Прорицатели
Эта встреча случилась у меня в теперь уже далеком 89- году, на закате правления Горбачева. В очередной командировке в Среднюю Азию.
Туда, а именно в Узбекистан, наша бригада Прокуратуры СССР прилетела с очередной проверкой.
На слуху в то время была следственная бригада Тельмана Гдляна, выявившая повальную коррупцию в этой хлопковой республике.
Многих ее партийных и прочих руководителей посадили, изъяв у тех изрядное количество золота и дензнаков, а на их места назначили других. Честных и принципиальных.
Вот мы и прибыли. Проверить их работу.
Начали с Ташкента, затем бригадир направил меня в Самарканд, а оттуда, спустя неделю, я выехал в Каракалпакию.
Прокурор автономии, этнический узбек, оказался преклонных лет мужчиной и готовился к отставке. По виду он был настоящий «Хотей», такой же упитанный и добродушный.
За давностью лет имя тогдашнего коллеги стерлось из памяти, так что с разрешения читателя назову его Шухрат. Это не суть важно.
Как водится на Востоке, в ближайшую субботу я был приглашен к Шухрату в гости. В родовой кишлак, находившийся к югу от Нукуса.
Отправились мы туда поутру, за рулем черной «Волги» сидел сам прокурор, а я сбоку. Вскоре областной центр скрылся позади, у горизонта зажелтели Каракумы, спустя полчаса мы достигли цели.
Кишлак раскинулся в зеленой долине (был июнь) среди высоких пирамидальных тополей, виднелись плоские крыши.
На въезде мы пропустили баранье стадо, гонимое в степь несколькими пастухами, миновали что-то наподобие склада и выехали на главную улицу.
Она состояла из глинобитных, впритирку друг к другу, домов, с высокими глухими дувалами и арыком вдоль них, по которому текла вода. Чистая и прозрачная.
В середине имелось белого кирпича одноэтажное здание с выцветшим красным флагом на фронтоне, а за ним, под старыми раскидистыми чинарами, второе, с вывеской «Чайхана», на открытой террасе которого дымил самовар и сидели несколько благообразных стариков в халатах.
- Это у нас типа клуба, - пояснил Шухрат, - и место отдыха аксакалов.
При виде автомобиля старики приложили руки к груди, а он солидно кивнул в ответ головой.
- Уважают, - подумал я. И кивнул тоже.
За чайханой был поворот, мы свернули в него и оказались в переулке. С такими же глухими дувалами и тупиком впереди. В который были врезаны железные ворота.
У них автомобиль встал, дважды просигналив, через пару секунд полотно с лязгом покатилось влево.
«Волга» въехала в открывшийся проем, вроде короткого тоннеля, где Шурхат заглушил двигатель и мы вышли из машины.
Внутренняя часть усадьбы впечатляла.
За проемом имелся обширный, высоко крытый волнистой черепицей двор, ограниченный с двух сторон монолитом дома, летней кухней и еще какими-то постройками, в центре которого располагался невысокий, с вычурными деревянными бортиками помост.
На нем радовали глаз яркий ковер и разного цвета сафьянные подушки.
Рядом с помостом журчал арык, забранный в бетонную канавку, исчезавший в дальнем конце двора, за которым просматривались деревья сада.
Но самой колоритной была встретившая нас группа.
Правофланговой стояла смуглая, с раскосыми глазами женщина, а рядом с ней пять девочек. Старшей, лет шестнадцать, остальным меньше. Все в национальной одежде. Торжественные и серьезные.
- Знакомься, - сказал Шухрат, когда мы подошли ближе - Это часть моей семьи.
После этого представил жену, а затем дочек. Имя последней забыл, что вызвало общий смех и разрядило обстановку.
Затем хозяин предложил посмотреть дом, который с его слов построил еще его дед. Это было интересно.
Мы направились к высокому крыльцу, а жена с детьми тут же бесшумно исчезли.
Поднявшись по ступеням, Шухрат снял с ног обувь (я последовал примеру), мы вошли в приятную прохладу.
В доме было шесть, с высокими потолками комнат, самая просторная - гостевая. Стены беленые известкой, в их нижней части несколько глубоких ниш со старинного вида, окованных медью сундуками.
Пол во всех комнатах покрывали мягкие ковры, мебели было немного. Зато в гостевой стояли импортный телевизор «Панасоник» и музыкальный центр. В те времена редкость.
После осмотра вышли наружу, и я обратил внимание на несколько деревьев во дворе, росших вдоль стены дома. Толстые, крученые стволы без веток, исчезавшие в отверстиях черепицы.
- Что за сорт? Никогда такого не встречал, - спросил у Шухрата.
- Это не дерево, виноградная лоза, - значительно сказал хозяин.- Посадил его мой дед. А завез ее в наши места Александр Македонский.
