8. Безумие...

Фокас Владимир
ПИСЬМО  ВОСЬМОЕ - БЕЗУМИЕ.

НОРМА, БОЛЕЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ.

«Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (св. ап. Павел).

И вновь вставал, от слабости шатаясь,
И снова брел, о камни спотыкаясь,
И снова видел ложь, вражду и кровь,
Насилье, смерть, предательство, любовь,

Тщету всего и всякого пути,
И вечный крик: "Прости Господь! Прости!!"
Я видел Ад во сне и наяву...
Безумен я иль мир, где я живу?

(Фокас В.М.)

«Иные миры существуют. Они рядом с нами. Каждые сорок секунд один из жителей Земли уходит в такой мир. Каждые сорок секунд чья-то жизнь круто и необратимо меняется. Пока вы читали эти строки, с кем-то это уже произошло. За то время, что вы будете читать эту книгу, тысячи судеб изменятся. Тысячи людей откроют для себя новую, неведомую ранее реальность. Тысячи новых миров начнут странствие в зыбкой пелене времени.

Это будут удивительные миры. Среди них будут невероятные, шокирующие реальности иных измерений и фантастические страны, населенные диковинными существами; парадоксальное бытие, где переплетаются пространство и время, миры мистических и религиозных явлений, жестокие миры смерти, насилия и ужасающих трагедий.

Это похоже на захватывающий роман, на удивительный, потрясающе яркий и реалистичный фильм. Но при этом есть одно отличие. Принципиальное отличие. Всё это происходит на самом деле. Это происходит с живыми людьми. Людьми, живущими рядом с нами. И до того, как это с ними произошло, они жили обычной жизнью, строили планы на будущее и верили, что с ними ничего подобного не случится.

Но судьба выбрала их. Те, кому выпал жребий жить в иных мирах, не в силах ничего  изменить. Эти люди не могут захлопнуть свою книгу, выключить телевизор или выйти из кинотеатра. Они обречены пройти свой путь. Путь боли и страданий, невероятных превращений и удивительных откровений, взлётов и падений, рождения и смерти.

Сегодня их шестьдесят миллионов. Они здесь. Они рядом. Они среди нас. У каждого из них — свои миры. Удивительные, загадочные, таинственные, не похожие на то, что мы видим в обычной жизни. Миры иных реальностей и иных измерений. Миры удивительных превращений и грандиозных событий. Миры на пределе чувств и переживаний, миры экстатической радости и невиданного духовного подъёма, миры величественной драмы и глубочайшей трагедии.

Этот мир совершенно не похож на привычный нам мир повседневной реальности. Различия столь фундаментальны, что впору говорить о существовании параллельных миров — реального мира и множественных его искаженных отражений. Целых вселенных со своей логикой, законами,  принципами существования,  прошлым, настоящим и будущим. Законы реальности тут не действуют. Эти миры живут, подчиняясь собственным, неведомым нам принципам — появляются, вспыхивают, исчезают и снова появляются.

Что это — болезненный артефакт или уникальная способность проникать в самые глубины видовой, генетической, а то и вселенской памяти?  Существует ли загадочная «ось сверхсознания» и обладают ли «странные люди» редчайшей способностью видеть и слышать то, чего не видят и не слышат люди обычные, проникать в иные, неведомые и недоступные нам пространства?»

(Гнатишин Н.С., Белова А.А. «Иные миры. Королева безумия.»)

Может показаться, что перед нами текст очередного эзотерического откровения  либо что-то из области метафизики. Ничего подобного. «Иные миры» - книга, повествующая о королеве безумия - особом измененном состоянии сознания, именуемом шизофренией.

Скажу честно, мне не очень хотелось касаться этой предельно сложной и деликатной темы. Ведь люди во все времена старательно избегали ее, боялись говорить о ней или делали вид, что такой вещи, как безумие, не существует вообще. Или существует где-то там, вне нашей обычной жизни, вне нашего разума и понимания. Во всем этом много как истинного понимания, так и темного суеверия с элементарным страхом всего непонятного и необъяснимого. Помните: «Не дай мне бог сойти с ума, нет, легче посох и сума».

А говорить все же придется. Слишком много в сегодняшнем мире такого, что не поддается никакому разумному объяснению и противоречит логике мирового развития. Слишком много того, что может быть расценено лишь как коллективное помешательство, как эпидемия мирового безумия с параличом даже такого мощнейшего инстинкта, как инстинкт самосохранения.

Такое положение дел скрывать уже невозможно, поэтому тема приближающегося апокалипсиса и конца человеческой истории звучит все чаще и чаще. Ученым пришлось вспомнить, что человечество - не только социальная, но и биологическая общность, в которой массовое самоубийство целых популяций отнюдь не редкость. Знают о возможности подобного исхода и все без исключения религии, многое могут поведать история и наука.

Альтернативой гипотетической психической эпидемии выступает вполне реалистическая концепция организованного и тщательно спланированного управления общественным сознанием, или так называемая «теория заговора». Параноидальная сама по себе, она в то же время является отражением истинной паранойи, охватившей весь мир. Разница лишь в том, кого видят в роли «кукловодов» - антихриста, мировое зло, вмешательство внеземных цивилизаций, мировое тайное правительство, союз крупнейших промышленных и финансовых корпораций, заговор масонов и т.д.

И если ранее все внимание было обращено на коллективное бессознательное и надсознательное, то главный объект сегодняшних исследований - это массовое сознание и сознание человека массы. Они связаны прямой и обратной связью,  взаимообусловлены и взаимозависимы. Они порождают все бесчисленные взаимоотношения в мире, в том числе социальные, экономические, политические, идеологические и религиозные. Под массой (массами) подразумевается недифференцированное людское множество, характеризующееся отсутствием различий, однообразием, бесцельностью, отчуждением, недостатком интеграции

Сознание человека массы - это то, что уже несколько выходит за рамки традиционного понимания личности. Это особый социально-психологический тип. Воплощающий его «всегда довольный сам собой, своим обедом и женой» обыватель — продукт предыдущего социально-исторического развития.

Появление человека массы было запрограммировано и неизбежно. Он столь же присущ современной цивилизации, как и ее прогрессивные завоевания. Примитивность, убогость мысли, посредственность, узость интеллектуального горизонта, духовная ограниченность, воинствующая нетерпимость к «иному», самовлюбленность и прочие неблаговидные черты совмещаются в нем с уверенностью в том, что «он имеет право» на обладание всеми благами, добытыми человечеством в прошлом и в настоящем, что ему должны их предоставлять по первому требованию.

Именно такой «антропологический тип» культивируется во всем мире последние полвека. Поразительнее же всего, акцентирует внимание Ортега-и-Гассет, что подобный психологический тип широко востребован. Позиция «избалованного ребенка» делает его хорошо управляемым: он внушаем, его легко шантажировать и, используя попеременно то «пряник», то «кнут», подталкивать в нужном направлении.

Именно из этой массы и выводится некая среднестатистическая норма, ориентированная не на лучших, а на худших представителей рода человеческого. Они ближе всего к биологическому и наиболее далеки от разумного, культурного и духовного, и именно они в первую очередь становятся жертвами и одновременно носителями всех видов коллективного помешательства.

