Глава 4. Подстава

Владимир Шварцман
                ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ.

               
Зинаида Ивановна отмечала свой сорок пятый день рождения у себя на квартире, где собрались только самые близкие друзья и соратники - ближний круг. Виктор стоял в сторонке и зорко наблюдал за тем, как за богато накрытым столом едят, пьют и веселятся уже изрядно подвыпившие гости.

- Зиночка, а что это за молодой человек стоит там скромно в сторонке, и не принимает участия в общем веселье? – спросил Зинаиду Ивановну кто-то из гостей.

- Это моё доверенное лицо, - засмеялась именинница. – И это лицо всегда должно быть трезвое.

- Даже, в твой день рождения?

- Конечно.

- Ну, ты и садистка.

- Он не пьёт.

- Больной, что ли?

- Спортсмен. И поэтому, всегда должен быть в форме.

- За твоё здоровье мог бы рюмочку и принять.

- Лёва, это пустой разговор, лучше возьми гитару и спой нам что-нибудь, - обращаясь к Стравинскому - новому директору овощной базы, сказала именинница.

- Так это запросто, - засмеялся Стравинский и, взяв в руки гитару, запел:

Жил-был, в натуре, Лёва,

Имел четыре дома,

Отобрали Лёвкины дома,

Теперь он тихий, мирный,

Имеет ювелирный,

Магазин для сердца и ума, - радостно подхватила песенку вся компания.

Имел свою машину,

Возил красотку, Нину,

С шиком выезжал с ней со двора,

Вместе с автомашиной,

Вместе с красоткой, Ниной,

Рухнул Лёва с Крымского моста, - грустно закончил песенку певец и потянулся за бутылкой с коньяком.

- Машину жалко, - притворно всхлипнул кто-то, все засмеялись и, застолье возобновилось с новой силой...



... - Зиночка, я смотрю, тебе этот парень очень нравится, - с ехидной усмешкой сказал хозяйке дома изрядно подвыпивший Мальцев, перехватив один из нежных взглядов, которыми время от времени Зинаида Ивановна одаривала своего телохранителя. - Ты его уже уложила в свою постель?

- А тебе какое дело? – вспылила своенравная Зинаида Ивановна. – С кем захочу, с тем и лягу.

- Да на здоровье, чего ты пенишься, - пожал плечами Мальцев. - Ты же сама сказала, что молодым везде у нас дорога.

- Вот именно – молодым везде у нас дорога. И в мою спальню – тоже. Захочу, и он сегодня останется у меня на ночь.

- Кто бы сомневался, - вновь усмехнулся Мальцев. – Твои возможности и потребности я знаю очень хорошо...


...Проводив гостей, Зинаида Ивановна подошла к зеркалу и начала, со всех сторон, осматривать себя. Прожитые годы не оставил на её лице возрастных отметин, в свои сорок пять, она всё ещё выглядела молодой и была желанной для многих мужчин. Ах, любовь, любовь! Конечно же, была она и в её жизни! Да ещё какая! Но мелким и подлым оказался тот, кого она боготворила, кого считала идеалом и образцом настоящего мужчины. Однажды яркие праздники кончились и наступили серые будни – небо уже не казалось ей таким голубым, и звёзды уже не сияли так ярко, как прежде. Спала с глаз пелена и она увидела, что принцы и рыцари существуют только в кино, а в действительности – все мужчины, это большая куча дерьма. Горько проплакала она всю ночь, насквозь промочив слезами подушку, а утром, с постели встала не Зиночка Шахова, а повзрослевшая, с холодным и злым прищуром прекрасных глаз, властная и самолюбивая Шахиня.

С этого дня, стала она мстить мужчинам жестоко и беспощадно. Вступая в интимные отношения только с женатыми, сама сообщала жёнам своих любовников об их изменах. С какой-то сатанинской радостью созерцала она, как рушатся созданные, казалось бы, навечно семьи.

- В сорок пять - баба ягодка опять, - усмехнулась Зинаида Ивановна и подмигнула своему отражению в зеркале...



