Четыре красных розы

Мария Орфанудаки
День был скорее грустным, чем веселым.
Приходить в магазин за цветком по печальному поводу стали с самого утра, и потом приходили неоднократно в течение всего дня. У меня уже давно создалось впечатление, что людей стало умирать гораздо больше. И не только старых, но и людей среднего возраста, молодых.
Часто бывает, что люди, покупая цветы, не могут сдержать слез. Плачут и женщины, и мужчины. Бывает, что и рыдают, и ты их успокаиваешь, насколько можешь. Тяжелое это зрелище.
Сегодня утром пришли двое: женщина лет шестидесяти, а с нею мальчик, на вид лет десяти. У женщины в глазах стояли слезы. Бабушка и внук. Мальчуган был очень серьезен. Он не плакал, крепился.
Вначале я подумала, что эти двое пришли покупать цветы для умершего родственника или родственницы. Потом я услышала, как пожилая женщина тихонько спросила мальчика:
- Какие цветы ты выберешь для мамы?
Я замерла.
- Розы, - прошептал мальчик, - мама их очень любила.
Он медленно пошел в цветочный холодильник, а за ним, сгорбившись, последовала пожилая женщина. Выбрали четыре красных розы для мальчика. Женщина же взяла десять белых лизиантусов.
Стоя у кассы и доставая деньги из кошелька, женщина не выдержала.
- Лучше бы я тебе норковую шубу подарила, чем покупала сейчас цветы для прощания с тобой, - срывающимся от рыдания голосом, произнесла она, глядя замершим взглядом в край стола перед собой, - а теперь, все... Не стало тебя.
Женщина перевела взгляд на меня.
- А всего-то сорок лет исполнилось. Никто не ожидал. Раз и ушла, навсегда. Эх, лишенько. Дочка моя. Жить и жить.
- Мои соболезнования, - все, что смогла выдавить из себя я, понимая, что спрашивать про причину смерти будет неуместно. Предположить можно разное. Несчастный случай? Авария? Сердце не выдержало? Что угодно.
Мальчик резко побледнел и и стиснул губы. Взял в руки цветы.
- Пойдем, внучок, - сказала пожилая женщина, немного успокоившись, - нам пора.
Они попрощались и вышли из магазина.
А потом был длинный рабочий день, разные покупатели и поводы: радостно-грустно, но эта пара до сих стоит перед глазами. Женщина потеряла дочь, мальчик-мать. Страшное горе. Смерть всегда тяжело принять и невозможно смириться.
Давайте же обнимем наших родных людей и скажем, как сильно мы их любим. Как мы дорожим каждой минутой, проведенной с ними. Как нуждаемся в их любви и поддержке.
Здоровья им, и нам всем.

P.S. Безнадежно - это когда на крышку гроба падает земля, все остальное можно исправить.