Глава 5. Мистика и Смоктуновский

Галина Коревых
     В какие-то моменты своей жизни я, казалось, попадала ненадолго в мистический мир,  где ход времени можно было изменять мыслью, искривляя пространство,  сдвигая границы государств, играя бюрократическими решениями.
Речь идёт о совершенно конкретных событиях.

     Чтение, в которое я втянулась лет с семи, стало моей отрадой в юношестве. Потрясение от Шекспира, фильма “Гамлет” со Смоктуновским в пятнадцать лет было столь мощным, что привело в движение неведомые силы, перенеся  и поставив однажды в реальности перед любимым артистом.  Далее в течение жизни ещё дважды со мной  случались невероятные и необъяснимые вещи,  каждый раз в результате пережитых сильных  потрясений.   После них человек,  которого я стремилась увидеть,  неожиданно оказывался передо мной,
   
    Итак, в семнадцать лет, выйдя впервые в жизни на работу знойным августом 1965 года, через три дня я дезертировала.   Было велено отнести документы  в контору, название которой казалось  мне шуткой сатирика: “Промимпортторг”.  Все было нелепо в том бюрократическом мире.
- Это – входящие, а это – исходящие, - начала в первый день инструктаж  тихая мышка, уходившая в отпуск и передававшая мне дела.  Слова эти вызвали у меня бешеный смех: “Входящие – исходящие”.   Но потом интересной оказалась экскурсия по башням и подземельям  высотки на Смоленской – я должна была запомнить все сложные маршруты внутри нее и по городу.  Ступив на ковровую дорожку пятого этажа  МИДовской высотки, где сидел министр, я почти  выросла в своих глазах.
    
     К счастью, в тот день на мне не было  разрисованных гуашью балеток с черепами.   На Смоленке  шуток не понимали:  рассказывали, что милиционеры на входе утром заворачивали даже женщин в брюках, а потом на собраниях делали оргвыводы,  - навешивали  взыскания  модницам.
      
    …Но  вот пришел третий день моей трудовой жизни.  Уже не смешны были канцелярские слова и менее весело было бежать   вниз по раскаленному   переулку к   нынешней Варварке,  с пачкой бумаг.  На углу улицы и площади стояла толпа зевак.  У неподвижного троллейбуса на свободном от людей пятачке разместилась кинокамера, направленная на невзрачно одетого актера в рыжем парике и грубом, кирпичного цвета гриме.   В толпе охотно пояснили: "Тот, в рыжем парике - Смоктуновский, снимают фильм "Берегись автомобиля".
    
     Шок был  силён. Два дня я простояла в кольце зевак, не веря происходящему. Сделала пару снимков фотоаппаратом "Смена", подошла вместе со всеми за автографом. Работа была забыта напрочь, как и два года спустя в Питере, когда пришлось бросить её в самый пик аврала и, унижаясь, ждать часами обещанного билета в БДТ на вторую постановку "Идиота" с этим великим артистом в главной роли.

     Никогда, вероятно, я не буду до конца откровенной, то ли словесно достаточно выразительной, чтобы объяснить таинственную связь с внутренним миром этого актёра, потрясшего меня и определившего надолго стиль и содержание моей собственной жизни. Была все же энергетическая нить, протянувшаяся от его работ к моей судьбе.

     Финальные кадры «Берегись автомобиля» снимались на мосту в ста метрах от аудиторий, где я в то время грызла науку, неся в душе неотступно образ Гамлета.Институт наш давно уже выселили на юго-запад. Там, где мы учились, теперь находится Дипломатическая академия.
Последний раз я видела устало шагающего Смоктуновского у Никитских ворот летом в последний год его жизни.

     Познав многое и избавившись от иллюзий, я все же не перестаю задаваться вопросом: какие тайные силы, поняв мою страсть, составили географию тех съёмок, пересекая с ними мой путь. Зачем сделали они это и отчего трижды за мою жизнь поступали так же, саркастически наблюдая за моим восторгом. Банально: я вглядывалась в бездну, а она - начинала вглядываться в меня.

     Мне удалось увидеть много кино работ и театральных постановок с его участием, но  более всего Смоктуновский потряс меня в трёх фильмах (повторюсь: "Гамлет", "Берегись автомобиля",  "Дядя Ваня” Кончаловского) и двух театральных спектаклях: "Идиот" в БДТ и "Господа Головлевы" во МХАТЕ, когда волосы шевелились от происходящего на сцене, и зал сошёл с ума, не понимая, что за чудо только что произошло и не желая расходиться в конце...
     Продолжение: http://www.proza.ru/2017/12/17/776