Содержание массового сознания может быть определено практически как бесконечное, если попытаться предвосхитить все возможные варианты возникновения тех или иных идеологизированных и психологизированных масс людей в рамках как отдельного общества, так и человеческой истории в целом. Именно это определение – БЕСКОНЕЧНОЕ - и наталкивает на самые серьезные размышления.

Первое. Общее – всегда сумма индивидуального, а сама личность и ее внутренний мир бесконечны по определению.

Второе. Личность, ее жизнь  и ее сознание – особая многоуровневая  реальность, категорически не ограниченная строгими рамками не только «здесь и сейчас», но и «не здесь и не там», «не сегодня и не вчера».

Третье. Вливаясь в коллективное сознательное и коллективное бессознательное, она получает возможность вхождения в альтернативную, дополненную и виртуальную реальность, переходя из определенного и реального в вероятностное и неопределенное, бесконечное и вечное.

Четвертое. Наряду с понятиями общественного и массового сознания, общественного здоровья и болезни чрезвычайно важным являются также качество коллективного разума и индивидуальной разумности. Поэтому попробуем разобраться в том, что такое эта самая индивидуальная разумность.

Пятое. При таком подходе определение «нормы», а также тесно связанными с ней категориями здоровья и болезни становится трудным, если не невозможным вообще. И личность, и общество здесь могут «заболеть» как прошлым, так и будущим, как «доброй», так и «злой» идеей, достичь как небывалого прогресса, так и глубочайшего  упадка.

Если же посмотреть на эту проблему более широко, то легко увидеть - любая общность, стоит лишь ей появиться на свет, немедленно вступает в процесс  осознания себя, своего места в мире, определяет свой центр и периферию, а  также вырабатывает некую «норму», обеспечивающую ей стабильность. То есть мало просто появиться в пространстве, необходимо правильно разместиться в нем, обрести устойчивость и лишь затем переходить к следующему этапу.

Затем оказывается, что эти «нормы» существуют для всех случаев жизни, но они теперь выступают как ПРАВДА того или другого. С ними много чего можно сделать - можно изучать, препарировать, рассуждать о них, менять местами либо обменивать одну на другую.

Есть и иной путь - взять каждую из них в себя, понять, прочувствовать, прожить и, наконец, СТАТЬ ИМИ. И лишь тогда есть возможность увидеть ОБЩУЮ ПРАВДУ, ПРАВДУ ДЛЯ  ВСЕХ  И НАВСЕГДА. Чтобы быть более понятным, расскажу вам некую притчу. Или почти притчу…

***

Горы далекие, горы туманные, горы,
И улетающий, и исчезающий снег...
Если вы знаете, где-то есть Город, Город,
Если вы помните, он не для всех, не для всех...

(Юрий Кукин)

Я часто бывал в этом Городе, особенно в молодости. А может быть, и жил в нем когда-то. Теперь эти посещения стали такими редкими… За многие годы Город очень изменился, хотя остался таким же светлым, чистым и просторным. Куда-то исчезли книжные лавки и развалы, поубавилось число уличных музыкантов и исполнителей бардовских песен, хотя Музыка, всегда в нем звучавшая, никуда не делась.

Меньше стало памятников с неизменно собирающимися вокруг них поэтами, изменилось и то, о чем они говорят. Стало менее понятным,  более вычурным, но менее глубоким. И еще мне кажется, что теперь здесь намного меньше молодых. Куда больше людей среднего и пожилого возраста.

Я иду и узнаю… Вот Университет Человека, Храм Единой Истины, Квартал Знаний, Проспект Красоты, площадь Искусств, Мемориал Погасших Звезд, Набережная Мастеров… Красная Река - такая же широкая, спокойная, глубокая. Мне всегда кажется, что она не имеет ни конца, ни начала. Она вечна. А может быть, она и не Река вовсе и лишь в Городе притворяется Рекой. Наверное, для чего-то это ей нужно.

Улыбчивость и доброжелательность. Здесь всегда так. Постучать и войти - не проблема. И будут рады, и приютят, и накормят, и обогреют. В Городе всегда много работы. Можно и учиться, и путешествовать, и творить.. Можно снять угол, как в далекие студенческие годы, можно - комнату, квартиру, да целый этаж, в конце концов.

Я иду, но на этот раз не могу принять никакого решения. Плывут дома, проспекты, кварталы, площади. Иногда сажусь на скамеечки для небольшого перекура (оказывается, в реальной жизни я так и не бросил курить). А они, эти «задумчивые скамеечки», удивительно красивы и удобны. Потом иду дальше. И все больше понимаю, что Город хочет сказать мне что-то очень важное, предназначенное только для меня, хотя и обращенное ко всем. Затем медленно, постепенно во мне рождается понимание - ДОМ…

Город, его проспекты, здания, храмы, памятники, его песни, знания, умения; угол, комната, квартира, этаж (теперь я вижу его как часть колледжа, университета, огромной лаборатории) - это хорошо. Но Дом - это ПРЕКРАСНО. Город - норма, пусть и не для всех, лишь для дошедших. Дом же - нечто совсем иное,  Дом - это тихая, невластная, улыбающаяся и вечно живущая Правда.

Я могу построить ее где угодно - в центре, на окраине, на перекрестке дорог, даже в точке пересечения многих миров. И еще - я должен не только построить ее, но и СТАТЬ ЕЮ. Я никуда не ухожу и не становлюсь чем-то иным, потому что я - часть Города, его кровь и плоть, его надежда и продолжение.

Потом я осознаю, что все мои посещения были не случайны, что, сам того не понимая, я УЖЕ СТРОИЛ, СОЗДАВАЛ, ПЛАНИРОВАЛ, ИСКАЛ… Но только сейчас, только сегодня, пришел туда, где мое истинное место и где я буду строить. Или нет, не строить - воплощать в жизнь то, что давно уже живет во мне. И будет так вечно, ибо никогда не может завершиться то, что не имеет завершения. Хотя и имеет начало.

Я вижу того, ПЕРВОГО, кто пришел сюда тогда, когда еще не было ни Города, ни Реки, но уже было Время; Того, кто посадил Первое Дерево,  построил Первый Дом и выкопал Первый Колодец.

Каждый из нас - ТОЖЕ ПЕРВЫЙ. Так задумано изначально, так было, есть и будет Это надо признать окончательно и бесповоротно. И никто не сможет запретить или помешать человеку строить свой Дом и свою Правду. Ибо когда-то один мудрый человек сказал, но перед этим услышал:

«Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли ее, разрешилась сыном.

Кто слышал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, и, едва начал родами мучиться, родил сынов своих?

Доведу ли Я до родов, и не дам родить?  Или, давая силу родить, заключу ли утробу?

И вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов – как разливающийся поток для жизни его; на руках буду носить его и на коленях держать».

(Книга  пророка  Исайи)

*** 

БОЛЕЗНЬ МНОГОМЕРНОСТИ.

Однако нам пора двигаться дальше - от поэзии к прозе и от души к разуму. Последний же всегда понимался и как высокоорганизованный инструмент познания и как одновременность объекта и субъекта познавательной деятельности. С ума можно сойти (отсюда «сумасшествие, умопомешательство), его можно лишиться (ума-лишенный, без-умие), можно оказаться за его пределами (заумь) или где-то около (пара-нойя).