- Однако! - удивился я, цокая языком, и уважительно потрогал одну. Темную и шершавую.
Затем мы прошли в конец двора, откуда вкусно пахло, свернули за угол дома, и я увидел что-то похожее на здоровенный, кувшин из глины.
Над ним дрожал горячий воздух, а у отверстия сбоку, орудовала хозяйка.
Рядом находилась старшая дочь и принимала на поднос, извлекаемые оттуда, золотистого цвета пупыристые лепешки.
- Это называется тандыр, - звонко, похлопал по «кувшину» Шухрат, а я с интересом стал наблюдать процесс. Он заключался в следующем.
Хозяйка шлепала на внутренние стенки печи тонко раскатанное сырье, и вынимала готовый продукт. Ловко и привычно.
Когда высокая горка завершилась последним, женщины все унесли, а потом издалека прожужжал звонок.
- Тесть приехал, - сказал Шухрат.- Нужно встретить.
А в открывшиеся ворота двора, уже въезжал на тонконогом жеребце старик. Словно сошедший с картины Верещагина.
Его голову венчал белый тюрбан, одет аксакал был в синий халат, на ногах мягкие из сафьяна сапожки.
Впереди седла был приторочен туго набитый хурджин, сзади живой барашек.
Гостю помогли слезть с седла, после чего я был ему представлен, а спустя короткое время, мы втроем, поджав под себя ноги, сидели на помосте за низеньким столом или как его зовут в Азии - дастраханом.
Он впечатлял изысками узбекской кухни.
Здесь были исходивший душистым паром плов, теплые лепешки, с каплями росы овечий сыр, а к ним разнообразная зелень и фрукты. В центре стояли две запотевших бутылки водки.
Супруги с детьми, за столом не было. Таков обычай на Востоке.
Для начала зять с тестем пробормотали короткую молитву, опустив глаза вниз и мазнув ладонями по лицам (я проникся моментом), затем Шухрат откупорил одну бутылку и разлил по пиалам водку.
Аксакал принял свою, чуть подумал, и на ломаном языке сказал, - за дружбу узбеков и русских.
Выпили, после чего отдали дань плову, оказавшимся необычно вкусным. Далее повторили и перешли к закускам.
Завязался разговор, во время которого я узнал, что аксакалу девяносто лет, и он живет в соседнем районе, где разводит овец. Раньше был председателем колхоза.
А еще старик оказался народным сказителем и певцом, называемым у каракалпаков «бахши». И по просьбе зятя согласился показать свое искусство.
Шухрат что-то крикнул на своем в сторону летней кухни, оттуда выскочила одна из девочек и принесла из дома смычковый инструмент, именуемый гиджак. Он был шаровидной формы, с тремя струнами на длинном грифе.
Аксакал взял его из рук внучки, пристроил на коленях стоймя и, пользуясь смычком, настроил.
Затем, подняв выцветшие глаза к небу, под тонкие скрипучие звуки, затянул высоким голосом песню. Временами она прерывалась речитативом, а потом лилась вновь. Унося куда-то вдаль и убаюкивая.
Когда спустя время бахши закончил и отложил инструмент в сторону, Шухрат рассказал о содержании.
То была старинная эпическая песня каракалпаков о скитаниях их народа. Обретшего покой в Узбекистане.
Вслед за этим мы выпили за народ (разговор продолжился), и как-то незаметно возникла тема хлопковых дел. Московской бригады Гдляна.
Оба моих собеседников ее не одобряли.
Я попросил пояснить, почему так, и Шухрат сказал следующее.
- Ваши ребята прошли по нашим местам, как когда-то воины Искандера - забрали бакшиш, посажали в зинданы партийных баев и исчезли. А сейчас на их места пришли новые и делают то же самое. Декханам дали немного земли, но ее снова отберут, и все вернется на круги своя.
- Иншаллах, - погладил седую бороду аксакал.- Вернется.
- Взять, к примеру меня (продолжил Шухрат). Мои деды и прадеды были баи и курбаши. Я - прокурор, брат - начальник райотдела КГБ. Наши сыновья уже сейчас на хороших постах, в том числе и у вас, в Москве. Такими же будут и наши внуки. А вот декхане так и останутся на полях с мотыгами.
Скажу больше. После разгрома басмачей, в двадцатые годы, многие наши баи и курбаши, с семьями ушли отсюда в Афганистан, в том числе и мои родственники. И все это время они исправно получают свою долю бакшиша с наших полей, стад и виноградников. Так определено Аллахом и так будет всегда.
- Воистину так, - величаво кивнул старец.
А спустя короткое время, нашу бригаду отозвали в Москву.
В Ферганской долине началась этническая резня, в том числе русских.
Все возвращалось на круги своя. Как предрекли те мои собеседники.
© Copyright:
Реймен, 2017
Свидетельство о публикации №217120101211