Незаконченный шедевр

Светлана Кахутина
     Однажды я видела отрывок из мультфильма по повести Н.В. Гоголя "Шинель". Затаив дыхание,  я смотрела его минут пять, боясь упустить каждое мгновение этого чуда. Фильм был черно-белый, словно нарисован простым карандашом, в виде бесконечных штрихов, которые непрерывно двигались.

     Показывали сцену, как Акакий Акакиевич пьет чай перед сном. Все его лицо менялось ежесекундно, выражая разные эмоции от удовольствия и блаженства, когда он прихлебывал из блюдечка горячий, ароматный чай, до грусти и печали, когда заканчивался сахар и он пальчиком собирал на столе крошки, не оставляя ни одной самой маленькой. А потом не выдерживал, откалывал еще кусочек и с наслаждением смаковал его.  Маленькие черные глазки тоскливо выглядывали из-под ресниц. Взгляд  был грустный, даже когда ему было хорошо. Юркие, нервные пальчики бегали  по лицу,  одежде или  по столу, опять ища крошки.  Весь он был несчастный и забитый, тельце его постоянно меняло свое положение и ерзало. Предметы в комнате находились в едва уловимом движении. Стол, стулья, чашка словно жили одной жизнью с ним и были верными друзьями. Ни один артист не сможет сыграть так ярко и жалостливо, и никакие компьютерные эффекты здесь не помогут. Уже после минуты просмотра у меня ком подкатил к горлу, мне хотелось его приласкать, погладить и заплакать от жалости.

      Про работу над мультфильмом рассказывали по телевизору в новостях и пояснили, что его снимает Юрий Норштейн с 1981 года, и он еще не закончен. Этот фильм по впечатлению и ощущениям намного превосходил саму повесть "Шинель", которую я сразу решила перечитать. Там не было той высокой ноты тоски за человека, которая со стоном вырывалась из груди.

      Впоследствии я долго ждала, когда закончат мультфильм. Часто вспоминала и рассказывала о нем с восхищением своим знакомым. И вот через несколько лет по телевизору мелькнули до боли знакомые кадры. Автор рассказал, что фильм до сих пор не снят. Сначала не было денег, потом погиб друг и соавтор и не осталось моральных сил продолжать съемки одному. В конце беседы пообещал, что все-таки соберется с духом и закончит работу в честь своего друга. А потом показал много ящичков, в которых лежат многочисленные детали к фильму. Ящик с  пальчиками и ручками, ящик с губками самой разнообразной формы, ящик с сотней черных глаз, от скорбных и грустных до радостных и сияющих.

      У меня было ощущение, что я встретилась со старым знакомым и была уверена, что фильм наконец-то сделают. Но опять прошло несколько лет, а его всё нет.  Более гениального мультфильма я  не видела.