Как любой механизм, он может сломаться, выйти из строя, разрегулироваться. Как познающий субъект - заболеть, утратить способность к правильной интерпретации фактов, анализу, синтезу и интеграции. Иногда случалось такое, что разум внезапно, одним скачком или путем долгих и упорных тренировок, приобретал способности к более широкому или вообще несвойственному человеку восприятию. И тогда его разум оказывался в крайне опасной ситуации.

Далее. Уже в Египте, а тем более в античной Греции присутствовало особое понимание и чувствование мира как единства, тем не менее состоящего из разных составляющих - мира природы, мира людей и мира богов. Что же касается безумия, то оно было хорошо известным и подробно описанным феноменом.

Удивительно, но меланхолия относилась к душевным болезням и была упомянута в трудах Аристотеля и Цицерона, а во времена гуманизма обрела особую популярность. Считалось также, что одарённые художники, писатели и поэты меланхолического темперамента находятся на грани гения и безумия. Эта форма сумасшествия как средство самовыражения потеряла популярность только в начале XIX века.

Полной противоположностью меланхолии считается мания. В отличие от меланхолии, мания проявляется свирепостью, возбуждением и горячностью. Характерными проявлениями мании также считаются повышение аппетита, нарушение внимания и переоценка собственной личности.

Истерия же долгое время считалась женской болезнью, и причину искали в расстройствах женской половой системы. Во второй половине XIX века множество женщин было искалечено врачами, безуспешно лечившими истерию хирургическим вмешательством.

Мan;a (мания) означала страсть, влечение и в то же время прорицателя и пророка. Были мании, не считавшиеся болезнями. В античности полезными формами безумия считались поэтическое вдохновение, дар предсказания и экстаз, в особенности безумие Диониса.

Платон различал четыре формы полезного безумия: магическое, мистическое, поэтическое и эротическое. В средние века тоже существовало так называемое разрешённое безумие. К нему относились экстаз, восторг и разнообразные видения.

В 1798 году Иммануил Кант предложил описание безумия как дихотомии разумного и безрассудного. По степени тяжести Кант разделил сумасшествие на три группы: безумие, помешательство и невменяемость. Его определение безумия как смещения разумного в безрассудное являлось в XVIII и XIX веках классическим определением сумасшествия.

Помешательство же Кант определяет как систематическое нарушение разумного, которое проявляется в «позитивном» безумии: больные вырабатывают собственные логические правила, которые не отвечают логике здоровых. Во всех формах сумасшествия личное восприятие заменяет здравый смысл.

До недавнего времени к сумасшествию причислялись не только психические отклонения, но и такие заболевания и дефекты, как эпилепсия, бешенство, ликантропия и другие. Помутнение сознания после приёма наркотических веществ также считалось проявлением безумия. Другими формами безумия считались старческие изменения психики, помутнение разума вследствие потери близкого человека, неразделённая любовь и многое другое.

До середины XX века понятие здоровья для большинства членов общества определялось понятием нормы. Всё, что по каким-либо причинам отвергалось обществом, считалось болезненным отклонением. Как следствие, члены общества, не подходившие под описание «разумного» человека, подвергались остракизму и гонениям.

Идеал умственно здорового человека менялся с развитием общества, но иногда насаждался принудительно.  В  периоды репрессий умалишенным мог быть признан человек, не только ведущий себя "неправильно", но и "неправильно" мыслящий. Например, подвергающий сомнению основы существующего строя.

Первым, кто дал научное описание сумасшествию, был Платон. В диалоге «Федр» он различает два вида безумия: болезнь и божественный дар. Первая объяснялась причинами естественными, второе - сверхъестественными. Оно могло быть объяснено одержимостью демонами, но могло быть и ниспослано богами. Тогда как соматическое расстройство считалось болезнью души и, как описал Платон в «Тимее», несло зло, божественное безумие давало настоящее знание и потому имело позитивное значение. Однако и оно чаще всего вело к саморазрушению и убийству даже самых близких людей.

Значительно позже появилось понятие мистики - веры в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек; также — сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с богами (духами, другими нематериальными сущностями). Совокупность теологических и философских доктрин, посвящённых оправданию и осмыслению этой практики, называется мистицизмом.

В более широком смысле мистика означает совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайными существами и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности; это есть мистика реальная или опытная.

В другом смысле мистикой называется особый род религиозно-философской познавательной деятельности. Помимо обычных способов познания истины — опыта, чистого мышления, предания и авторитета, всегда допускалась большинством религиозных и метафизических умов возможность непосредственного общения между познающим субъектом и абсолютным предметом познания — сущностью всего, или божеством. Так появились мистическое богословие, мистическая философия и теософия.

Если такое общение признается единственным или, по крайней мере, самым верным и достойным способом познания и осуществления истины, а все другие способы более или менее пренебрегаются как низшие и неудовлетворительные, то возникает известное исключительное направление мысли, называемое мистицизмом.

Если, независимо от крайности этого направления, внутреннее общение человеческого духа с абсолютным признается как существенная основа истинного познания, то появляются учения, которые, смотря по преобладанию в них религиозного или философского элемента, обозначаются как мистическое богословие, мистическая философия или теософия.

Итак:

Н. А. Бердяев:

Мистика есть реализм тонкого мира, ощущение реальностей, слияние с реальностями. Рационалистический же позитивизм есть иллюзионизм, потеря ощущения реальностей, разрыв между реальностями мира.

Гершом Шолем.

Не существует такого явления, как абстрактная мистика, или мистическое переживание, не связанное с определенной религиозной системой. Существует не мистика вообще, а лишь определенная форма мистики – христианская, мусульманская, еврейская и т. д. Было бы бессмысленно отрицать то, что между ними имеется нечто общее, и это как раз и есть тот элемент, который выявляется при сравнительном анализе отдельных видов мистического опыта.

В наши дни, однако, укоренилось убеждение, что существует абстрактная мистическая религия. Одна из причин этого широко распространенного мнения кроется в усилении пантеистической тенденции, оказавшей за последние сто лет гораздо большее влияние на религиозную мысль, чем когда-либо до того. Это влияние обнаруживается в разнообразнейших попытках перейти от застывших форм догматической, официальной религии к своего рода универсальной религии.

Руфус Джонс

Под мистикой я понимаю род религии, которая основывается на чувстве непосредственно воспринимаемой связи с Богом, на прямом и внутреннем сознании Божественного присутствия. Это религия в её наиболее действенной и живой стадии.

ИЗМЕНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - ДАР ИЛИ ПРОКЛЯТИЕ?

Теперь нам предстоит обратиться к вещам  более сложным, предварив это   выдержкой из книги  «Иные миры»:

«Виртуальный мир кажется таким же подлинным, как и реальный мир. Более того, он затмевает его собой,отодвигая на задний план. Человек познает абсолютно новый, незнакомый ему мир, и шаг за шагом открывает для себя всё новые и новые грани этого мира, а его переживание становятся всё разнообразнее. Мозг вспыхивает необычайно ярко, одаривая необычными, ирреальными, мистическими переживаниями.

В этот период странник по иным мирам нередко поражает окружающих удивительными духовными откровениями. Это время наивысшего проявления художественных или литературных талантов, если таковые имелись у человека. Необычные, сюрреалистические видения и голоса, обострённые ощущения, удивительные, неизведанные ранее переживания придают мощный импульс способностям, побуждая человека к творчеству.

