гордился. Разумеется, есть и ее доля. Ведь, кроме енотов, нужно было бороться с ромашками, маргаритками и другим луговыми цветочками, которым на садовом газоне не место. Сейчас подстриженная травка напоминает ей головку Деллы из рассказа Генри «Дары волхвов». Она в канун рождества состригла свои роскошные косы, чтобы продать их и подарить своему  Джиму платиновую цепочку для его золотых часов. Делла рассталась со своими роскошными волосами, а мне предстоит расстаться с моим садом.
Вот, вспомнила точно. Борис Попов был ведущим. И даже эту передачу вспомнила «Как сберечь картофель». О газоне тогда не было речи. И даже на программе «Фазенда»  о газоне не говорят. Вот в интернете одна дама рассказывала, как ей удалось посадить английский газон в Лондоне на своей вилле. Как она управилась с этим трудным делом с помощью бригады английских садовников. И на это дело ей потребовалось несколько лет! И это только посадить. Пусть судьба подарит ей возможность вырастить этот газон. Ведь известно, что для того, чтобы вырастить настоящий английский газон потребуется триста лет. И десять поколений садовников.  А тут у меня имеется один-единственный любимый свежепостаревший муж. 
Он все еще крепится, не сдается. Но вот недавно покачнулся на стремянке, напугал  здорово. Это был лишь первый тревожный сигнал.
Некоторое время он не подходил к стремянке. Но вершина черешни загустилась и стартовую площадку внука трудно было различить. Он взял ножовку и взобрался на дерево. Отпилил эту ветку и вместе с ней стал падать вниз. К счастью, зацепился за какой-то сук…
И я тогда решилась на этот тяжелый шаг. Написала объявление о продаже сада.
Я почувствовала себя Деллой из рассказа Генри.
Повесила объявление на калитку, а ночью не могла уснуть. На следующее утро увидела, что объявление исчезло. Я решила, что это сделал сосед, который не хотел прощаться с нами.  Но повторилось все во второй и в третий раз. Я решила, что это значит – не судьба. Больше объявлений не писала,  стала внимательней опекать своего Адама. И он перестал затрагивать тему продажи сада…Наверняка, почувствовал себя Джимом, дарящим своей Делле гребешок из черепашьей кости.
Сидел на веранде и что-то писал. Он говорил, что сочинительство – это болезнь. Хотя многим нравились его рассказы. Но он не активно занимался продвижением своего творчества, скромничал. Хотя сейчас скромность и порядочность – это такие качества, о которых нужно кричать во весь голос – иначе не заметят.
Недавно Адам вручил мне конверт с надписью: «Завещание. Вскрыть через год после моего ухода». Ишь, чего придумал. Эта шутка мне не по душе. Чтобы я год потом дожидалась. Мы ведь живем сегодня».  Конверт, однако очень большой.  Не конверт, а целая бандероль. Что же он упаковал в этот конверт с названием «Завещание»?  Полное собрание сочинений?  Или, возможно, начал писать мемуары?  Хотя всегда утверждал, что у мемуаристов недостаточно воображения, чтобы писать художественно. Это с одной стороны. А с другой стороны им не хватает честности и смелости, чтобы писать правду. Ни тем, ни другим он не страдал. Что же он придумал?
И она решилась на этот шаг – вскрыла конверт  в его отсутствие.
- Ничего страшного я не совершаю,- утешила она себя.  – Он ведь всегда читал свои рассказы именно мне, первой. А потом вместе редактировали их.
Но вот  в этом последнем произведении «Завещание» ничего редактировать не довелось. Она увидела свои объявления о продаже сада. Все три.