Четыре стадии жестокости Уильяма Хогарта

Алина Алексеева-Маркезин
         
   ЭТА СЕРИЯ ХОГАРТА ОЧЕНЬ ОТКРОВЕННА И ЖЕСТОКА.

 Но,чтобы понять художника,его стремления и замыслы,нам нужно на неё взглянуть, может она заставит о многом задуматься.Эта тема будет актуальной всегда.

ОТЗЫВ ХУДОЖНИКА:

 "Нет такой части моей работы, которой я гордился бы и из-за которой чувствовал бы такое же счастье, как из-за серии «Четыре стадии жестокости», потому что я верю, что её выход сдержит дьявольский дух варварства к простой скотине, который, к моему сожалению, когда-то был так распространён в этой стране."

ПРОТИВНИКИ:

    Чарлз Лэм считал серию карикатурной, не достойной быть принятой в ряд работ Хогарта и претендующей лишь на звание произведения со «своенравным юмором», обычно художнику не свойственным. Искусствовед Аллан Каннингем резко отозвался о серии:

     "Я хотел бы, чтобы она никогда не была нарисована. Конечно, есть большое мастерство в композиции и глубокое знание характеров; но весь результат груб, жесток и отвратителен. Дикий мальчик превращается в дикаря, и делает карьеру в жестокости и поругании жестоким убийством, за которое он был повешен и расчленён"

   Подобно другим гравюрам Хогарта, «Четыре стадии жестокости» были выпущены с воспитательной целью. В этой серии гравюр демонстрируется лёгкость, с которой жестокий ребёнок превращается в закоренелого преступника.

    Хогарт стремился привлечь внимание к варварскому обращению с животными, «сам вид которых на улицах нашей столицы тревожит каждый чувствительный ум». Хогарт любил животных, на автопортрете 1745 года он изобразил себя со своиммопсом, у дома художника в Чизике были устроены могилы его питомцев — собак и птиц

     Гравюры задуманы как морализаторское наставление; Хогарт был обеспокоен жестокостью на улицах Лондона, ставшей обыденным делом. Серия печаталась на дешёвой бумаге и предназначалась в первую очередь для низших слоёв населения. Хогарт, желая достигнуть наиболее сильного воздействия на зрителя, в этой серии гравюр, в отличие от других своих произведений, отказался от юмористического смягчения сюжетов. Тем не менее, как и другие его работы, гравюры содержат множество интересных деталей и тонких аллюзий.

ПЕРВАЯ СТАДИЯ ЖЕСТОКОСТИ.

    На первой из гравюр Том Нерон, чьё имя — отсылка к римскому императору или стяжение к «не герой», с помощью других мальчиков вставляет стрелу собаке в прямую кишку — эта пытка повторяет мучение грешника в «Искушениях святого Антония». Значок с инициалом на плече его выцветшего и рваного пальто указывает, что он учится в благотворительной школе района Сент-Джайлс.

     Два мальчика вверху справа от Нерона выжигают птице глаза горящим факелом; мальчики в нижней части гравюры закидывают петуха (вероятно, это намёк на вражду с французами, а также указание на то, что действие происходит в традиционный для таких забав с петухами день, в Жирный вторник).

        Ещё один персонаж привязывает к хвосту собаки кость так, чтобы она не могла её достать; пара дерущихся кошек подвешена за хвосты, группа мальчиков дразнит их. В нижнем левом углу на кошку натравили собаку, а на дальнем плане картины ещё одну кошку с привязанными к ней пузырями выбрасывают из окна верхнего этажа. Имя Тома Нерона написано под изображением повешенного (его рисует мелом один из мальчиков) — это предсказание участи главного персонажа.

  ВТОРАЯ СТАДИЯ ЖЕСТОКОСТИ:

                Том Нерон вырос и стал наёмным кучером. Его лошадь, измученная годами тяжёлой работы и жестоким обращением, упала, сломала ногу и разбила повозку. Том избил лошадь столь сильно, что выбил ей глаз.

    Хогарт изображает четырёх тучных адвокатов, пытающихся выкарабкаться из повозки. Вероятно, это карикатуры на известных в то время юристов, однако идентифицировать их не представляется возможным.

       Здесь же можно наблюдать, как пастух до смерти забивает ягнёнка, перегруженного осла бьют по крупу, а разъярённый бык подбрасывает одного из своих мучителей. Некоторые эпизоды описаны в сопроводительном тексте.

 Жестокость к животным сменяется жестокостью к людям; возчик спит, не замечая, что из его бочки выливается на мостовую пиво, а его подвода давит играющего мальчика. Плакаты на заднем плане рекламируют петушиные бои и бокс, что ещё более подчёркивает атмосферу безысходности.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ.
    Ко времени третьей сцены Том Нерон прошёл путь от жестокого обращения с животными до кражи и убийства. Он подбил свою беременную любовницу Энн Гилл (Ann Gill) ограбить её хозяйку и бежать.

     Встретив Энн, Нерон убивает её с особой жестокостью:запястье и указательный палец жертвы почти оторваны, шея глубоко разрезана. Её сундучок и украденные ею товары валяются рядом с девушкой на земле. На книге, которая вместе с молитвенником выпала из сундучка, написано «Бог мстит за убийство», почти оторванный палец Энн указывает на эти слова.

      Женщина, обыскивающая карманы Нерона, обнаруживает пистолеты и множество карманных часов — свидетельство того, что он превратился в разбойника (как Том Идл в «Усердии и лености»).

ЧЕТВЁРТАЯ СТАДИЯ.

  Осуждённого Нерона, признанного виновным в убийстве, повесили, а его тело подвергли позорному процессу публичного рассечения. Согласно принятому через год после выхода гравюр «Закону об убийцах» (1752), органы преступника могли предоставляться хирургам для изучения. Считалось, что это обстоятельство вместе с отказом в захоронении будет дополнительным сдерживающим фактором.

        Во то время, когда Хогарт работал над серией гравюр, передача органов убийц не была закреплена законодательно, однако хирурги иногда получали тела для исследований.Тома Нерона можно узнать по татуировке на руке. Верёвка, которая всё ещё висит на шее, указывает на способ казни.

      Прозекторы, чьи сердца закалены долгими годами работы с трупами, столь же равнодушны к Нерону, сколь он был равнодушен к своим жертвам. У Нерона вынимают глаз, что в гравюре является напоминанием о том, что лошадь лишилась глаза по его вине, а собака ест его сердце — это возмездие за жестокость, которую он проявлял ещё мальчиком.

      Лицо Нерона искажено от боли. Эту неправдоподобную деталь Хогарт добавил, чтобы произвести впечатление на зрителя. Палец Тома согнут так же, как палец Энни в предыдущей сцене; он указывает на варящиеся кости — такая судьба уготована и телу Нерона..