Необходимо сразу отметить, что вопреки распространенному заблуждению, проявления таланта среди больных шизофренией встречаются исключительно редко. Болезнь, сопровождающаяся разрушением мозга — не лучший помощник для творчества.

Ещё менее возможной представляется реализация этого таланта больными — ведь неизбежными спутниками шизофрении являются аутизм, апатия и безволие, а талант требует ежедневного изнурительного и кропотливого труда. Поэтому идеи о поголовной гениальности больных шизофренией — не более чем досужие вымыслы некомпетентных людей, слабо представляющих себе, что такое шизофрения.

Однако это ни в коей мере не умаляет, а наоборот, делает более значимыми творческие достижения одаренных людей, страдавших шизофренией. Ведь их путь был действительно тернист и труден: кроме борьбы за признание своего таланта им приходилось вести ежедневную борьбу за свой разум, за то, чтобы просто сохранить свой дар. Для больного шизофренией каждый прожитый день — это шаг к пропасти, это утрата сил, способностей, возможностей. Поэтому к творческим достижениям таких людей следует относиться с большим уважением».

Первое, на что стоит обратить внимание - речь идет не об измененных состояниях сознания, а именно о болезни. Причем такой, которая резко отличается от всех  остальных видов психических расстройств. Ученые до сих пор не имеют единого мнения не только о причинах, но и основных механизмах  этого загадочного процесса. Ясно лишь, что далеко не каждый подвержен этому заболеванию - для этого нужно родиться с уже существующей его «меткой», предрасположением, склонностями.

Личности такого типа пребывают на самой границе нормы и отличаются чрезвычайным своеобразием. Как правило, это психически здоровый человек со специфическими чертами характера: замкнутостью, интровертированностью, необщительностью в сочетании со своеобразием интересов и склонностью к готическому, нестандартному, оригинальному мышлению. Шизоидность — это вариант нормы, а шизофрения — болезнь.

Шизоид — психически здоровый и вполне здравомыслящий человек; более того, «шизоидный радикал» — частый спутник одаренности и даже гениальности. Способность к нетривиальному взгляду на давно известные вещи сочетается у шизоидов с высокой усидчивостью и работоспособностью.

Распространенное заблуждение о том, что «все гении — слегка шизофреники», порождено как раз успехами шизоидов: их своеобразие, оригинальность и нестандартность суждений вполне могут быть приняты обывателем за признаки шизофрении. Разумеется, у шизоидов в отличие от больных шизофренией отсутствуют продуктивные (бред, галлюцинации) и дефицитарные (аутизм, нарушения воли и памяти) симптомы.

Что касается связи шизофрении и наследственности, то за последние полвека понятие последней кардинально изменилось. Ряд прогрессивно мыслящих ученых готовы признать не только родовую и генетическую память, но и память реинкарнационную как отдельного человека, так и человечества в целом.

Новая научная парадигма значительно расширила наше понимание таких фундаментальных свойств мироздания, как пространство и время, материя и
энергия, разум и сознание, жизнь после жизни и жизнь после смерти. Огромное значение имела выдвинутая Х.Эверретом концепция множественных миров.

В своих выводах он опирался на сложные математические вычисления, не вписывающиеся ни в один учебник физики. Теория Эверетта исходит из того, что наблюдатель вступает во взаимодействие с наблюдаемым объектом, вопреки классическому объяснению, что наблюдатель независим от наблюдаемых событий. Говоря простым языком, человек подобен Творцу и способен генерировать бесконечное количество миров и реальностей.

Состояние обоих (объекта и наблюдателя) изменяется в зависимости от взаимодействия между собой - расчленяется (разветвляется) на две одновременно существующие параллельные вселенные. В этих точках пересечения образуются двойники — вселенные, миры (веер причинно-следственных цепочек, рождающих новые реальности).

Теория объясняет ряд потрясающих экспериментов, которые не поддавались объяснению с классической точки зрения ортодоксальной науки и всегда считались головной болью для пытавшихся дать им научное определение учёных мужей.

Даже загадочные явления полтергейстов и НЛО, прошлые события и грядущие стали объяснимы и понятны с позиции квантовой физики. Теперь становится понятна путаность и неоднозначность исторических событий, а совсем недавно ученые заявили: нормальная пульсация нашего пространственно-временного континуума начала ускоряться, принимая хаотичный и непредсказуемый характер. Кроме научного, у этой проблемы есть и явно мистический аспект, о котором прекрасно сказал К. Кастанеда:

«Прямо здесь, перед нами, расстилаются неисчислимые миры. Они наложены друг на друга, друг друга пронизывают, их множество, и они абсолютно реальны... Мир – это тайна. И то, что ты видишь перед собой в данный момент, еще далеко не все, что здесь есть. В мире есть еще столько всего... Он воистину бесконечен в каждой своей точке.

Поэтому попытки что-то для себя прояснить, это на самом деле всего лишь попытки сделать какой-то аспект мира чем-то знакомым, привычным. Мы   находимся здесь, в мире, который ты называешь реальным, только потому, что оба мы его знаем. Ты не знаешь мира силы, а поэтому неспособен превратить его в знакомую картину».

Последнее, о чем необходимо сказать - это о появлении в русле традиционной психологии принципиально нового направления - психологии трансперсональной, а в сфере психологических практик - многочисленных методик контакта. В первую очередь, ченнелинга как способа коммуникации с любого рода сознанием, которое не находится в человеческой форме. Такому сознанию можно предоставить возможность выражать себя через человека - ченнелера, или "канала".

Во всем этом огромном разнообразии чрезвычайно важно понять одну очень простую вещь. Для человеческого разума и сознания реально не существует лишь того, что не может быть им принято и осмыслено, и наоборот. В ведантической литературе это выражено формулой «НЕПРОЯВЛЕННОГО НЕ СУЩЕСТВУЕТ».

Иными словами, «Есть лишь то, что есть», как бы ни пытались доказать обратное. Не принципиально также, есть ли это только в вашем разуме или сознании, или существует за их пределами. В доказательство приведу выдержку из тех же «Иных миров».