...Спустя неделю, после дня рождения, Зинаиду Ивановну Шахову перевели на работу в "Мосторг" и назначили на должность начальника отдела этого учреждения. Виктора она взяла с собой...


               

...Зина, нужен надёжный человек для того, чтобы провести одну акцию.

- Что за акция?

- Трегубова подловить на взятке.

- Ничего себе, акция! - вскрикнула Зинаида Ивановна. – Павел, ты думаешь, о чём говоришь!?

- Я всегда сначала думаю, а потом говорю.

- А что, война между Гришиным и Андроповым ещё не закончилась?

- Она в самом разгаре.

- Так Андропов уже сидит в кресле Генерального Секретаря. Чего ему ещё надо?

- Гришин ещё трепыхается, вот и решили почистить поляну вокруг него. Трегубов – человек из ближайшего окружения Гришина. Был ещё Соколов, но он уже на Лубянке.

- Так им директора "Елисеевского" гастронома мало?

- Соколов молчит, как партизан и не идёт на сотрудничество со следствием. Нужен более сговорчивый фигурант. Тебе же, как начальнику отдела, известна схема получения взяток в Мосторге?

- Трегубов не берёт взяток, - уверенно сказала Зинаида Ивановна. – Это всё Петриков.

- Компетентные органы разберутся, кто берёт, а кто не берёт. В общем, наша основная задача - подставить Трегубова. И предстоит это сделать через директора "Центрального" гастронома.

- Павел, но это так сложно и опасно. У Маркова такая «крыша», что нам с тобой и не снилось. Или ты не знаешь, кто у него отоваривается? Мне даже страшно произносить вслух эти фамилии.

- Не узнаю тебя, девушка, - усмехнулся Мальцев. – Ведь ты всегда любила рисковать. А насчёт "крыши" Маркова, так у Соколова она была покруче.

- И, всё-таки, рисковать...Однажды я уже так рискнула, что до сих пор аукается.

- Тогда ты решала собственные проблемы, а сейчас можешь помочь государству.

- А я уверена, что это тоже чьи-то личные интересы, - пристально посмотрев на своего собеседника, сказала Зинаида Ивановна.

- Я тебе уже сказал, чьи это интересы. Ещё раз повторить?

- Павел, а какая твоя выгода в этом деле?

- Скрывать не стану, сейчас хочу сесть в кресло замминистра внешней торговли, а потом и в кресло министра.

- Неплохое желание, - засмеялась Зинаида Ивановна. – Твои амбиции всем известны.

- Ты тоже в накладе не останешься. Свалим Трегубова, и ты займёшь его место.

- Свежо предание, да верится с трудом.

- Я тебе гарантирую.

- Ладно, посмотрим.

- А чего смотреть, надо исполнителя искать. В этом деле должен быть человек кристально чистый, иначе в «конторе» не поверят в наш спектакль.

- Где же найти кристально чистого исполнителя?

- А зачем его искать? У тебя есть такой человек.

- Кого ты имеешь в виду?

- Твоего телохранителя.

- Ермакова!? - не удержавшись, вскрикнула Зинаида Ивановна. - Почему именно его!?

- Потому, что его кандидатура идеальная. Участник боевых действий, награждённый орденом, и вообще автобиография у него кристально чистая.

- Нет, я не хочу...Павел, давай, Маслова определим на эту роль.

- Зина, я знаю, что ты ненавидишь Маслова и готова сожрать его с говном, но он на эту роль не подойдёт. "Контора" на него не клюнет.

- Так может, кого другого?

- Зина, иногда, для общего дела, нужно пожертвовать личным. Найдёшь себе другого любовника, - усмехнувшись, сказал Мальцев.

- Ермаков мне не любовник.

- Нежели, ещё не затащила его в свою постель?

- Не затащила.

- Почему?

- Не хочет меня.

- Вообще-то, у него есть невеста - восемнадцатилетняя девочка.

- Откуда знаешь? - встрепенулась Зинаида Ивановна.

