Недуг Заура и анормальный Ахмед

Мариф Кадимов
Заур, мой добрый знакомый, при разговоре иногда заикается. Когда я спросил, откуда у него эта проблема, он испытующе посмотрел на меня и промолчал. Тогда я вспомнил, что у меня есть знакомый специалист, психолог и логопед в одном лице. Он может помочь, но ему будет важно знать, что послужило первопричиной недуга – испуг ли, травма или что-то еще? Заур сказал, что он посещал в свое время врачей, но особых результатов не достиг, поэтому не верит на избавление от недуга. Но свою непростую историю из детства он, все-таки, рассказал. Видя, что это ему дается непросто, я больше не стал задавать ему никаких вопросов. Только выслушав рассказ, попросил у него разрешения опубликовать эту историю, предварительно изменив имена героев. На что он согласился.
Во время летних каникул после четвертого класса, как-то вечером, Заур с ребятами гонял мяч в школьном дворе. Его подозвал Ахмед, дальний родственник, который уже года три, как закончил школу. Он попросил Заура пойти с ним в горы и помочь пригнать в село баранов. Заур согласился. По пути тот завел длинные разговоры, из которых выходило, что «этот дядя» идет за чужими баранами, или, проще говоря, идет воровать их. Когда Заур это понял, он захотел вернуться. И тогда родственник стал давить на него: «Что, боишься, что ли? Ты кто, мужчина или баба?». И так далее, в таком же духе. В конце концов, пацан поддался его давлению. Они направились в сторону заранее намеченного Ахмедом места, где, рядом с большим белым камнем, отдыхала небольшая отара. Из-за облаков звезд на небе не было, но ночь была не совсем темная - от белого тумана снизу, из поймы реки исходило немного света. Это позволяло им не терять друг друга из виду. На некотором расстоянии от намеченного места они остановились. Осмотревшись вокруг, ничего подозрительного не заметили. Подождали еще час. Потом, сделав большой круг, они приблизились к отаре со стороны камня. Дальше Ахмед пошел один, без Заура. Заур спрятался в кустах, сердце его отдавалось ударами кузнечной кувалды. Через пять-семь минут вернулся Ахмед с бараном на плечах. Он положил его рядом с Зауром и велел ему крепко держать за задние ноги. Это несложно было делать, так как бараны в отаре оказался молодыми, годовалыми. Родственник сказал, что с отарой нет собак, а чабан храпит под буркой. И показал Зауру место, метрах в десяти от них, где под буркой спал чабан. Прислушавшись еще раз к тишине, мальчишке показалось, что он, сквозь удары собственного сердца, слышит и звуки храпа чабана. Затем Ахмед снова пошел в сторону отары. Когда он сравнялся со спящим чабаном, тот вдруг сделал резкое движение. Ахмед тут же наклонился и двумя руками схватил с земли камень, чуть меньше футбольного мяча и прицелился в голову спящего. На некоторое время он застыл в этой позе. У наблюдавшего эту картину Заура, в этот момент ноги стали ватными, а руки прилипли к ножкам барана. Но, к счастью, чабан не проснулся, а всего лишь повернулся на другой бок и продолжил храпеть…
Что было дальше, Заур помнит отрывками. Когда родственник вернулся со вторым бараном, он уже не мог встать, а руки – будто были приклеены к ногам барана. Тот еле разжал их и с трудом поднял Заура на ноги. Они постарались как можно бесшумно отойти от места преступления. По дороге Заура охватила сильная дрожь. Он никак не мог отделаться от картины с родственником, целившим камнем в голову спящего. Единственный вопрос, который он смог задать ему на обратном пути, что бы тот сделал, если бы чабан проснулся? На что тот ответил, что ударил бы не глядя... «Ну, ты сам представь, если бы нас поймали, на нас, как на воров, все сельчане стали бы показывать пальцем. Как ты думаешь, что лучше?» - обосновывал он свой ответ.
После случившегося, Заур много ночей подряд не мог спать, а если и засыпал, во сне его мучил образ человека, готового ударить его камнем по голове. С того дня он стал заикаться. Про истинную причину этого, про тот ночной кошмар он до сих пор никому не рассказал, даже родителям.
Эта невероятная история Заура меня поразила. Я задумался над тем, где же находятся корни жестокости и цинизма, позволяющие таким, как Ахмед, покушаться на жизнь человека? Вспомнив эпизод из детства, связанный с его семьей, мне, в какой-то момент казалось даже, что я близок к ответу.
Дело том, что однажды моя покойная мать пришла домой вся на эмоциях, в сильном возмущении. Она не могла найти себе место! Оказалось, что в разговоре сельских женщин, одна из них, далеко уже немолодая, высказалась в том смысле, что в ее семье не могут жить без харама! Харам им очень, даже, подходит! Вот так. Ни прибавить, ни убавить. «И тут, - рассказывала мама, - мои соседки растерялись от неожиданности такого заявления, не знали, что и ответить. Но я не выдержала, пристыдила ее принародно, сказала ей, что таким, как она не место среди людей, она не достойна того, чтобы ей руку подавали. После этого я отвернулась и ушла». Вот в такой семье воспитывался родственник Заура, - Ахмед, которого, кстати, давно нет на этом свете.
Возможно, воспитанием в семье, где харам обычное явление, и объяснялось воровское поведение Ахмеда. Но готовность к покушению на жизнь человека – очевидно, это нечто более серьезное, выходящее из ряда вон. Похоже, здесь ответ надо искать в другом месте – может быть, в практике правоохранительных органов или у специалистов психологов (психиатров?).
Может мой знакомый психолог (и логопед в одном лице) разберется в этом и, за одно, поможет нашему Зауру?
Дай-то бог!