« -  Здравствуй, Ратибор!
Я невольно оглянулся, но, разумеется, никого не увидел. Это было неудивительно — голос, который я слышал, звучал не извне, а изнутри головы.
—    Кто ты? — спросил я.
—    Тот, кто пришёл, чтобы дать тебе мудрость. Твой Наставник.
—    Почему ты зовешь меня Ратибором? Ведь моё имя Александр.
—    Твое настоящее имя Ратибор. Это имя, которое дано тебе при твоем первом появлении в этом мире.
—    Первом? Значит, были и последующие?
—    Конечно. Твоя нынешняя жизнь — одиннадцатая, и самая главная. Одиннадцать — главное число.
—    Почему главное?
—    Со временем узнаешь. Узнаешь это и ещё многое другое.
—    Я не верю тебе, именующий себя Наставником!
—    Что ж, это естественно. Человек слаб и глуп по своей природе, он стремится к отрицанию очевидных вещей, если они противоречат его заблуждениям. Впрочем, я могу легко доказать тебе, что ты ошибаешься.
Вот послушай…

Я слушал восторженно. Стихи были замечательные. Ни разу мне не удавалось даже приблизиться к подобным вершинам.
—    Это потрясающе! — честно признал я.
—    А знаешь, кто их автор?
—    Нет.
—    Ты.
—    Что?!
—    Да. Это твои стихи. Я просто взял их в ином времени. Но ты напишешь намного больше и намного лучше после того, как согласишься принять Тайное Знание.
—    А если я не соглашусь?
—    Ты согласишься. Тайное Знание предлагается немногим, но из тех, кому было сделано такое предложение, ни один не отказался.
—    Значит, у меня нет выбора?
—    Отчего же? У тебя есть выбор. Ты можешь принять Дар и стать Учеником — Человеком, постигающим Мир, и тогда тебя ждёт Великое Знание, новые горизонты бытия и открытия, о которых простые смертные не смеют даже мечтать. Но ты можешь отказаться от всего этого, ты можешь швырнуть великий Дар себе под ноги, и тогда я верну тебя назад, в ту реальность, в которой ты жил полчаса назад. Ты снова станешь Зверем и останешься один на один со своей злобой и головной болью... Кстати, как твоя голова?

Я прислушался. Голова не болела. Она была такой ясной и свежей, как никогда в жизни. Я ощутил себя всемогущим, ощутил, что для моего ума больше не существует преград. Все тайны мира вмиг явились в моем воображении во всей своей глубинной сущности. Мгновенно познал я тайну жизни и смерти, тайну человеческого бытия, и наисокровеннейшие загадки природы. И в моем сознании родились строки:

Извечное безвременье Вселенной,
И краткий миг земного бытия
Я в сердце принял в миг благословенный.
Познал я истину! Душа моя
Избавилась от заблуждений плена.
Свободен я! И я к Пути готов!..

—    Ну как? — спросил голос, и я почувствовал, что он удовлетворенно улыбается. — Ты ещё колеблешься?
—    Нет! Нет! Я согласен на всё! Но почему именно я?
—    Ты — Избранный. Так было предопределено.
—    Неужели это правда?!
—    Да. Это правда. Ты уже ступил на Великий Путь Знания, и я поведу тебя по нему дальше.
—    Кто ты? Бог?
—    Да.
—    Или человек?
—    Да.
—    А может, пришелец?
—    Да.
—    Так кто же ты на самом деле?
—    Я —тот, кто ведёт и поддерживает. Я —твой Наставник.
—    Почему я не вижу тебя?
—    Ещё рано. Придёт время — увидишь.
—    Что мне делать дальше?
—    Учиться. Мы будем поставлять тебе информацию. Твоя задача — быть послушным учеником.
—    Как же я буду учиться?
—    Вот так.

И я ощутил, как в мою голову вложили мысль. Это было настолько просто и непривычно, что я засмеялся. Мысль появилась в моей голове сама, без всяких усилий. Это было потрясающе!

—    Но сначала ты должен пройти ещё один шаг к Великому Знанию. Инициация. Только после этого ты станешь полноправным Учеником и сможешь получать Знание.
—    Я готов!
—    Тогда вперёд!

Я увидел, как стены нашей маленькой кухни быстро раздвигаются, уходят во тьму, и на их месте вырастают огромные золотые колоны и расписанные древним узором стены. Спустя минуту я стоял посреди исполинского храма. Высокие стены его, украшенные сложным и таинственным узором, скрывал полумрак, и я не мог рассмотреть, что изображено на гигантских фресках в глубине между колонами.

Мне показалось, что я вижу сцены каких-то сражений, пожаров, наводнений, что-то сродни апокалипсису — впрочем, это были лишь догадки. Откуда-то сверху долетала волшебная, неземная музыка. Сквозь кружево звуков пробивались голоса — мужские, женские, детские. Каждый из них вёл свою партию, но все они были удивительно слаженны, и составляли единую, сложную и величественную тему.

Так прошло несколько минут. Внезапно свет усилился, и откуда-то сверху ударил яркий луч. Музыка загремела торжественно и величаво, и в белом жемчужном свете я увидел Сущность.

Я не могу описать Её. Знаю только, что это был не человек. Мною овладело удивительное чувство. Я испытал подлинное, неземное счастье. Я не могу описать это ощущение - экстаз, наслаждение, потрясение, восторг - оттого, что я живу, оттого, что пребываю в Храме, оттого, что вижу Сущность. Я понял, что вся моя предыдущая жизнь была лишь прелюдией, предлогом для этой волшебной минуты, и в немом восторге я распростерся на каменном полу перед Сущностью.

В Храме вспыхнул яркий, ослепительно белый свет.

Всё вокруг оказалось залитым этим волшебным светом, и я почувствовал удивительную лёгкость и звенящее, живое тепло во всем теле.

В то же мгновение Сущность исчезла, свет погас, храм провалился во тьму, и я очнулся в нашей маленькой кухне.

Так началось моё восхождение ступенями Знания».

Потрясающий текст… Может показаться, что это запись сеанса ченнелинга, однако это не так. Она взята из дневника больного шизофренией или того, чей  рассказ был расценен как шизофренический бред.

Подобного рода материалов за последние 20 лет мне пришлось изучить и систематизировать великое множество, и все они имели абсолютное сходство, различаясь лишь в мелочах. Более того, мой собственный опыт полностью подтверждает вышесказанное.

Обращаю ваше внимание - и этот опыт, и материалы, о которых говорится выше, не имеют никакого отношения к психопатологи. Однако это ни в коей мере не отрицает принципиальной возможности взаимодействия двух сторон контакта, одна из которых - акцентуированная личность, а вторая - носитель явно «надчеловеческого» и надличностного безумия. Естественно, с точки зрения нормального человека.

Однако это лишь начало. Далее происходят события куда более интересные.

«Теперь не я говорил с миром-Мир говорил со мной. Я слышал голос молодой травы и весеннего ветра, голос серого шершавого асфальта и прохладной серебристой реки. Звери, птицы, рыбы, насекомые — все они говорили со мной, и я понимал их язык так же хорошо, как язык людей. Я сам смог говорить с ними.

И не только говорить. Вскоре я заметил, что могу влиять на них, что мне удается управлять их поведением. Всё подчинялось моим словам, жестам и даже мыслям.

Однако прошло немало времени, прежде чем Наставник снова посетил меня.

—    Здравствуй, Ратибор! — прозвучало в моей голове.
—    Приветствую вас, Наставник! — радостно ответил я. — Что ждёт нас сегодня на пути Познания?
—    Мой любимый ученик! — голос Наставника звучал мягко и торжественно. — Ты успешно преодолел первую ступень на Пути Познания. Ты готов идти дальше. Настало время вручить тебе подлинно Великое Знание. Сегодня я открою тебе Новые Миры.
—    Новые Миры?
—    Да. Я подарю тебе вселенную. Это будет твоя вселенная. Он называется Вселенной Всесильных Слов.
—    А что мне делать с этой вселенной?
—    Созидать. Я предоставляю тебе полную свободу действий. Ты можешь создать собственный мир — создать его таким, каким ты сам захочешь.
—    Но как?!
—    Для этого тебе будет открыта Тайна Слова.
—    Тайна Слова?
—    Да. Слово — самая сильная вещь на земле. В Библии сказано: в начале было Слово. Слово есть сущее, то, что предшествует и то, чем заканчивается, Альфа и Омега, начало и конец всего. Однако не всякое слово является Всесильным, и не всякое влияет на вселенную. Я открою тебе настоящие Всесильные слова.