- Знаю, - усмехнулся Мальцев.

- Тогда...это меняет дело. Забирай Ермакова.

- Другого ответа, я от тебя и не ожидал. Давай выпьем за удачу, - вновь усмехнувшись и поднимая рюмку с коньяком, сказал Мальцев.

Зинаида Ивановна, молча подняла свою...




...Этот, казалось бы, обычный день - двадцать пятое августа тысяча девятьсот восемьдесят третьего года, круто изменил в дальнейшем всю жизнь Виктора. А начинался он, как обычно, и ничего не предвещало беды.

- Виктор, надо съездить в "Центральный" гастроном, - сказала Зинаида Ивановна. – Пусть Михаил Юрьевич передаст через тебя финансовый отчёт. Это очень срочно.

- Хорошо, я мигом, - сказал Виктор и уже на выходе из кабинета, в дверях столкнулся с директором плодоовощной базы - Стравинским.

- Осторожней, молодой человек, вы чуть не сбили меня с ног.

- Извините, спешу очень.

- Куда это вы так торопитесь?

- В "Центральный" гастроном.

- Не откажите в просьбе, передайте Михаилу Юрьевичу портфель с документами. Я ему их ещё вчера должен был отдать, да времени свободного не было, а они ему срочно нужны. И сегодня у меня времени совсем нет, с самого утра здесь торчу. Я в долгу не останусь.

- Передам, нет проблем, я всё равно, туда еду.

- Ну и славненько, - обрадовался Стравинский, и вручил Виктору небольшой, кожаный портфель...




...Виктор постучался, секунду выждал и вошёл в кабинет директора второго по значимости после "Елисеевского" гастронома Москвы.

- Михаил Юрьевич, разрешите?

- Слушаю вас, молодой человек, с чем пожаловали?

- Зинаида Ивановна просила, чтобы вы срочно передали финансовый отчёт.

- Совсем забыл, замотался, а тут ещё, так некстати, главный бухгалтер заболел. Передайте Зинаиде Ивановне мои извинения, а отчёт сейчас доставят из бухгалтерии, - хлопнув ладонью себя по лбу, сказал директор магазина и взялся за трубку телефонного аппарата.

- Да, тут ещё Леонид Борисович просил передать вам документы, - сказал Виктор и протянул хозяину кабинета портфель.

- Какой Леонид Борисович?

- Стравинский. Он сказал, что эти документы вам срочно нужны.

- Странно, что за срочность такая? - удивился директор магазина, принимая из рук Виктора портфель. – И что за документы?

В ту же секунду дверь кабинета распахнулась, и в него вошли четверо, быстрым шагом подошли к столу.

- Товарищи, в чём дело? – нахмурившись, спросил вошедших хозяин кабинета, которому явно не понравилась бесцеремонность непрошеных гостей.

Один из вошедших молча достал из кармана служебное удостоверение сотрудника КГБ, так же молча показал его хозяину кабинета и Виктору. Тут же сказал: - Вы только что передали портфель присутствующему здесь гражданину Маркову. Подтверждаете этот факт?

- Подтверждаю, - не стал скрывать очевидного Виктор.

- Что находится в портфеле?

- Документы.

- Какие документы?

- Не знаю? – пожал плечами Виктор. – Я в чужие бумаги не заглядываю. Меня попросили передать, я и передал.

- Кто попросил?

- Директор овощной базы.

- Фамилию и имя директора можете назвать?

- Леонид Борисович Стравинский.

- Хорошо, сейчас в присутствии понятых мы осмотрим содержимое портфеля. Возражения есть?

- У меня нет, - сказал Виктор.

- А у вас? – обратился сотрудник Комитета государственной безопасности к хозяину кабинета.

- Вскрывайте, - пожал плечами тот. – Мне самому интересно посмотреть, что там внутри находится.

- Тогда приступим, - сказал представитель КГБ и, пригласив понятых подойти поближе к столу, открыл портфель, затем медленно стал выкладывать на стол его содержимое.

