Человек из народа

Юрий Отряскин
Любое общество имеет, грубо говоря, три ступени развития, которые чередуются в жёстком порядке: преобразование (реформа), становление и расцвет, а затем застой (стагнация). Последнее, чаще всего, является запуском хода к новому витку этого “колеса” или, в противном случае, к вырождению самого общества и его смерти-забвению.

Запуску, или продолжение движения этого “колеса”, чаще всего способствует не столько аристократы, сколько “человек из народа”. Аристократы, как “лучшие люди”, в своей массе весьма образованная, умная и продвинутая - в прямом смысле слова - прослойка любого народа. Но зачастую, в ней срабатывают два принципа: “многие знания - многие печали” и “горе от ума”. Первый принцип плавно переходит во второй, когда знаний становится в избытке, а использовать их энергию “в мирном русле” развития общества, не находит должного применения. В XIX веке это состояние очень точно и тонко подметил И.Крылов в своей басне “Лебедь, рак и щука”.

Раньше время текло медленнее. Так обычно рассуждает современный человек. Но это не совсем так. Точнее, совсем не так: ускорились отдельные процессы в обществе, в основном научно-технический, но не само время. И поэтому нам кажется, что раньше жизнь была более размеренной, текла, а не скакала, как в нынешнее время. Но независимо от нашего мнения на этот вопрос, жизненный цикл общества остался прежним: рождение - становление-застой.

И согласно этому закону Природы, когда происходит застой, само общество начинает бурлить. Все в предчувствии перемен и все ждут этих перемен. И по-началу, взор всех устремлён на властный олимп. А там, как раз, “лучшие люди города” - по Е.Шварцу - которые пытаются применить накопленные ими знания во благо. Если, как говорил Горбачев, “пришли к консенсусу”, то перемены проходят хоть и медленно, но без особых крайних проявлений. Но ежели не пришли…

Вот тут и выступает наш герой - “человек из народа”. И не в чинах и званиях дело, а в том, что до определённого времени он был мало кому известен, а то и вообще неизвестен. Приведу несколько примеров, но с учётом того, что нужно к некоторым отнестись соответственно, без ненависти, которую некоторые потом заслужили.

Начну с относительно далёкой нашей истории, но, на мой взгляд, самой яркой её страницей, которая перекликается, в какой-то мере, с сегодняшним днём.

Царствие Ивана Васильевича, прозванного Грозным, ознаменовалось начальной стадией, реформаторской. Был положен конец междуусобным разногласиям, началось приращение земель к Руси, освоение их и строительством во всём государстве. Провёл немало важных преобразований, как в централизации власти, так в построении общества. Сделал уложения в административной, судебной и военной частях (появление полурегулярного стрелецкого войска). Отойду немного в сторону от повествования и скажу, что именно из этого войска, “избранной тысячи” из дворян, царь Пётр набирал своих единомышленников. С супротивниками, по-нынешнему - консерваторами, сами знаете как поступил.

Так вот. Реформ было сделано немало. Борис Годунов, после смерти царя, продолжил им начатое. То бишь, говоря по-другому, при нём происходило становление и расцвет государства. “Лучшие люди” окрепли и набрались ума. А набравшись, захотелось этот ум приложить. Но не в дальнейшее развитие общества, а против одного лица, против Годунова. Вот тут-то и произошло горе от их ума - было положено начало Смутному Времени. Отплатили презлым за преинадобрейшее, как сказал Иоанн Васильевич из пьесы Булгакова. Начав происки против одного, увлеклись и страна стала погружаться в застой.

В самой вершине той Смуты и появился “человек из народа”. Точнее, два - Минин и Пожарский. Дальнейшее вы все прекрасно знаете! Так закончился один “проворот колеса”, заложенный самой Природой.

Чтобы не утомлять вас, быстренько пробегусь по другим персоналиям, перескочив во времени.

В других странах этот принцип действует так же неукоснительно, как и у нас. В смутное время Франции, в череде революций, которым способствовал застой, проявившейся в Старом Режиме, с его законами, его пороками, его убожеством*, появился свой “человек из народа” - Наполеон Бонапарт. Начинал он как младший лейтенант артиллерии, в их Смуту дорос до командующего Итальянский армией, а закончил как Император Священной Римской Империи. И он же стал зачинателем расцвета французской стороны.

Далее.

Россия, сто лет назад. Опять “лучшие люди города” затеяли потрясти своим умом. То, что в стране, перед самой войной творился застой, они признают. Но не признаю;т в этом своей вины. Выбив власть у царя, в самый разгар войны, они не смогли ей правильно распорядиться. В результате, новое горе от их ума.
И опять на сцену выступает наш герой - человек из народа. В.Ульянов, он же Ленин. И так же, как и вышеописанные “человеки”, Смуту усмиряет и выступает устроителем реформ.

Германия, двадцатые годы прошлого столетия, после Версальского Мира. Народ недоволен этим Миром, тихо ропщет, а иногда и бунтует, власть слаба и не знает как быть, аристократия в шатаниях. Одним словом, застой и назревание Смуты. И вновь приходит он, тот, кто “из народа”. В начале широко известный в узких кругах, но затем, почти одномоментно, забирает всю полноту власти у рейхспрезидента Гинденбурга, и становится рейхсканцлером всея Дойчланд, с прицелом на весь мир. Он - зачинатель реформ и укрепления своей страны.

...Думаю, достаточно примеров. Про события, произошедшие за последние 25-30 лет, напоминать не буду, у всех они перед глазами.

 Все они, “люди из народа”, были разные и преследовали разные цели. Но их объединяет то, что вышли они в самое трудное время для их стран. И решали одну и ту же задачу: закончить Смуту, порождённую застоем, и двинуть “колесо истории вперёд”.

Возвращусь к первому примеру. Я недаром сравнил его с нынешним днём. Многое перекликается с тем временем. Там была “семибоярщина”, сейчас, можно сказать, “семибанкирщина”. “Лучшие люди города” превратились вначале в удельных князьков, а затем, постепенно, теряя всякое уважение к народу, поднимая цены, задавливая его налогами и поборами, думая только о своей мошне и о близости к власти, превратились в “лучших людей села”. Зачастую в таких же пьяниц и несунов всего, что плохо лежит.

Нерешительность власти в урезонивании зарвавшихся, в слиянии такого “бизнеса” и самой власти, не вызывают ничего, кроме раздражения. “Борьба нанайских мальчиков”, в виде мздоимец против мздоимства, вызывает не усмешку, а усиливает это раздражение. Забалтывание необходимых для всего общества реформ, а невыполнение их, кроме сжимания кулаков ничего не вызывает… Слабость власти налицо, застойные явления усиливаются. Смута на носу, а им, очень похоже, хоть бы хны!

Если так продолжится ещё какое-то недолгое время, то надо ждать следующего по очереди “ человека из народа”. И пусть мы о нём пока не знаем, но он себя, при таком раскладе, обязательно проявит.

***

ПС: прошла информация, что президент будет баллотироваться на следующих выборах. Я вижу в этом, что застой подходит к той точке, за которой последует очередная неразбериха, в итоге приводящая к появлению “человека из народа”. Следует добавить, что этому проявлению предшествует некая череда незначительных по своей силе фигур, которые выступают выразителями чаяний народа, но не добивающихся каких-либо перемен.