И Наставник заговорил. Я не могу передать этих слов. Это было что-то абсолютно внеземное и вместе с тем простое и понятное. Он просто бросил меня в огромный океан слов, и я плавал, нырял, купался в этом океане, и это было такое огромное наслаждение, какого я не испытывал никогда в жизни. Слова переполнили мою голову, и хлынули могучим потоком наружу. Это был ошеломляющий поток слов, образов, мыслей, идей. Ничего даже приблизительно похожего я никогда не ощущал.

Передо мною открылась Вселенная Всесильных Слов.

И в тот же миг я ощутил, что это мой мир, что он принадлежит мне, что я — единственный властитель и хозяин этого мира»…

Ознакомившись с этим текстом, я испытал немалое потрясение. И опять все было предельно знакомо и понятно. Непонятно лишь одно: откуда у совсем еще молодого человека, не имевшего ни малейшего представления о мистике с эзотерикой, не религиозного и не знакомого с основами трансперсональной психологи, могло взяться такое потрясающе сильное и точное переживание!

А как вам концепция ВСЕЛЕННОЙ ВСЕСИЛЬНЫХ СЛОВ? Это ведь гениальное открытие… Отсюда один шаг до понимания Вселенной Символов и Знаков, где  творят не только слова, но и понятия, образы, мысли, цифры, математические формулы, где ищущий получает искомое, а творчество - свое творение… Все это подробно описано не только в древнейших источниках (тех же Ведах), но и во вполне современных работах. Сошлюсь на книгу С. Грофа «За пределами мозга», предложившего следующую картографию трансперсонального опыта:

РАСШИРЕНИЕ ОПЫТА В ПРЕДЕЛАХ ОБЩЕПРИНЯТОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ:

1. С ВЫХОДОМ ЗА ПРЕДЕЛЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ГРАНИЦ:

а) переживание двуединства;
б) отождествление с другими людьми;
в) групповое сознание;
г) отождествление с животными;
д) отождествление с растениями;
е) единение с жизнью и всем творением;
ж) переживание неодушевлённой материи;
з) планетарное сознание;
и) внеземные переживания;
к) отождествление с физической Вселенной;
л) парапсихические феномены, выходящие за пределы пространства.

2. Выход за пределы линейного времени:

а) опыт внутриутробного существования;
б) опыт предков;
в) расовое и коллективное бессознательное;
г) переживание прошлых воплощений;
д) филогенетические переживания;
е) переживание космогенеза;
ж) переживание планетарной эволюции;
з) парапсихологические феномены, выходящие за пределы времени.

П. ЭМПИРИЧЕСКИЙ ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ОБЩЕПРИНЯТОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ОБЫЧНОГО ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ.

1.   Спиритические и медиумические переживания.
2.   Энергетические феномены тонкого тела.
3.   Встреча с духами животных.
4.   Встреча с духовными Учителями и сверхчеловеческими существами.
5.   Посещение других Вселенных и встречи с их обитателями.
6.   Переживание мифологических и сказочных сюжетов.
7.   Встречи с божествами.
8.   Переживание универсальных архетипов.
9.   Интуитивное понимание универсальных символов.
10. Творческое вдохновение и прометеев импульс.
11. Опыт Демиурга и переживание Космического Творения.
12. Опыт Космического Сознания.
13. Сверхкосмическая и метакосмическая пустота.

Предоставляю вам самим решить, к какому типу опыта можно отнести
вышеизложенное. Однако и это оказалось далеко не все. Продолжу цитирование.

«Так я стал властителем вселенной. Я ощущал себя настоящим творцом. Передо мной лежала пустыня — пустынное Ничто, в которое я должен был вдохнуть жизнь, создать огромную и разнообразную вселенную.

И я начал создавать её. Я создавал её Словом. Каждое слово, произносимое мной, что-нибудь порождало: облако, звезду, камень, траву, животное или человека.

Я создал небо и украсил его звёздами. Я создал Космос и планеты. Среди этих планет были исполинские газовые гиганты, мёртвую атмосферу которых ежесекундно вспарывали молнии, а в ядовитых клубах азота и метана таяли тяжёлые пласты углекислоты, и в ледяном мраке таинственно мерцали вспышки гигантских разрядов.

Были молодые планеты с раскаленной, только что сформировавшейся коркой материков и бурлящими океанами. Здесь среди колеблющихся, покрытых трещинами равнин высились жерла вулканов, с грохотом изрыгавшие огонь и пепел. Были в моей вселенной и диковинные живые планеты, с океанами, тропическими лесами, пустынями, равнинами и речками, горами и водопадами...

Я населил их существами. Здесь были и наши обычные земные животные: птицы, рыбы, звери, насекомые, и внеземные существа на манер тех, что показывал мне Наставник, и совсем новые, неизвестные прежде создания, которые я выдумывал тут же.

И всю эту вселенную, всё это немыслимое богатство порождали Слова — те Всесильные Слова, которые я впервые услышал от Наставника.

Я забавлялся словами, я играл ими, как ребенок игрушками. Я произносил их снова и снова и смотрел, как они создают всё новые и новые, неведомые ранее миры, и радовался как дитя…

Так длилось почти два месяца. Я жил в своей вселенной, непрерывно совершенствуя и развивая её, я создавал огромные миры и населял их разнообразнейшими созданиями. Я ощущал себя настоящим властителем, и однажды мне в голову пришла безумная мысль: а что, если попробовать разрушить небольшой клочок своей вселенной?

В меня как будто вселился бес-разрушитель. Потом я всё восстановлю, верну назад, утешал я себя, ведь это мой мир, и я в нём полноправный властитель. И я стал действовать.

С помощью Всесильного Слова я вызвал ураган и уничтожил целую планету. Я устраивал наводнения и пожары, оледенения и засухи, я поворачивал вспять реки и перемещал целые материки.

Я упивался своей властью над миром, я ощущал себя всесильным, я знал, что для меня не существует ничего невозможного, и осознание этого вызывало в моей душе такую неистовую бурю восторга, такого восхищения самим собой, своими возможностями, что несколько раз я на короткое время терял сознание».

Следует ли говорить, что опыт подобного рода не мог не  закончиться ничем, кроме сокрушительного и трагического падения… Чтобы понять, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИЗОШЛО И ПОЧЕМУ ПРОИЗОШЛО, необходим подробный и чрезвычайно тонкий анализ, но не с позиции врача-психиатра, а трансперсонального психотерапевта, знающего эзотерика и представителя религии. Основное же заключается  в следующем.

Вследствие не вполне ясных причин у молодого, неопытного, неподготовленного человека произошел прорыв в трансперсональные измерения психики, приведший к запуску цепной реакции сложнейших и запредельно мощных переживаний. Однако слова Наставника :

«Ты — Избранный. Так было предопределено», - отнюдь не случайны. «Предопределение» - чрезвычайно широкий термин, который иногда следует понимать в прямом и буквальном смысле слова. Ибо молодой человек, о котором идет речь, с самого начала своей жизни далеко выходил за пределы среднестатистической и возрастной нормы.