- Красивые документы, не правда ли? – усмехнулся представитель Комитета, когда пачка новеньких стодолларовых купюр США легла на широкий стол. – Сколько там?

- Пятьдесят купюр, - закончив считать банкноты, сказал второй сотрудник КГБ.

- Пять тысяч долларов - это круто, - усмехнулся старший оперативник. – Валютные операции в частном порядке, запрещены законом нашей страны. У вас обоих, как я полагаю, будут большие проблемы.

У Виктора от удивления округлились глаза и он, ничего не понимающим взглядом, вопросительно посмотрел на Маркова. Тот точно таким же удивлённо-вопросительным взглядом смотрел на него. Прошло несколько томительных минут, прежде чем к Виктору вернулись способности мыслить и разговаривать, и он задал первый вопрос: - Может, наконец, мне кто-нибудь объяснит, что здесь происходит?

- Я могу объяснить, - сказал один из оперативников. – Происходит пресечение валютной операции и задержание с поличным взяточника и взяткодателя.

- Что за дурдом?! – вспылил Виктор. – Меня попросили передать портфель, я и передал! А что в нём находилось, я не знал!

- Мы это уже слышали, но факты говорят сами за себя.

- Какие факты? – упирался Виктор. – Поговорите с директором овощной базы, и он подтвердит, что я тут не при делах.

- Следствие разберётся во всём, а пока, прошу проследовать за нами, - сказал старший оперативник и приказал своим помощникам надеть на арестованных наручники.

Так, в наручниках, их вывели из кабинета и на глазах у сотни покупателей, провели через весь магазин к выходу, у которого их ждали две чёрные «Волги»...



 

... - Да мне не в чем сознаваться! - негодовал Виктор в кабинете следователя. – Спросите Стравинского, тот подтвердит, что это по его просьбе я передавал Маркову этот злосчастный портфель!

- Не подтвердит.

- Почему? Организуйте нам очную ставку, и тогда...

- Несколько часов тому назад, Стравинский умер от инфаркта.

- Так это что же теперь? – после минутной паузы, тихо спросил Виктор и с надеждой посмотрел на следователя. – Никто не сможет подтвердить мою невиновность?

- Сожалею, но у вас нет алиби.

- Но это же, абсурд! Почему я должен отвечать за чужие грехи!?

- В науке права, есть мудрая аксиома: если хочешь найти преступника, ищи того, кому совершённое преступление могло принести пользу, - сказал следователь и пристально посмотрел на Виктора. - Если вы, действительно, не виноваты, то как думаете, кому было выгодно вас подставлять?

- Понятия не имею, - пожал плечами Виктор.

- Вот и я, пока что, понятия не имею, - с нотками сожаления в голосе, сказал следователь. – Но, рано или поздно, но я обязательно это узнаю. А пока что, всё против вас.

- Значит, придётся сидеть? - спросил Виктор, и взгляд его потускнел.

- Я не судья, - пожал плечами следователь. – Будем разбираться, но, честно говоря, я не вижу способов помочь вам. Нет свидетелей в вашу пользу.

- Поговорите с моей начальницей, - попросил Виктор. - Зинаида Ивановна подтвердит, что именно Стравинский дал мне портфель и, что это по его просьбе я доставил портфель Маркову.

- Обязательно поговорю, и не только с ней, – пообещал следователь и, вызвав конвоира, отправил Виктора в камеру.

Опытный следователь чувствовал, что Виктор в этом деле - пешка в большой игре, и понимал куда и в кого намечался главный удар. В ведомстве, в котором он служил отлично знали о тайной и явной войне всесильного Андропова и непомерно амбициозного Гришина.

- Жаль парня, статья очень уж...если бы не валюта, - с сожалением вздохнул следователь, вновь и вновь перечитывая страницы возбуждённого, против Виктора, уголовного дела. - Отличный спортсмен - мастер спорта, воевал в Афганистане, награждён боевым орденом - не место ему в колонии. Спасти его невозможно, механизм уже запущен и набирает обороты...Жаль, очень жаль. Испортили парню жизнь...
 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.