«Самое яркое воспоминание детства — это мои фантазии. Когда я пытаюсь вспомнить своё детство, то замечаю интересную закономерность. Те события, что происходили реально, на самом деле, представляются мне серыми, какими-то бесцветными.

Детский сад, равнодушные и жестокие воспитатели, грязные сопливые дети — всё это меня раздражало. Я убегал от них в самую дальнюю беседку и предавался мечтаниям. Самое любимое моё время в детском саду - это тихий час. Я не спал. Я мечтал. Я фантазировал. И эти фантазии вспоминаются мне сегодня намного ярче, чем то, что было в реальности.

В реальной жизни у меня не было друзей. И я выдумывал их. Они жили в моем придуманном мире. Помню, в этом мире у меня был друг по имени Игорь. Это был странный друг. Он был не человеком — в смысле, он не был похож на обычного ребёнка, точнее, был похож только внешне. Но я дружил с ним, как дружат обычные дети, и играл с ним, и мне было с ним интересно.

Потом, спустя много лет, я понял, откуда он приходил. Он был оттуда. Он был один из них. Он просто принял наиболее понятный мне образ четырехлетнего ребёнка. Это — лишь одна из бесконечного множества форм, которые  могут принимать существа иных миров. Есть и другие, куда более экзотические».

Могло ли не случиться того, что случилось? Наверное, да. В современной психологии давно описаны так называемые «пиковые состояния» или «духовные кризисы», пройдя через которые, человек получал необычный опыт и возвращался в привычную жизнь (что и произошло в конце концов с персонажем нашего исследования).

Однако так бывает далеко не всегда. Огромное значение имеют показатели высших психических уровней, ценностных и волевых установок, способность к контролю над происходящим, каким бы странным и необъяснимым оно ни казалось.

Все мировые религии неоднократно сталкивались с подобными феноменами и смогли выработать надежные способы защиты и противодействия такому вторжению. Аналогичным опытом обладают и эзотеризм, и йога. Позиция православной церкви здесь предельно ясна: любые заигрывания и тем более сознательные контакты с «иными мирами» - смертельно опасная игра с непредсказуемым исходом.

Однако неуёмная страсть человека ко всему новому и необычному - факт, с которым нельзя не считаться. Как не считаться и с тем, что «иные миры» реально существуют, хотим мы того или нет. Избежать контактов подобного рода человечество не может в принципе, да никогда и не избегало.

Никакое общение не может быть односторонним. В случаях же с «иными мирами» оно даже не двух- или трех-, а многостороннее. Здесь действительно можно обрести ни с чем не сравнимый опыт, многое понять, многому научиться, обрести друзей и учителей. Короче, все зависит исключительно от человека.

Говорю это потому, что имею немалый опыт подобного рода. Идея «а что, если попробовать разрушить небольшой клочок своей вселенной?» - не только не могла бы придти мне в голову, она показалась бы безумной, невозможной, кощунственной! В те времена я скорее отдал бы за эту вселенную свою жизнь, чем отнять даже крошечную ее часть. Здесь мне хочется привести отрывок из своей книги «История одной игры». Это добрая и интересная книга, и если будет время, обязательно прочтите ее.

«Наступило 31 декабря 1998 г. Я встал очень рано, потому что решил сделать всем общий подарок — стенную газету со всякими забавными текстами, стихами и картинками. Даже облики подобрал для каждого. К вечеру я чувствовал себя как выжатый лимон — сил практически не оставалось.

И когда все «прибыли» и заняли свои места, а мы стали обращаться с поздравлениями к… пустоте и… в пустоту…  Мой бедный разум, который смог продержаться так долго, наконец не выдержал… Это было так глупо, нелепо, безумно… Я сорвался… Уже не помню, что я говорил или кричал… В результате все отбыли «домой», а я остался один за пустым столом со своей никому не нужной дурацкой праздничной газетой… Кстати, она до сих пор хранится у нас дома…

Что последовало за этим, не хочу даже вспоминать. Наверное, это были самые страшные и мучительные 24 часа в моей жизни... Сказать, что я чувствовал себя предателем и убийцей, значит, не сказать ничего. Я видел себя бредущим по бесконечно длинному, черному, полностью выжженному полю, где не осталось ничего живого, лишь смутно угадывались очертания обугленных мертвых тел… Вот Кэп, вот Сим, а вот — самый маленький — то, что осталось от сына, которого я не смог спасти, уберечь, отстоять.

В конце концов, я решил: если у всей этой мистерии есть хотя бы миллионный шанс на успех, я должен его использовать и не имею права уходить от ответственности. И если понадобится отдать жизнь во имя существования этого новорожденного Мира, то я готов сделать это, не задумываясь...   

Много позже, в 2005 году, я отразил эти страшные для меня часы в поэме «Повесть о Человеке и Волшебной Лошадке». Вещь эта не менее мистична, чем «Дети Бога» или «Черный  Ангел». Там очень много того «Я», который «не совсем я» или «совсем не я». В «Повести…» Человеком был я, а Волшебной Лошадкой — душа  нашего прекрасного сказочного мира».

Как же права церковь, во всем помещая на первое место любовь, верность и жертвенность. Может быть, именно поэтому автор представленных дневниковых записей оказался во власти безумия, а автор этих строк, став другим, остался собой… Ведь верящий и любящий уже самой этой верой огражден от множества соблазнов и опасностей.

Люди сегодняшние понимают это очень плохо… Их основная беда в том, что «общество потребления» желает потреблять ВСЕ ЧТО УГОДНО. А если есть спрос, то будет и предложение - и на сатанизм, и на оккультизм, и на сектантство любого рода. Лозунг «Свобода любой ценой!» стал абсолютной ценностью, а плата - все выше и выше.

Нравственность и культурные нормы стремительно теряют свое влияние, а общечеловеческие ценности практически девальвированы либо неузнаваемо искажены. Даже любовь. Тезис «Возлюби ближнего, как самого себя» утратил свою первую часть и трансформировался в банальное «возлюби себя». До сих пор приходится слышать: «Как же научиться любить ближнего своего? Для этого есть лишь один способ - научиться любить себя».

Подобная психологическая мудрость более полувека буквально вдалбливается в массовое сознание, хотя и в психологии развития, и в гуманистической психологии нет ничего подобного. В результате мы имеем идиотские сэлфи с не менее идиотской погоней за лайками, а быть нелюбимым и невостребованным означает беспощадный и окончательный диагноз неполноценности.

И если бы только это… Волны насилия и растления, массовая истерия, гибридные и информационные войны, ложь, подтасовка фактов, крупномасштабное жульничество, государственный терроризм, духовное и нравственное оскудение.

Пресыщенность уже в молодом возрасте. Тупое бессмысленное существование, приправляемое смертельным риском. Давящая скука, утрата способности к организованному мышлению под напором гигантского информационного потока. Добро - иллюзия, жизнь - короткий сон, любовь- мечта дебилов, учеба -издевательство, дети - обуза, семья - клетка, мужчина - пошлость, женщина - банальность.

Предупреждалось ли человечество о подобном варианте развития цивилизации?  Конечно, и множество раз. Вспомним книги бр. Стругацких и «Час быка»
И. Ефремова. Однако тогда была альтернатива. Сегодня ее нет.

Как при таком состоянии бытия и сознания говорить о здоровом обществе и здоровом индивиде?  Какое может быть развитие, если показатели нормы давно сползли на самый низкий уровень, а явно ненормальных стало больше, чем нормальных?

Можно отметить и еще один нежелательный процесс - значительную поляризацию общества. При нормальной организации работы низшая часть подтягивается к среднему уровню, а последний - к высшему. В обществе потребления все происходит наоборот: общий уровень быстро скатывается к нижним отметкам, нижний маргинализируется, а высший становится недоступен. Меньшинство управляет, однако все процессы в обществе и общий вектор его движения обусловливается неразвитым и агрессивным большинством.

Многое могло бы сделать искусство, но и там происходят аналогичные процессы.
Классику сегодня редко кто читает. Попробуйте угадать, откуда это:

Обрывки всех наречий, ропот дикий,
Слова, в которых боль, и гнев, и страх,
Плесканье рук, и жалобы, и всклики
Сливались в гул, без времени, в веках,

Кружащийся во мгле неозаренной,
Как бурным вихрем возмущенный прах.
И я, с главою, ужасом стесненной:
"Чей это крик? — едва спросить посмел. —

Какой толпы, страданьем побежденной?"
И вождь в ответ: "То горестный удел
Тех жалких душ, что прожили, не зная
Ни славы, ни позора смертных дел.

И с ними ангелов дурная стая,
Что, не восстав, была и не верна
Всевышнему, средину соблюдая.

Их свергло небо, не терпя пятна;
И пропасть Ада их не принимает,
Иначе возгордилась бы вина".

А вот это:

- СМОТРИ  ЕЩЕ…

Крутым  туманным  склоном
Легло  пространство;  в  синеве  густой
Запело  песней,  зазвучало  стоном,
И  криком  яростным,  и  вечною  тоской,

И  жаждой  битвы... По  крутым  дорогам,
По  новым  и  исхоженным  путям
Катили  люди  Камни,  но  порога
Не  достигал  никто. И  кто-то  уставал,

Ложился;  кто-то  в  гневе
Грозил  кому-то,  падал  и  вставал,
И  слал  проклятия  Творцу,  Адаму,  Еве,
И  день,  когда  родился,  проклинал;

А  кто-то  спал,  уютно  обнимая
Свой  Камень,  и,  не  ведая  греха,
Извечные  проблемы  ада,  рая
Решал  во  сне... А  этот — выбирал

И  долго  медлил;  тот — сама  отвага;
А  этот — пал  под  тяжестью  оков;
Творил  поэт,  и корчилась бумага,
Под тяжестью безумных страшных слов...

Шептал  Угасший: «Зеркало  обмана,
Круженье  Майи... Не  было и нет
Ни  мира,  ни  меня — одна  нирвана,
Небытие,  нежизнь,  несмерть,  несвет...»

Иной  глупец,  присвоив  Камень  малый,
Крушил,  ломал,  надеясь  расколоть
Мир,  как  орех;  безумный  и  усталый
Беднел,  скуднел,  и  каменная  плоть

Кричала,  дергалась,  безмерно  умножая
Боль  малого,  большого — и  всегда
Обрушивалась,  тяжко  погребая
Обоих — и  стремилась  в  никуда...

Учил  мудрец,  как  Камни  эти  надо
Объединить  и,  башню  сотворив,
Шагнуть  на  небеса—тогда  награда
Найдет  бескаменных, сияньем  озарив...

Толкал  упорный,  весь  в  поту  и  мыле,
Прикованный  навечно,  ничего
Не  зная,  не желая;  тучи  пыли
Ложились  на  другого;  а  того

Не  волновали  тайны  ада,  рая,
Он  просто  жил,  невинный  и  простой,
От  любопытства  вечного  сгорая,
Скакал  и  полнился  веселой  суетой...

Здесь  было  многое  избыто  и  забыто,
На  склонах  тех,  и  не  было  важней
Дороги  той,  давным-давно  открытой
В  саду  времен,  в  Саду  Людских  Камней...

(Фокас В.М.)

Первое – отрывок из бессмертной «Божественной комедии» Данте Алигьери, второе - стихи мало кому известного автора. Однако как они схожи! И есть ли смысл рассуждать, были ли они странниками по «иным мирам», людьми с богатой фантазией, или психически ненормальными людьми? Это не важно. Важен полученный ими опыт.

«Ветер — прогноз будущего. Радиально льются звуки радио. Ветер мышления колышет радиацию излучения. Атомная материя сознательная. Будущее вселенной сказочное. Букет цветов, излучающий счастье человечества, радиально ароматирует его. Солнце внушает в нас сознание и порождает в нас мысль. Мысль человека, это аромат счастья во вселенной. Вселенная ждет человечество. Я иду по ступеням к атому земли, пульсирующему радиально, ведет меня разум солнца, открывается туч занавес».

А это что? А ничего... Называйте, как хотите. Заумь, мудрствование лукавое, резонерство, слова ради слов и т.д. В них нет ни тайны, ни красоты, ни силы, ни чувства. Хотя в принципе они безобидны. А вот иной пример. В далекие времена, когда еще не было электронных книг, а интернет только появился, мы были обладателями вполне приличной библиотеки.

В ней было много всякого, в том числе и книги чрезвычайно модных в те времена авторов - Д. Кунца, С.Кинга и ряда других, пишущих в жанре «черной мистики». Шло время, и постепенно мы начали осознавать несовместимость не только нас, но и нашего дома с тем, что несли в себе эти произведения. Ощущение это было настолько  сильным, что воспринималось буквально на физическим уровне. В конце концов, мы их кому-то отдали.

Нечто подобное ныне испытывают многие люди, причем независимо от возраста. ОНИ НЕСОВМЕСТИМЫ С ЭТИМ МИРОМ, С ЕГО РЕЧЬЮ, РАЗУМОМ И МЫШЛЕНИЕМ, ЕГО ЗАКОНАМИ, МОРАЛЬЮ, КУЛЬТУРОЙ И САМИМ СПОСОБОМ СУЩЕСТВОВАНИЯ.

Они никогда не скажут: «Ну, это все для вас, молодых… От своего времени мы уже отстали, и не нам что-либо советовать. Наша молодость прошла; у нас все позади, у вас - впереди». Они лучше промолчат… Потому что мир, который они видят из своего окна, не хорош ни для кого - ни для детей, ни для подростков, ни для молодых, ни для старых. Утешает лишь одно - ОН ПРЕХОДЯЩ И ВРЕМЕНЕН. А как говорил Г. Гегель, «В конечных и преходящих вещах таится изначально им присущий зародыш гибели; время их рождения — время их смерти».

Сможет ли наш мир уцелеть? Победить болезнь, преодолеть безумие - и выздороветь? Трудно сказать… Однако надежда еще не потеряна и многим есть, куда идти. Не случайно ведь было сказано:

«ПРИХОДЯЩЕГО  КО МНЕ НЕ ИЗГОНЮ ВОН».(Евг. От Иоанна,6\37)

На этом и закончим. До будущих встреч!

*** 

Сентябрь-ноябрь 2017 г.